Чёрные очи Мареммы

3 апреля 2017

Уже несколько лет ходят разговоры о поместье Никиты Михалкова в Тоскане, вина с названиями его фильмов появляются в ресторанах и салонах самолётов, но никто из журналистов ещё не бывал в поместье лично, чтобы «проверить, как реально обстоят там дела на местах». Это удалось редактору SWN Василию Раскову.

Полчаса гугления тосканского поместья, которое могло бы производить вино с названием Dodici, не выдаёт ничего, кроме фешенебельного замка Castello di Casole, хорошо просматриваемого издалека со всеми примыкающими лугами, оливковыми рощами, кипарисами и пологими виноградниками, снабженного пятизвёздочными полулюксами, агентством по недвижимости и суперпогребом, в котором и в самом деле производят вино с таким названием, причём только «для членов клуба», как подчёркивается на сайте. Я даже позвонил туда, объяснил про русского режиссёра Никиту Михалкова, про фильм «12» и одноимённое вино и, не встретив сопротивления, договорился о визите с девушкой по имени Джойя. На фотографиях роскошные бассейны виллы напоминали те, из которых весь в белом выходил Марчелло Мастроянни, облепленный грязью, с выловленной шляпкой в руке, и элегантно предлагал локоть Елене Сафоновой. Стоп, монтаж, резкая смена картинки. В кадре извилистая горная дорога, на которой с трудом разъедутся две машины, дремучий рыжий лес с одной стороны и обрыв, закрытый туманами, с другой. Навигатор настроен на деревню Татти, которая находится в самой глухой части Мареммы, ровно на полпути от Монтальчино до Болгери.

xxxxxxxxxxxxxxxxxx.jpgВина на дегустации в поместье
_______
Solo Dodici Maremma DOC 2013
100 % верментино, в стали
Развитый фруктовый аромат: яблоки, груши, белые персики, ананас, чуть абрикоса; сено и луговые травы. «Жаркий год, фрукты более зрелые, больше ананаса и абрикоса, чем обычно, в добавление к классическому профилю — персикам, цветам и травам. Его лучше всего выпить в ближайшие 2-3 года».
86  

Dodici Monteregio Massa Marittima 2012
50 % санджовезе, 50 % мерло
Интенсивный, зрелый сладкий аромат заджемленных ягод — спелая черешня, тёмная вишня, красная слива, черника. Высокий алкоголь компенсирован выдающимся фруктовым наполнением. Вино пьётся как чистейший, концентрированный сок вишни, ежевики, черники. Ягодно-мятно-пряное послевкусие.
87

Dodici Riserva Monteregio Massa Marittima 2010
50 % санджовезе 50 % каберне, 18 мес., баррики, ботти
Комплексный нос, лакрица, кожа, вяленые травы, хорошо встроенный дуб, умеренно животных нот, чёрные вишни, ежевика, черничное варенье, мята. Полнотелое, с достаточной кислотностью, ощутимой минеральностью, мощными танинами, требующими 2-3 лет дополнительной выдержки, плотным ягодным наполнением, вишнёво-лакрично-мятным суховатым послевкусием.
89

Oci Ciornie IGT Toscana 2012
100 % мерло, 12 мес. в нов. барриках
Классическое, интенсивно ягодное мерло Мареммы. Ароматы чистейшей спелой сливы, лакрицы и пряностей взрываются в невероятно сочном вкусе, богатом, плотно ягодном. Вино гладкое, ясное, шелковистое, со сливово-мятным освежающим послевкусием.
91-92

Podere la Madonna — это совсем другая история, не имеющая к кастелло никакого отношения. Это действительно усадьба, уютная, почти дачная, с двухэтажным домом на две семьи — Тувыкиных и Михалковых, владеющих ею на паях, — с верандой для длинных чаепитий, гостевой пристройкой для друзей, коптильней и уличной печью, детской площадкой и качелями, стоящими прямо над крутым склоном. Внизу — виноградник, чуть меньше трёх гектаров, дальше холмы, за холмами ещё холмы, где-то вдалеке — море, которое, говорят, видно в хорошую погоду. Такие же холмы, как и в самой драматичной части Кьянти Классико, только дикие, не расчёсанные со всех сторон виноградниками — первозданная красота, созданная без участия человека. И тишина.

