Decanter о российском рынке

19 мая 2009
Анатолий Корнеев ответил на вопросы журналиста Decanter Паноса Какавиатоса о ситуации на российском винном рынке в 2009 году. Статья под названием «Financial crisis hits high-end wine sales in Russia» была опубликована в электронной версии журнала в мае.  Мы приводим полностью ответы Анатолия Корнеева на вопросы британского издания. Как экономический кризис повлиял на продажи вина в России в текущем году по сравнению с предыдущими? Могли бы Вы, как импортер, подлиться какой-либо статистикой, демонстрирующей снижение продаж в 2009 году по сравнению с теми же месяцами 2008 и 2007? Кризис, безусловно, повлиял на развитие растущего российского рынка. Конкуренция в нынешний период ужесточилась как никогда, идет серьезный передел рынка, несколько банкротств крупных винных импортеров уже состоялись этой весной. Страдают дистрибьюторы на местах, снижаются продажи частным клиентам, ресторанам… И все же основные импортеры — Simple, МБГ, Лудинг, UD, Алианта — заявили о стабильности их поставок и контрактов. Основной тренд 2009 года — это спад спроса на вина высшей ценовой категории, особенно заметный в секторе HoReCa. Но это совершенно не означает, что общее потребление вина снизится по сравнению с 2008 годом: в широком потреблении эти вина попросту заменяются винами с оптимальным соотношением цена/качество. Что касается ресторанов, они заметно пострадали в начале 2009 года, теперь же ситуация улучшается от месяца к месяцу. Больше всех затронуты кризисом рестораны для высшего класса и верхнего сегмента среднего класса. Да, многие россияне сейчас придерживаются традиции званых гастрономических ужинов и обедов дома — но она началась еще два года назад, когда о кризисе не было и речи. Другой фактор, влияющий на посещаемость ресторанов — ужесточение штрафов за высокое содержание алкоголя в крови водителя, что, собственно, совпало у нас с общеевропейской тенденцией. В итоге же процветание ресторанов в условиях кризиса зависит от их собственной политики, точнее, от гибкости этой политики, особенно ценовой и особенно применительно к винам. Компания Simple в январе 2009 года зафиксировала спад продаж примерно на 15% по сравнению с январем 2008 года. Но уже февраль и март продемонстрировали 10% роста по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, и мы рассчитываем на общий рост по итогам года. Главные причины этой уверенности — стабилизация курса рубля, спад потребительской паники и активное продвижение на рынок вин средней ценовой категории. Заинтересованы ли Вы в покупке en primeur урожая 2008 года в Бордо? Год получил высокие оценки у Роберта Паркера — как написано в последнем номере Вашего журнала, да и цены, предлагаемые шато, более чем приемлемы. Однако важно ли это при нынешней сложной ситуации на рынке? Да, мы заинтересованы — и более того, уже приняли участие в покупках en primeurs-2008. Как и в прошлые годы, мы следим за рейтингами и составляем свое собственное мнение об урожае, а это важнее для нас, чем текущая рыночная ситуация. Уверен, что бордоские гран крю будут покупаться в любом случае — даже если не в 2010 или 2011, они будут пользоваться спросом в последующие годы, когда все мы об этом кризисе уже забудем. Так вот, в нынешнем году мы увеличили закупки по основным шато на 50%: мы по-прежнему заинтересованы во всех шато 1 и 2 классов, и в некоторых 3 и 4 класса, таких как Palmer или Beychevelle. Можно ли сделать вывод, что российский потребитель вина стал более образован, в том числе и под влиянием кризиса? Ведь сейчас россияне пытаются найти то же качество за меньшие деньги. А вот здесь я совершенно не уверен. Образование российского потребителя, развитие его вкуса займет еще немало лет. То, о чем Вы говорите, это «кризисное образование» — совершенно другая вещь. Да, люди стали покупать менее дорогие вина — но они вернутся к прежнему уровню, как только смогут это себе позволить. Это не подлинное образование потребителя, ведь он не делает самостоятельного выбора, его просто подталкивают новые правила игры. Но у кризиса, безусловно, есть положительные стороны в этом смысле: одна из них в том, что потребители, всегда с заметным снобизмом относившиеся к винам средней ценовой категории, начинают внимательнее присматриваться к этим винам. Да, качество действительно приобретает важность для потребителя: и вот уже некоторые очень хорошие и не очень дорогие вина, прежде незаметные на рынке, привлекают к себе внимание. Те, кто пил каждый день Sassicaia, будут пить с тем же удовольствием Le Difese — но я уверен, что временно. Еще одна интересная вещь относительно этого кризиса в том, что россияне не сменили своих винных предпочтений, даже перейдя в иную ценовую категорию. Изо всех этих вин средней ценовой категории, о которых я только что рассказал, только 10% относятся к новосветским — остальное это Италия и Франция. Россия остается и в кризис рынком, ориентированным на Европу, а вот в Японии, например, во многих ресторанах уже доминируют австралийские и американские вина…
  • 19 мая 2009

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari