8 декабря 2009
Новый календарь Simple снимал американский фотограф Стивен Лайон. Биография Стивена достойна эффектного романа: красавец, манекенщик, любимая фотомодель Джанни Версаче и Жана-Поля Готье, ставший после окончания модельной карьеры суперуспешным фотографом.
Как известно, «Simple Календарь» каждый раз снимается в новом регионе, на этот раз — в Ломбардии и Трентино. Из виноделов к участию в проекте были привлечены Дома Сa’ del Bosco, Rainoldi и Сolterenzio.
Максим Каширин:
«Каждый год мы меняем команду и ищем нового фотографа. Поработав с тремя лучшими российскими фотографами, мы поняли, что нам нужен новый взгляд — календарь должен развиваться как проект. Поэтому мы нашли американца Стивена, он живет в Париже, проводит много времени в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, много работал для западного глянца и сам бывшая модель, он знает модную индустрию изнутри и со всех сторон. Ему доверяют модели, что бывает не с каждым фотографом, и это чувствуется в каждом кадре. В этом году у нас была самая большая профессиональная и интернациональная команда, которая когда-либо работала над календарем, — 13 человек, стилисты из Парижа и Лондона, модели — чешка, словачка и венгерка».
Было очевидно, что Стивен привнесёт свой яркий стиль в проект «Simple Календарь» и то, что он сделает, будет заметно отличаться
от работ всех предыдущих авторов. Причём Стивен обладает настолько своеобразной индивидуальностью — ему не надо стараться быть непохожим, он и так совершенно уникален. Стивен сознательно не смотрел работы тех фотографов, что работали для проекта раньше, зато он очень обрадовался, когда узнал, что для знаменитого арт-проекта винодельни Ca’ del Bosco в 1989 году снимал великий Хельмут Ньютон. Именно Ньютон вместе с Робертом Мэпплторпом были важнейшими авторами для Стивена, когда тот начинал работать фотографом.
Стивен Лайон:
«Теперь я знаю, что Хельмут Ньютон снимал в Ca' del Bosco, и я, конечно, видел многие его работы. Но до того, как я попал туда, я этого не знал. Но, наверное, в самой винодельне есть что-то, что привлекает фотографов определённого склада».
«Никаких брифов на съёмку у меня не было: мне предоставили полную творческую свободу. Поэтому я сделал то, что всегда делаю, — показал красивых, сильных, уверенных в себе женщин».
Максим Каширин:
«Я пытался дать Стивену некоторое общее направление. Но в конечном итоге мой подход прост: я выбираю художника и даю ему возможность творить».
В этом материале использованы только фотографии-backstage, которые снимал ассистент Стивена
Личный взгляд
Стивен Лайон: «Я сам был моделью в восьмидесятых. Работал в Париже и Нью-Йорке. Долго работал с Домом Versace, еще когда был жив Джанни. Я много снимался для Jean-Paul Gaultier и Claude Montana. Тогда, пару десятилетий назад, было много по-настоящему великих моделей. Я большой фанат Линды Евангелисты и Кристи Терлингтон. А потом однажды я просто купил камеру. И через много лет, когда я «ушёл на пенсию», я начал снимать. В какой-то момент я понял, что это именно то, чем мне всегда хотелось заниматься». «Я вообще не видел работы фотографов, которые работали для этого проекта в прошлые годы. Может быть, только пару кадров, которые прислали мне для примера. Поэтому они никак не влияли на меня и тем более меня не вдохновляли. По правде сказать, я до сих пор не хочу смотреть их».


Сильный ход
Стиль Стивена в целом можно охарактеризовать как «провокативный». Cнимать Лайон предпочитает на плёнку. Он также одним из первых пришел к модному в последнее десятилетие стилю высокого микроконтраста. На его фотографиях всегда видна текстура человеческой кожи, тканей, замши, камня или воды. Ни один современный инструмент, будь то HDR-компрессия или high-pass-фильтры, не способны приблизиться к особой тональности пленки, не исказив при этом общий контраст сцены. В работе Стивен предпочитает механический среднеформатный Hasselblad 500-й серии и полноформатный карданный Linhof 4x5 Master Technika. Его сюжеты обычно подспудно или открыто сексуальны, но Стивен ухитряется делать все так, что в фото не бывает ни капли пошлости. Для съемки Simple он использовал очень рискованную идею, но она сработала, и сработала отлично. Конечно, такие съемки требуют полного доверия между фотографом и моделями, поэтому Стивен лично выбрал девушек не только с подходящими внешними данными, но и тех, с кем он давно и хорошо знаком. Стивен Лайон: «Одна из девушек была одета, как мужчина, — здесь тоже принцип контраста плюс легкий намёк на лесби. Я думаю, это очень сексуально. К тому же это верный способ вызвать у зрителя эмоцию. Для меня это очень важно. Всего девушек было трое. Они высокие и у них великолепные тела. Со всеми тремя мы много работали вместе раньше. Я знал, что съемки будут довольно интимными и хотел, чтобы девушки чувствовали себя комфортно со мной, чтобы они верили мне и доверяли моим решениям. Так и получилось — я очень доволен тем, как всё прошло. Им тоже понравилось, кстати». Максим Каширин: «Одежды был целый вагон, народ смеялся, потому что английские стилисты притащили просто вагон трусов и лифчиков. Они прилетели из Лондона с этой одеждой — ее было очень много, в том числе винтажных вещей. У них был безумный перевес, я заплатил за него больше тысячи долларов».
Бессмертная классика
Если же вам покажется, что некоторые фото в календаре Simple-2010 напоминают кадры из классических фильмов, то не удивляйтесь — фотограф их тоже имел в виду.
Стивен Лайон:
«Я решил снимать на черно-белую плёнку. Меня вдохновляют старые фотографии и старые фильмы — французские, американские, итальянские... Мой любимый режиссёр — Стенли Кубрик. Еще я очень ценю работы Линча. Мне нравится все авангардное, нестандартное. В то же время я люблю Спилберга: он делает очень красивые фантастические фильмы».
Максим Каширин:
«У Стивена очень хороший глаз, я не всегда мог понять — что именно он нашёл в том или ином кадре, а потом, когда он показывал мне пробные кадры на цифровой камере, я понимал: да, вот так и должно быть».
При выборе виноделен для съёмок не последнюю роль играл, конечно, фактор живописности. В этом смысле Ca’ del Bosco нет равных во всей Италии — Маурицио Дзанелла интересуется современным искусством и всю свою винодельню превратил в произведение искусства. Причём ему удалось то, с чем справляются немногие, — фантастически успешно соединить традиционные архитектурные мотивы и объекты с суперсовременным оборудованием и дизайном. Стивен тоже отметил это соединение и постарался отразить его в фото. Привычное поле деятельности Стивена — модная и рекламная фотография, поэтому такой новый опыт, как съёмка на винодельне, был ему интересен. Разумеется, и отличные вина Ca’ del Bosco тоже сыграли свою роль в том, что фотограф остался доволен проектом.
Стивен Лайон:
«Это была моя первая съёмка на винодельне. Маурицио Дзанелла очень гостеприимный и милый человек, он показал нам всё хозяйство. Удивительно, как гармонично там сосуществуют разные эпохи — старое и ультрасовременное. Вообще я не большой любитель вина, но в Ca' del Bosco мне подарили ящик белого и красного, это вино великолепно».
«Я разделил съёмку на два дня. В первый день мы снимали всё, что можно отнести к прошлому, — погреб, бочки, камень. Во второй — всё современное. В первую очередь, конечно, сталь».
Максим Каширин:
«Маурицио Дзанелла, когда увидел, как быстро работает Cтивен, сразу вспомнил Хельмута Ньютона: тот за целый день с 8 утра до 10 вечера успевал снять максимум два кадра».
Открытый финал
Стивен — настоящий фотограф: ему проще снять сто сложных постановочных кадров, чем объяснить, что он имел в виду хотя бы в одном из них. И это естественно для человека, ориентированного в первую очередь на визуальную сторону мира. В этом смысле винодельни севера Италии оказались для него находкой.
Стивен Лайон:
«Я считаю, что фотографии должны говорить сами за себя».
Максим Каширин:
«Мы жили на озере Изео — это между Гарда и Комо. Мы нашли отель прямо у воды, на первой линии, маленький отельчик с садиком. Нам безумно повезло с погодой, в октябре было +25°. Я устраивал винные вечера — все пили вино, нам готовили пасту, все были довольны. У нас был выбор — Фриули или Ломбардия, но в итоге мы решили, что Фриули будет позже. Я думаю, что ещё пара лет, и мы переберёмся из Италии в другую страну. Но как снимать Бордо и Бургундию — я пока не знаю».