20150222-Podere-La-Madonna-4-SWN-2683-Edit.jpg

Летом здесь кипит жизнь, куча детей, друзей, детей друзей, друзей детей, усадьба живёт, качели, мангалы, веранды, лужайки с выстриженными из кустов кабанами — всё находится в движении. После каникул гул стихает, и жизнь перемещается на винодельню, стоящую здесь же рядышком, вотчину винодела, агронома, энолога, крестьянина и директора в одном лице Анджело Мильори.

Ангел Татти и Гоббо

Если перевести, получится, что зовут винодела Ангел, а фамилия у него — Лучший (итал. Migliori — лучшие). Сразу вспоминается фильм Медема Tierra, где главный герой Анхель, полуангел-получеловек, борется с мифичесикими мокрицами на винограднике, которые якобы делают вино слишком землистым, и разрывается между двумя прекрасными женщинами. Анджело Мильори борется с нехваткой времени и пространства. Когда проект запускался в 2011 году, речь шла о 60 000 бутылках, и Анджело спроектировал винодельню здесь же в усадьбе под заявленные объёмы. Аппетит приходит во время еды. Российский рынок легко эту порцию проглотил, и стальные чаны начали прирастать во дворе, наступать на виноградник. Новый погреб на 150 000 бутылок сейчас строится в деревне Грилли, в 30 километрах к югу, где, по совету Анджело, обновлённое русско-тосканское хозяйство приобрело свой самый крупный виноградник — Поджо Гоббо.

По дороге до Поджо Гоббо Мильори рассказывает о своей прежней карьере и двух виноградниках Podere la Madonna. Отец Анджело — виноградарь из Абруццо. Во времена повальной безработицы уехал в поисках лучшей доли в Бордо. Скопив небольшую сумму денег, вернулся в Италию, поближе к морю, в Маремму, где подыскал крошечное хозяйство и высадил виноградник в 1,5 га. «Я от отца многому научился. Его заметки я до сих пор бережно храню и перечитываю. Бордоские техники, о которых он пишет, пришли в Италию значительно позже».

Анджело 53 года, из них 35 лет он занимается виноделием. Первый серьёзный опыт он получил в Moris Farms, флагманском хозяйстве Мореллино ди Скансано. «Я участвовал в создании Avvoltore, одного из первых супертосканских вин Мареммы. С Moris Farms я объездил всю Италию, познакомился с Джакомо Такисом и Луиджи Веронелли. Это был потрясающий опыт, там я приобрёл профессиональные навыки, но мне всегда не хватало более тёплых человеческих отношений, семейности».

DSC02619.jpg

Семейным виноделом Анджело стал в два этапа. Сначала он познакомился с легендарным ювелиром и дизайнером Лорисом Абате, и двенадцать лет делал для него вино в Tenuta Baroncio: бленды на основе санджовезе, каберне и мерло, моносортовой верментино, вин санто и даже игристое по классическому методу. У хозяйства около 10 га виноградников в окрестностях Ветулонии, но известно оно не этим. Абате — страстный любитель лошадей, собственно, во время одной из конных прогулок он и набрёл на эти места, купил землю и первым делом построил конюшни, во вторую очередь дом. Сегодня лошади для конкура Лориса Абате не менее известны, чем его ювелирные и галстучные магазины, а также модный дом Mila Schön.

«Когда Марко Стефанини, который консультирует множество хозяйств в Маремме, включая Baroncio и La Madonna, предложил мне работать с русскими, я поначалу отнесся с подозрением. Мало ли, сегодня купили, завтра пропали. Но Марко клялся, что всё серьёзно, и в 2011 году я перешёл в La Madonna. Я ни разу не пожалел о своём выборе. Мне открылись совершенно новые перспективы. Сначала мы полностью переоборудовали имеющийся погреб. Потом Константин Тувыкин и Никита Михалков попросили меня найти ещё один виноградник. Они объяснили очень просто — мы хотим побороть Masseto. Я ответил, что невозможно приблизиться к Masseto как к бренду с мощной репутацией, но по качеству можно подойти вплотную. Мы приобрели Поджо Гоббо. Встал вопрос о новой винодельне. Я вижу, как Никита и Константин входят в азарт, им не всё равно, что это будет за вино, они стремятся к лучшему, и меня это очень вдохновляет. Они говорят: а давай сделаем сложное белое вино с бочковой выдержкой! Это интересная задача, я за неё берусь. Я говорю: давайте сделаем пассито, здесь земля просто создана для пассито. И мы делаем пассито. Завтра я предложу игристое (а я предложу) и уверен, что они меня поддержат, и мы закупим оборудование для игристого. Свобода сопряжена с повышенной ответственностью. Никита — великий режиссёр. Я обязан делать выдающиеся вина».

20150222-Podere-La-Madonna-4-SWN-2529.jpg

Этрурия на ладони

На Поджо Гоббо находятся этрусские захоронения. Эта часть холма, разумеется, не засажена виноградом, она охраняется государством. Прячась в капюшон от усиливающегося дождя (февральский дождь — это просто отлично, он обеспечит запас влаги), Мильори рассказывает, как рыли котлован для нового погреба. Археологи следили за каждым шагом. Попадись хоть намёк на обломки древней цивилизации, пришлось бы переносить винодельню в другое место. К счастью, обошлось. Новый погреб будет введён в строй в июле 2015 года. Анджело уже видит, где будет вестись приёмка винограда, где будут стоять чаны, где тонно и баррики. «А вот здесь будет дегустационный зал с потрясающим видом на Маремму. Видите холм напротив? Это Ветулония, один из двенадцати главных городов Этрурии. Там, кстати, были найдены амфоры с вином. Как построим винодельню, начну сотрудничество с университетами, доверю им археологические раскопки с той стороны Поджо Гоббо. Я думаю, очень важно знакомить не только с вином и гастрономией, но и культурой, древней историей европейской цивилизации. Вино, этруски, рыбные рестораны, море и пляжи — потенциал у этих мест огромный».

Мильори Поджо Гоббо нравится и по другой причине — по составу почв он очень похож на Болгери — скальные породы перемешаны с морскими известняковыми отложениями. Море близко, правда, Болгери находится у ровной береговой полосы, а здесь залив, поэтому эффект более мягкий. Поджо Гоббо лежит на макушке пологого холма, в этом его преимущество, он постоянно обдувается ветрами со всех сторон, что обеспечивает здоровье ягод. «Я не использую инсектициды и гербициды, но я противник так называемого «биолоджико». Если вы постоянно находитесь на винограднике и контролируете листву, вам не нужна химия, я прибегаю к ней только в крайних случаях. Лоза как человек. Если у тебя сильный иммунитет, даже самый жёсткий грипп ты поборешь за два-три дня, если нет — будешь болеть две недели, пить антибиотики. После сбора винограда лоза истощена, и я в зимние месяцы даю ей питание — компост, кормовые бобы, нужно помочь лозе восполнить силы».

Кросскультурное поместье

Анджело вспоминает, что сначала они общались с Константином исключительно на языке жестов и отлично друг друга понимали. «С Никитой ещё проще, он отлично говорит по-итальянски. С ним вообще очень просто, да, он большой режиссёр, но он всегда общается на равных. Меня поразило, насколько это широкие, весёлые, простые и внимательные люди. У нас тут есть свои стереотипы по поводу русских — жёсткость, суровость, холодность, упрямство. Ничего этого нет. Если бы все народы находили такое же взаимопонимание, как мы с Никитой и Константином, был бы мир во всём мире. Я чувствую себя частью семьи. И мне интересно здесь, в La Madonna встречаются два разных мира, две разных культуры. В чём-то они очень похожи, в чём-то бесконечно далеки, но это не мешает нам понимать и принимать друг друга. У русских есть одно огромное достоинство — вы не стесняетесь выражать чувства. За все 32 года до La Madonna я не получил столько человеческого тепла, столько благодарности, как здесь».

  • 3 апреля 2017

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari