Бутылки в кадре

Бутылки в кадре

25 января 2011
Кино и вино — простецкая рифма, но действительно отличная пара. Бульканье бутылок и звон бокалов в фильмах часто сопровождаются какими-нибудь экспертными замечаниями, и не будь сценаристы так фривольны в обращении с энологической фактурой, зритель мог бы начать неплохо разбираться в вине. Но несмотря на смешные ляпы, уместное упоминание «Латура» или «Кристаля» всегда придает происходящему на экране оттенок аристократизма, если не снобизма. Жаль, не каждый год случается таким же выдающимся, как, скажем, 1946-й, когда Альфред Хичкок сделал Pommard урожая 34-го почти что главным героем триллера «Дурная слава». Или 2004-й, когда «На обочине» Александа Пейна сорвал бизнеc производителям мерло. Но и в уходящем 2010-м вино активно участвовало в кинопроцессе, кое-где даже на первых ролях. «Сердцеед» (L'arnacoeur ) В самом начале этой романтической комедии героиня Ванессы Паради, независимая дочь цветочного магната Джульетта, продает на аукционе бутылку Haut-Brion 1989 года, позже она выбирает вина под меню своей свадьбы с прононсом истинной сомелье: «Ассамбляж совиньон-семильон отлично подойдет к лобстеру». Вино в фильме служит не только предметом удачных вложений средств, но и символом индивидуальности и личной свободы: ради энологии Джульетта даже бросила высшую экономическую школу. «Из Парижа с любовью» (From Paris with Love), режиссер Пьер Морель Устав после праведных трудов по искоренению террористической ячейки, агенты ЦРУ Уокс (Джон Траволта) и Рис (Джонатан Рис-Майерс) наконец-то собираются в узком домашнем кругу, с девушками и Chateau Angelus. После третьей(!) бутылки новая знакомая Уокса, красотка-пакистанка Николь, отвечает на телефонный звонок паролем исламских террористов. Не вставая из-за стола, Уокс немедленно стреляет ей в лоб. Нет сомнений, что и на трезвую голову он поступил бы так же. «Вино» (Vino), режиссер Диего Фрид В камерной аргентинской драме с говорящим названием бутылка не названого красного выступает полноценным персонажем. Пара влюбленных, торжественный ужин на малометражной кухне, они готовят рагу, открывают вино, разговаривают, и к середине фильма она уже пьет из горла. В общем, понятно, что сейчас она скажет ему все, что думает. «Серьезный человек» (А Serious man), режиссеры Этан и Джоэл Коэны «Это не какая-то бормотуха — это Бордо! Открой его и дай подышать минут десять», — наступает на несчастного Ларри Гопника его коллега и соперник, человек-гора Сай Эйблман. С улыбочкой и подарками Сай уводит у Лари жену — и вином тут делу не поможешь. Тем более, что Гопник в нем не разбирается. «Пути вина» (El camino del vino), режиссер Николас Каррерас Главный (и очень секретный: его не видел ни один кинокритик) винный фильм этого года. «Пути» — это практически «Быть Джоном Малковичем». Только вместо голливудской звезды тут — знаменитый сомелье и просветитель Чарли Артураола. В фильме рассказывается ужасная, но, к счастью, выдуманная история профессиональной катастрофы и последующей реабилитации. На конференции в Аргентине Артураола внезапно теряет вкус к вину (причина — краситель, добавленный в бутылку для усиления цвета). Чтобы начать с чистого листа, Чарли припадает к земле: идет на виноградники, нюхает землю, пробует ягоды, попутно рассказывая о поэзии виноделия. Ненастоящего Чарли утешают реальные Андреас Ларсон и Мишель Роллан. «Ешь, Молись, Люби» (Еat, Prey, Love), режиссер Райан Мёрфи В римской части кругосветного гастротура журналистки Лиз Гилберт (Джулия Робертс) все, естественно, непрерывно пьют: ни один из уроков итальянского языка и бытовой культуры не проходит без стаканчика красного (среди вереницы бутылок распознается только Сasale del Giglio Мater Matuta*). Высокий смысл возлияний объясняет сама Гилберт: «Терапия», — коротко бросает она, показывая приятелю-итальянцу кувшин домашнего вина в несуществующем кафе Il Bardo. «Американец» (The American), режиссер Антон Корбайн После загородной пристрелки самодельной снайперской винтовки тихий американец Джек принимается имитировать пикничок и выливает в траву полбутылки экзотического Grotta del Sole Asprinio di Aversa**. Попутно Джек проводит энологический ликбез. «Аспириньо, — поясняет оружейник-эрудит своей крашеной клиентке, — оно как москато, только фризанте». Господи, Джек, почему «только»? «Комната в Риме» (Habitacion en Roma), режиссер Хулио Медем Оказавшись в одном гостиничном номере с русской теннисисткой Наташей (конечно, блондинкой), пылкая брюнетка Альба пытается привить новой знакомой интерес к женскому полу. Инструментом совращения становится недопитая 300-мл бутылка из-под безымянного красного. «Я не хочу, чтобы между нами было что-то мужское. Это из Тосканы, звучит по?женски», — мурлычет соблазнительница. Возможно, девушка и разбирается в любовных уловках, но в вине она точно ничегошеньки не смыслит. «Заверенная копия» (Copie Conformе), режиссер Аббас Киаростами Зайдя поужинать в тратторию, затерянную где-то в тосканской глуши, немолодая супружеская пара начинает ссориться из-за вина, испорченного вкусом пробки (кажется, такого же, что выручило девушек из «Комнаты в Риме»). Начавшись с дискуссии о бессмысленности ритуала дегустации (заменять бракованную бутылку им никто не тропится), застольный разговор стремительно перерастает в семейную ссору в духе «я долго терпела».
  • 25 января 2011

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari