Игра света

9 марта 2010
Восприятие вина, с одной стороны, очень индивидуально. Вино действительно является прямым доказательством тезиса, что на вкус и цвет товарищей нет. Но, с другой стороны, оно очень сильно зависит от внешних факторов и от того, как их интерпретирует наш мозг, иногда против нашей воли. Общеизвестна истина, что человек вкусы и запахи, прежде всего, воспринимает через мозг, а нос и язык являются только «инструментами» для восприятия и первичной обработки информации. В винном мире полно легенд, как одно и то же вино, разлитое из одной и той же бутылки, дегустаторами оценивается совершенно по-разному, если в первый раз сказать им, что это «обычное Бордо», а во второй — что это, к примеру, Шато Пальмер. Или, скажем, один и тот же тон из разряда «вонючестей» ведущий дегустации может описать как «сыр рокфор», или как «грязные носки» (а пахнут они практически одинаково, если задуматься), — и вы уже догадываетесь, какие заметки будут в каждом случае у участников мероприятия. В первый раз в подобном эксперименте мне пришлось участвовать на Vinitaly-2008, когда очень эмоциональная испанка демонстрировала нечто подобное: дегустаторы должны были определить «степень дубовости» 4 образцов красного вина. Она так нам заговорила зубы между образцами, что все, естественно, поставили разные степени, а потом оказалось, что это… одно и то же вино! Когда мне сказали, что у дома Allendorf (www.allendorf.de) в Рейнгау есть очень интересный дегустационный эксперимент, я даже и не воодушевился — ну, мало ли, чем немцы тешатся. Эксперимент такой: вас запускают в абсолютно белую комнату с зеркальным потолком и одной зеркальной стеной, на входе наливают полный бокал самого обычного базового рислинга Аллендорфа. Далее 4 раза меняют освещение комнаты, а Ульрих Аллендорф, глава, душа и «мотор» семейного предприятия, объясняет, что вы должны чувствовать. Изначально комната подсвечена слабым желтым цветом, близким к натуральному, ты нюхаешь и пробуешь — ну, рислинг рислингом. Цвет меняют на красный, Ульрих рассказывает, что у рислинга иногда появляются тона красных ягод — неспелой ежевики, брусники, «несёт» что-то про страсть, любовь и всё то, что можно связать с красным цветом, подбирая нужные интонации. Нюхаешь — да, при бурном воображении можно себе представить, что эта вся «ягода-малина» тут есть. Следующий цвет — зелёный, в носе появились зелёные яблоки, кислотность во вкусе увеличилась, рассказывает Ульрих. Народ цокает, я криво улыбаюсь, эка удивил, рислинг, что ли, мы не пробовали! И тут свет меняют на синий. У рислинга тут же пропадает цвет — он становится как вода. Ха-ха, как интересно, думаю я и подношу к носу, — ничего! Ни яблок тебе, ни малины, ни лимона. Ни-че-го! Вода! Ульрих не преминул, конечно же, это тоже сказать. Беру бокал у друга американца, стоявшего рядом, он на дегустации уже был один раз и тихо гогочет, видя мои округлившиеся глаза. То же самое — водичка! Вот глаза видят жидкость без цвета в бокале, из которого ты только что пил (сигнал в мозг — это безопасно) и засылают в мозг второй сигнал, что это вода. А что там ещё может быть без цвета и безопасное? Я там просто изнюхался — не пахнет и всё! И вкус тоже куда-то пропал, ну так, кисленько слегка, но не очень. А Ульрих рассказывает об установленном наукой факте, что при сине-голубом освещении люди готовы платить больше денег за то, что покупают, этим и объясняется голубая подсветка многих баров. Я себе представил, что закажу рислинг в таком баре, а у меня в бокале будет водичка — просто не завидую тому бармену, что мне это наливал. Далее возвращают изначальный жёлтый цвет, тут же к рислингу возвращаются и нос, и вкус, и цвет! Потрясающе! Поговорил потом с Ульрихом, оказывается, они проделали целый научный эксперимент со статистическим анализом разных параметров, результаты которого были опубликованы в Journal of Sensory Studies в прошлом году. Оказывается, при синей и особенно красной подсветке дегустаторам казалось, что это более дорогое вино (там эксперимент был другой: дегустаторам 4 раза наливали одно и то же вино из «обезличенных» бутылок в черные бокалы, и они описывали свои ощущения под воздействием разной подсветки). Труд можно образно назвать «Как вам подсветить дегустационный зал/бар, чтобы у вас больше продавалось». Но Ульрих этим не занимается (у него обычное освещение в зале), это просто одна из его забав. Что и говорить, если Allendorf — единственная винодельня в Германии, которая производит вино из красного рислинга. Не из Schwarzriesling, как здесь называют французский пино мёнье, а именно из Rotriesling — мутации благородного белого сорта. Еще одна забава Ульриха. Ульрих утверждает, что такого больше ни у кого в мире нет (вполне верю). Так что, если хотите попробовать, придётся ехать в Рейнгау. И не говорите мне про танины, кислотность и прочее. Какое там?! Лампочкой посветил — и дело в шляпе! Всё вино — игра!
  • 9 марта 2010

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari