12 итогов года от Максима Каширина

2 апреля 2019

Из-за специфики журнальных сдач мы говорим о том, как прошёл 2018 год, ещё в ноябре, — учитывая очередной виток политической напряжённости, сложно сказать, на какой ноте год закончится. Будем надеяться на лучшее и просто сочтём большие и маленькие удачи 2018-го в вине — без политики.

1. Год супертосканы

В 2018 году отмечали 50-летие супертосканы, первым коммерческим урожаем двух вин, с которых началась история этой категории — Sassicaia от Tenuta San Guido и Vigorello от San Felice, — был 1968 год. Совпадение это или нет, но Sassicaia 2015 в ноябре была объявлена Вином 2018 года по версии американского журнала Wine Spectator. Кажется, я ещё никогда не был так рад выбору редакторов WS, — триумф более чем заслуженный. В прошлый раз супертоскана была номером один в топ-100 у WS аж в 2001 году, тогда это было Ornellaia 1998. Потом категория ушла немного в тень новых «культов» и «икон» из других регионов мира, но сегодня супертоскана снова на пике интереса.

С Tenuta dell’Ornellaia связан особый повод для гордости по итогам года для компании Simple: после десяти лет переговоров мы стали эксклюзивным поставщиком всех вин легендарного хозяйства. Для Ornellaia это был знаковый выбор, ведь Simple исторически является официальным представителем в России дома Frescobaldi и Tenuta San Guido. Как правило, вина этих трёх компаний не оказываются в портфеле одного импортёра, но нам выразили особое доверие.

2. Последствия чемпионата

Удачно прошедший в России чемпионат мира по футболу принёс всему свету очень важную весть о том, что Москва прекрасный город, красивый и благоустроенный, а русские люди гостеприимны и радушны. В дни чемпионата многие московские рестораны стали звёздами. Russki и Insight были переполнены почти круглосуточно, в White Rabbit рвались все болельщики-гурмэ, ведь в этом году он оказался на 15-й строчке в рейтинге The World’s 50 Best Restaurants, на высокую гастрономию целыми делегациями ходили в «Семифреддо» и Grand Cru by Adrian Quetglas, группа Аркадия Новикова обеспечила первоклассный кейтеринг в разных городах чемпионата, а Ginza Project — в родном Санкт-Петербурге. Я очень надеюсь, что туристический бум, который мы увидели этим летом, продолжится и Москва упрочит репутацию одной из полновесных гастрономических столиц Европы, куда можно приехать на несколько дней хотя бы ради ресторанов. Здесь гостей ждёт отличный сервис, здесь вкусно и, по западным меркам, совсем недорого. 

3. Вся страна

В столице и крупных городах происходит всё больше разных винных событий. Мы этим летом провели второй SimpleWine Fest, на этот раз в Санкт-Петербурге. Учли опыт прошлогоднего фестиваля в Москве, куда пришло гораздо больше людей, чем мы ожидали, и в Питере выбрали огромную площадку, порт Севкабель, вместившую в один день почти 3000 гостей.

В обычной жизни люди все ещё экономят на вине, но развитие винной культуры по стране не останавливается. В регионах, с одной стороны, уменьшается количество дистрибьюторов — рынок всё больше консолидируется, с другой стороны, ресторанный рынок бурлит и специализированных винных магазинов становится больше. Наши люди в кризис не опускают руки, а продолжают изобретать что-то новое, приспосабливаясь к реалиям сегодняшнего дня, ищут новые форматы для ресторанов и винотек, учатся, открывают для себя и своих покупателей новые категории вин. Наблюдать за этим очень интересно. Когда кризис схлынет, винная культура по всей стране предстанет другой, — фундамент для её бурного роста заложен.

Мы пристально следим за всеми тенденциями в регионах. В этом году вдобавок к уже существующим дистрибьюторским центрам в Ростове, Краснодаре и Сочи мы открыли ещё два: в Екатеринбурге и Новосибирске. Эти пять центров стали для нас интересными объектами для развития и изучения региональных рынков.

4. РАР: медленно, но вроде верно

С точки зрения госрегулирования алкогольного рынка год не был прорывным, но и ничего плохого не случилось. В Росалкогольрегулировании сменился глава ведомства: Игорь Чуян покинул эту должность, и его заменил Игорь Алёшин, — на общем тренде в алкогольной политике это не отразилось. Главное, что в этой области появилась прозрачность и есть движение: нужные рынку законопроекты не лежат под сукном, как бывало в прошлом, а активно дискутируются. По-прежнему острыми остаются два важнейших для отрасли вопроса: легализация дистанционной продажи алкоголя и либерализация правил лицензирования алкогольной розницы. Законопроект о дистанционной продаже очень чувствителен социально: торговля в интернете многим видится в негативном свете, хоть это не так. Апеллируя к мировому опыту, мы по-прежнему ждём внесения этого законопроекта в Госдуму.

5. НДС и акцизы

Кроме повышения НДС, которое нас ждёт с 1 января, многих игроков рынка озадачила инициатива Минфина резко повысить ставки акцизов на вино: с 5 до 30 рублей для российских вин и с 18 до 30 рублей — для импорта. Хотя государство планирует использовать собранные деньги на субсидии для развития российского виноделия, я чётко понимаю, что эта мера приведёт к повышению цен для конечного потребителя, который будет вынужден либо платить больше, либо покупать меньше. Проект пока только обсуждается, вероятно, в первой половине 2019 года нам предстоит большая дискуссия вокруг него.

6. ЕГАИС самосовершенствуется

Новая ступень в развитии системы ЕГАИС — так называемый помарочный учёт, который также вводится с 1 января. Теперь каждый шаг на пути любой бутылки от поставщика к конечному покупателю будет отслеживаться строго по индивидуальному коду акцизной марки. Мы почти год технически готовились к этому переходу, но пока не до конца понятно, как всё это повлияет на скорость оборота и какие дополнительные расходы участники рынка вынуждены будут нести в связи с нововведением. Нам это предстоит оценить в ближайшие месяцы.

7. Наступление в сетях

Не удивлюсь, если по итогам 2018 года в первой десятке крупнейших импортёров вина окажется ещё больше сетевых ритейлеров. Могу предположить, что в 2019–2020 годах они будут продолжать тестировать свои ассортиментные модели и искать баланс между собственным импортом и приобретением правильного ассортимента у традиционных импортёров. Сотрудничество с сетями становится всё более продуктивным, в том числе благодаря своевременным разъяснениям ФАСа по спорному вопросу, связанному с уменьшением периода максимальной отсрочки платежей до 40 дней: теперь он соблюдается и для российского, и для импортного алкоголя.

8. Винотеки SimpleWine

Наша сеть винотек продолжает расширяться. В Сити у нас теперь три магазина: кроме существующей с 2012 года винотеки в «Городе столиц», в этом году открылись две новых — в «Башне на Набережной» и в «Башне Федерация». В Москве у нас уже работают 27 магазинов, и вот-вот ожидается старт ещё одного проекта в новом фудмаркете «Депо» на Белорусской, который должен стать важным гастрономическим кластером. В «Депо» будет не только винотека, но и винный бар. Этим проектом под названием SimpleWine & Kitchen мы хотим продолжить молодёжную демократическую тему, которую уже год успешно развивает SimpleWine & Bar на Кузнецком Мосту.

9. «Онегин» на экспорт

Водке «Онегин» уже два года, в России её знают повсюду и мы уже начали экспорт в Армению, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан и даже в Прибалтику. Другой факт об «Онегине» я считаю безусловным признанием нашей маркетинговой победы: мы засекли уже четыре подделки нашей водки в разных странах — ненужное и неизвестное не подделывают.

10. Ещё о брендах

Вызовом для нашей команды в этом году стала задача провести второй Simple Congress так же интересно, как в прошлом октябре у нас получилось с первым нашим международным конгрессом для профессионалов винного рынка. Всегда непросто во второй раз сделать на том же уровне что-то, что в первый раз имело большой резонанс. Но нам удалось вновь собрать отличных спикеров из разных стран и полный зал участников. Надеюсь, они узнали много полезного из докладов маститых критиков Иана д’Агаты и Хосе Пеньина, шеф-сомелье выстрелившего в этом году ресторана Hide Петра Пьетраса, тренера лучших сомелье мира Сёрена Полониуса, создателей культовых винных брендов Морица Рогоски и Кьяры Сольдати. Сооснователь Vivino Хайни Захариассен, кроме прочего, поделился неожиданным видением винного рынка России, где у Vivino до 2 млн скачиваний. Было любопытно узнать, что в топ-10 самых сканируемых на территории России вин стабильно входят два бренда компании Simple.

11. Дегустация года

Мне редко удаётся насладиться какой-нибудь дегустацией, как обычному любителю вина, но не могу не отметить одно знаковое событие этого года, куда удалось вырваться. В ноябре во время Wine Symposium на озере Комо совладелец Domaine de la Romanée-Conti Обер де Виллен провёл прощальную дегустацию, объявив, что уходит на пенсию. Были представлены Romanée Saint-Vivant и Romanée-Conti 2009, 1999, 1990, 1980 и 1971 годов, стоимость открытых бутылок составила порядка миллиона евро. Потрясающий сет вин и сам повод дегустации заставили задуматься, какой же будет новая эпоха для великой Бургундии.

12. Заглядываем в 2023-й

Для меня лично 2018 год запомнится тем, что я принял важное решение о старте нескольких новых интересных проектов. О них ещё никто не знает, но первые шаги для их реализации уже предприняты. Потребуется порядочное количество времени, чтобы эти истории зазвучали, и я предлагаю вам вспомнить об этом разговоре в 2023 году. Посмотрим, что получится!

Новый год в нашем бизнесе вряд ли будет простым. Сейчас наступил такой период, когда ради небольшого роста нужно много трудиться. Мы верим в отличные перспективы нашего винного рынка и точно знаем, что сегодня потребитель выбирает вино. Надеюсь, лет через пять-десять Россия будет не «одним из самых рискованных», а самым стабильным и желанным рынком для всех лучших вин мира. А пока — работаем на будущее! С Новым интересным годом, друзья! 

Ornellaia 2015 «Большое» вино, структуристое и мощное, с ароматами сливы, черники и чернозёма, буквально завёрнутыми в специи дубовой бочки. Невероятный потенциал позволит этому супервину жить и развиваться по крайней мере до 2038 года.

Sassicaia 2015 Насыщенное, плотное, с чёткими тонами вишни, чёрной смородины, минералов и специй. Густое в аромате, но при этом нетяжёлое в текстуре, оно будет в идеальной форме ближайшие 15–40 лет.

Вина месяца

Неудивительно, что оба вина получили столько положительных отзывов от критиков: 2015 год в Болгери оказался классическим. Зима была очень мягкой, а почки начали распускаться в первые дни апреля. Солнечная весна привела к бурной вегетации и цветению в мае. Июль был необычайно жарким, а в августе начались дожди, которые не дали винограду перезреть. Прохладное начало осени позволило медленно и тщательно собирать грозди со всех виноградников, как только они достигали идеальной фенольной зрелости. Этот год позволил сохранить баланс яркости аромата, кислотности, сахара и танинов в идеальной пропорции.

  • 2 апреля 2019

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari