Профессия — виноторговец

20 мая 2009
Без системного отношения вино продавать невозможно. Поэтому продавцу вина приходится погружаться в смежные профессии – от биохимика до ампелографа. Ситуация на рынке такова, что комплексные знания необходимы как никогда. У меня забавная работа. Я торгую вином. Большинство людей из моего окружения подобный род деятельности вообще не считают профессией. Со стороны выглядит это и впрямь не слишком серьезно: знай себе катайся по миру, дегустируй, привози вино. Да вот что еще: надо много ходить по разным ресторанам, вкусно и подолгу есть. А главное, пить. Я часто встречаю в свой адрес сочувствующие взгляды, на самом дне которых таится завистливое выражение: «Да, брат, ты нам рассказывай, мы и сами не хуже тебя понимаем, пьем же не меньше. Хотя вина у тебя хоть залейся. Ну ты и устроился! Вот бы и нам так же!» Рассуждающих таким образом немало. Самое интересное, что рассуждения их отчасти недалеки от истины. И все же у меня есть основания полагать, что то, чем я занимаюсь, – самая настоящая профессия. В основе успеха виноторговца лежит коммуникабельность. Если обладаешь харизмой, будешь успешным. Последние шестнадцать с половиной лет мне приходилось немало общаться с клиентами. Психология общения – часть моего ремесла. В моей персональной галерее изрядное количество портретов клиентов и потребителей, своими наблюдениями с вами я как-нибудь еще поделюсь. Но вот одно из главных моих наблюдений: в торговце вином люди видят кого угодно – спекулянта, обслуживающий персонал, только не человека, чей образ мысли, работы и жизни предполагает синтез глубоких знаний конъюнктуры рынка, страноведческой культуры, технологии производства и еще черт знает чего. На деле мы ближе стоим к искусствоведам, чем к торговцам. Вино как явление – не только вид торговых и маркетинговых операций. Разговоры о вине без знаний о тончайших нюансах технологии производства, страноведения, социологической эволюции, истории, географии без навыков органолептического анализа – не более, чем спекуляция. Мир вина безграничен и сложен. Виноделие – если хотите, своего рода рудимент синкретического искусства, последнее ремесло, стоящее двумя ногами на земле, но бессильное перед стихией природы и влиятельностью мирового рынка без фундаментальных знаний. Как и любой живой продукт, вино способно умирать и, стало быть, терять в стоимости, как любой продукт рынка, может измеряться привлекательностью предложения и быть ограничено объемами производства или спроса. Как любой предмет искусства – быть конъюнктурным. Увы, мне чаще, чем хотелось бы, приходится констатировать, что вино часто воспринимается примитивно и банально – как модный продукт, способный веселить из-за содержания спирта. Цифры с нулями напротив бутылки вина в чеке из московского ресторана придают веса себе и в собственных глазах, и в глазах окружающих. Первоначальное проявление интереса к сложной системе вина у нас, как и в любом начинающем проходить путь становления из бедности в богатство обществе, приобретает деформированный смысл. Поначалу общение с людьми, предубежденными, консервативными, находящимися в плену у популярных заблуждений, у страха быть обманутыми, вызывало у меня апатию и депрессию. С годами это прошло. Теперь я знаю, что человек, выбирающий знание набора брендов, которым он готов доверять вместо собственно знания, не заслуживает порицания. Мы все перегружены действительностью, время сжато, нам его не хватает. Так зачем же тратить ненужные усилия на изучение предмета, когда и так все может быть хорошо и надежно благодаря логотипам и слоганам, стабильным и надежным, как швейцарские часы. Не важно, что бренды давно уже сменили историческую родину, уйдя в марксистской погоне за прибылью в страны третьего мира, наша вера в бренд сильнее опасений. На этом, кстати, и стоит рынок. С годами я перестал пытаться доказать что-либо таким людям, но, напротив, всю свою энергию, весь свой опыт и знания, полученные за годы работы, решил обратить к тем, кто готов слушать и умеет это делать. И сегодня я продолжаю встречать огромное число открытых людей. Кто-то только начинает, но не стоит на месте, кто-то уже настолько продвинулся в познаниях благодаря своей увлеченности, что может помериться силами с профессионалами. Это и есть самая ценная гвардия, и не важно, что кто-то из ее числа еще только надел мундир, а кто-то – уже видавший виды гренадер со стажем. Именно им предстоит отстоять мир от угрожающей опасности захвата глобальными тенденциями, которые я все больше наблюдаю за последнее время, к сожалению, и в мире вина. Люди пьют раскрученные Moet и Villa Antinori, и им невдомек, что у этих вин существует потрясающая своей численностью альтернатива, где цена может быть ниже, а качество выше при всем моем уважении к перечисленным брендам. Российский рынок – часть единого мирового пространства. Он мало чем отличается от других. Я вижу в нем те же процессы, что и в Италии, Франции, США. Мы очень быстро прошли путь от полного невежества до неофитов в вине. Кому-то повезло более, и он продвинулся на уровень или даже два. Но как только первая эйфория от открытия нового и неизвестного прошла, рынок оказался на перепутье – стать развитым и двигаться дальше в своей эволюции или застыть, пожиная плоды достигнутого по принципу «и так хорошо». Карты вин ресторанов в Москве всегда были лакмусовой бумажкой этого состояния. В ранние 90-е – примитивные, построенные на «связях», они удивляли своей закрытостью и однобокостью. Затем ресторатор Игорь Бухаров первым сделал вино интригой, имиджем заведения и произнес слово «сомелье». Потом Аркадий Новиков и Андрей Деллос своей смелостью и тягой к творческому эксперименту проложили широкую дорогу, целый канал, по которому хлынула волна неизвестных вин. Эстетские рестораны начала 2000-х открывали публике неизвестные ранее регионы и даже страны. Появились профессиональные винные бары. Несколько профессиональных сомелье во главе с Владимиром Басовым и Антоном Панасенко показали, как можно быть не только профессиональными виноторговцами, но и тренд-сеттерами. Затем Москва и чуть позже Питер превратились в самостоятельные винные столицы со своей модой, предпочтениями стилей и регионов. К середине 2000-х винные журналы стали появляться, как грибы после дождя, винные школы и курсы зазывали к себе в стены, словно речь идет о продуктах первой необходимости. Винные страны, ранее игнорировавшие или недооценивавшие наш рынок, вдруг обратили на нас взоры и кинулись в нашу сторону сломя голову. Все заговорили о винном буме, который в сущности не начался еще и сейчас. Именно такое впечатление складывается, если принять во внимание объем потребления вина на душу населения (около 6 л), из которого вино, о котором идет речь на страницах этого журнала, составляет не более 1-2 л. Сейчас же приходится констатировать снижение оборота в сфере потребления вина в ресторанах. Отсюда – сокращения в картах. И это неизбежность, связанная с инвестиционной политикой заведения, иначе ему не выжить. В периоды снижения экономического роста или в неблагополучные времена люди всегда меньше экспериментируют. В вине они чаще обращаются к классике, и это положительное следствие кризиса – мы вспомним про забытые и так когда-то полюбившиеся нам вина и их создателей. Винные компании уже объявили о сокращении ассортимента и прекращении поставок ряда производителей, некоторым небольшим игрокам рынка угрожает разорение. Рынок сильно изменится. Существует опасение, и оно граничит с реальностью, что, изменив конфигурацию, потеряв часть своего богатства, он останется в таких границах, станет более пассивным, управляемым спросом. Уже до кризиса тенденция к сокращению предложения на рынке намечалась. Если она усилится, то маленькому производителю в Европе несдобровать. Потому что отличие этого кризиса от других в том, что он Глобальный. Он везде. И о нем пишут все СМИ мира. Маленькие и средние винные хозяйства начнут разоряться и продаваться в руки групп, подобных LVHM. Мне важно этим обращением к вам, мои слушатели и читатели, начать новую практику обмена мнениями, комментариями, наблюдениями. Отныне я и Сандро Хатиашвили будем оперативно отвечать на ваши вопросы на нашем обновленном сайте www.simplewinenews.ru. Мы будем признательны вам за ваши советы, критику и просто за то, что вы не даете угасать интересу к нашей теме. Ведь вино, как и люди, его создающие, заслуживают внимания. Покупайте, экспериментируйте, не дайте винному богатству нашего российского рынка, еще недавно сверкавшего, поблекнуть.
  • 20 мая 2009

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari