My default image
Сухое вино: что нужно знать
ГлавнаяВиноОсновыСухое вино: что нужно знать

Сухое вино: что нужно знать

Многих смущает пометка «полусухое» на русских контрэтикетках вин таких категорий, которые мы знаем как сухие. Полусухое гави или бордо? Сразу кажется, что туда что-то добавили, чтобы улучшить незрелый вкус. Но это зачастую нюанс именно российской маркировки.

Кроме того, вина с содержанием сахара повыше 4 г/л – устойчиво растущая каста: тут и глобальные изменения климата играют роль, и более искусное обращение виноделов с виноградом.

Любители вина склонны к крайностям. Многие начинают со сладких напитков (любовь к этому базовому вкусу заложена в нас генетически, ведь именно сладкие растения и плоды в природе вызревшие и безопасные), но со временем для них же становится безоговорочным то, что «настоящее вино только сухое».

Особняком стоят великие сладкие вина: сотерны, токаи, TBA (Trockenbeerenauslese) ласкают ценителям слух, но пьют их значительно реже. Сказывается дороговизна, да и выпить бутылочку сладкого на двоих за ужином проблематично: нужна компания.

При этом все, что между двумя полюсами, подвержено гонениям. А узнав, что дешевые полусладкие вина делают в основном на заказ для специфического российского рынка, покупатели стригут всех производителей под одну гребенку и от любой бутылки с надписью «полу-» шарахаются как от чумы. И если полусладкие вина нередко действительно «на любителя», то отвергая полусухие, мы рискуем упустить немало интересного.

Что такое сухое вино

Сухим называют вино, в котором дрожжи сбродили весь сахар насухо, то есть в нем практически не осталось остаточных сахаров, в основном глюкозы и фруктозы, которые и составляют большинство углеводов в соке винограда. В контексте вина сухое – антоним сладкого. Оцениваются сахара в конечном продукте в граммах на литр или, как гласит наше законодательство, которое не использует внесистемные меры Международной системы единиц, в граммах на кубический дециметр.

Традиционно именно сухое вино было стабильным, так как если брожение по каким-либо причинам останавливалось до переработки всех сахаров, велика была вероятность порчи: последующего возобновления брожения, либо молочнокислого скисания (молочнокислые бактерии тоже не прочь полакомиться сладким). Отсюда и пошла тенденция делать вина в основном либо сухими, либо сладкими, в которых сам сахар отчасти является консервантом. Во многом только с ростом технологий и повышением гигиены производства стало можно делать стабильные вина практически с любым уровнем остаточного сахара.

Кстати, популярное среди новичков пояснение, по которому сухое вино называется так из-за танинов (они связывают белок слюны, вызывая ощущение сухости во рту) – не более чем легенда. Оно скорее вводит в заблуждение, так как подходит в основном для красных вин, да и то не для всех. Кроме того, даже сладкое вино (например, портвейн) может содержать много танинов.

В Англии для практически сухих вин используют два термина:

  • Bone-dry – «сухие как кость», абсолютно сухие вина; как правило, это вина с содержанием сахара до 2 г/дм3;
  • Off-dry – «несухими» называют полусухие вина с небольшим остаточным сахаром или даже сухие, но со сладкими ароматами.
© архив SWN

© архив SWN

Трудности перевода

Невероятно, но факт: многие вина, на контрэтикетке которых написано «полусухое», с точки зрения европейского потребителя сухие.

По действующему в России ГОСТу (32030-2013), массовая концентрация сахаров в сухих винах должна составлять не более 4 г/дм3. Любое вино, содержащее от 4 до 18 г/дм3, должно маркироваться как полусухое, от 18 до 45 г/дм3 как полусладкое, ну а все, что выше – сладкое.

В Евросоюзе у универсального стандарта есть дополнение: сухим считается вино, содержащее до 4 г/дм3, либо до 9 г/дм3, если разность между остаточным сахаром и титруемой (то есть общей) кислотностью не менее двух. То есть если в вине 7 грамм титруемых кислот, то даже при 9 г сахара оно считается сухим (и ощущается как таковое).

Аналогично есть компенсация по кислотности для полусухих вин: не более 12 г/дм3 или не более 18, если разность с кислотностью не менее 10. Если кислотности не хватает, то даже вино с 12 г сахара будет считаться полусладким. И только для сладких вин цифры едины.

В некоторых странах есть исключения, ЕС признает право стран и регионов на отдельные аппелласьоны, где нормы производства могут быть строже и предписывать четкие нормы остаточного сахара. Так, несмотря на то что альбариньо – сорт с высокой кислотностью, вин с остаточным сахаром в DO Rías Baixas не найти, они сухие по правилам региона.

В отличие от российского законодательства, в Евросоюзе вообще необязательно выносить на этикетки тихих вин какую-либо информацию о содержании сахара, равно как и другие данные о пищевой ценности. Согласно их правилам (опять же общим, которые не затрагивают региональные выдержанные или сертифицированные биовина), на этикетке должны быть указаны только название продукта, номинальный объем, крепость, номер партии и наличие сульфитов, если таковые имеются.

Наше законодательство, с одной стороны, помогает потребителям получить дополнительную информацию, с другой – порой искажает впечатление: ведь законодательные нормы относятся, прежде всего, к физическому количеству химических элементов, а не к восприятию вкуса.

Климатические реалии

Содержание алкоголя в вине зависит от сахаристости сусла, а последнее – от зрелости винограда, которая, в свою очередь, зависит от климата и погодных условий. Каждые 17 грамм сахара в сусле дают 1% алкоголя, при этом стадия технической зрелости (то есть стадии, в которой виноград наиболее пригоден для изготовления вина) наступает с отметки порядка 180 г/л. Раньше далеко не всем производящим вино регионам накопление сахаров давалось легко.

Сегодня техническая зрелость перестала быть проблемой в большинстве регионов винодельческого пояса. Шаптализация – добавление сахара в сусло, уходит в прошлое, а зоны виноградарства смещаются на север. Великобритания, например, уже производит не только игристые вина, где фенольная зрелость неважна, но даже неплохой, по слухам, пино нуар

Что касается южных стран, там понятие «плохих урожаев» и вовсе неактуально. Например, в Испании последний урожай категории D (deficiente, «недостаточный») был зарегистрирован в Бьерсо в 1993 году, а в большинстве регионов ничего такого не случалось с середины 1970-х. Среднюю категорию R (regular, «нормальный») присваивали субрегиону Андалусии Кондадо-де-Уэльва в 1994 году. С тех пор все годы по всей Испании делятся только на хорошие, очень хорошие и отличные.

Вместе со зрелостью винограда растет и алкоголь. Крепость Château Mouton-Rothschild 1948 года составляла 10,5% – минимальный уровень по правилам аппелласьона. К 1980-м нормой для Бордо стали 12,5%, а к 2010-м годам показатель вырос еще на процент. Сегодня никого не удивишь бутылкой простого Bordeaux AOC с алкоголем выше 14%.

В Германии виноделы считают безнадежно устаревшей государственную классификацию 1971 года, которая строится на зрелости винограда и содержании сахара.

Хай-тех

Конечно, дело не только в климате. Многие специалисты, включая Джона Сальви (MW) считают, что «потепление не может служить оправданием повышения алкоголя». Куда важнее прогресс в виноградарстве и виноделии: успешная борьба с болезнями (здоровое растение и сильные лозы дают больше сахара), более подходящие методы обрезки, выделение более чистых штаммов дрожжей, производящих больше алкоголя, и т. д. Кроме того, многие потребители любят яркие и насыщенные вина, а виноделы, в погоне за фенольной зрелостью, собирают урожай все позже, заодно повышая уровень алкоголя.

В поисках баланса

Если для Бордо речь идет о выборе между мощью и элегантностью, то в некоторых регионах алкоголь уже зашкаливает. При этом законодательство позволяет округлять 14,9% до 14,5%. Для белых вин изменения могут оказаться роковыми.

Борьба за снижение сахаристости и алкоголя идет полным ходом: одни ищут старые автохтонные или выбирают новые сорта, другие идут в горы, третьи выводят клоны позднего созревания, четвертые разрабатывают новые штаммы дрожжей, которые, как ожидается, будут производить меньше алкоголя из виноградного сока. Но все это большая кропотливая работа, и она потребует много времени и инвестиций. Пока же тенденция оставлять некоторое количество сахара для мягкости и баланса стала привычной.

Сегодня отдающая снобизмом фраза «я пью только сухое» скорее выдает винолюба-неофита, ведь опытный виноман знает, что сам по себе остаточный сахар не является ни плюсом, ни минусом, а важнейшим фактором по-прежнему остается вкус вина.

© Moritz Knoringer/Unsplash

© Moritz Knoringer/Unsplash

Сладко ли тебе?

Откуда взялись пресловутые четыре грамма? Якобы именно таков порог органолептического обнаружения сладости. Но дегустаторы все разные, а закон беспощаден к пороговым значениям: вряд ли кто-то сможет по вкусу различить 3,9 и 4,1 г, хотя на полюсах разница огромна. Восприятие остаточного сахара зависит от множества факторов.

Кислотность 

Она прекрасно балансирует сладость. Благодаря природной кислотности шенена блан и прохладному климату Луары, некоторые вина из Вувре в молодом возрасте кажутся сухими, хотя содержат до 30 г остаточного сахара! От профессиональных дегустаторов часто можно услышать фразу «Остаточный сахар есть, но он прекрасно интегрирован». Он идет лишь на пользу, улучшая органолептику и баланс вина.

Содержание алкоголя и танины

Совершенно сухое высокоалкогольное шардоне из Нового Света порой кажется сладковатым во вкусе.

Глицерин

В небольших количествах образуется при ферментации и имеет сладковатый оттенок. Впрочем, наибольшее его количество (около 10 г/л) содержится в и без того сладких винах, в частности, ботритизированных.

Аналогии

Огромную часть впечатлений о вине мы получаем не от вкусовых рецепторов, а благодаря ароматике, в том числе ретроназальной, когда ароматические молекулы достигают обонятельных рецепторов, проникая в нос из горла. Мозг автоматически проводит параллели между привычными запахами и вкусом, хотя это впечатление может быть ошибочным. Поэтому благоухающий сладкими нотами мускат или гевюрцтраминер может казаться слаще, чем есть на самом деле, в то время как полусухой рислинг с ароматами цитруса и зеленого яблока будет восприниматься несколько суше.

Температура подачи

Холод маскирует сладость, а полусухие и тем более сладкие вина принято подавать охлажденными.

Гастрономическое сопровождение

Кислые и горькие продукты усиливают ощущение сладости, а вот сладкие или те, где доминирует умами, напротив, снижают.

Фото на обложке: © архив SWN.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №114.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email