27 марта 2012
Фото: Тиане Доан На Чампассак
Кристин Вернэ — хозяйка и винодел семейного Дома Georges Vernay в Северной Роне. По мнению многих, она привнесла в Кондриё и Кот-Роти истинно женский и парижский стиль великого вина. Сама же она считает, что дело только в терруаре.
Северная часть долины Роны — это холмы, украшенные невероятными террасами, построенными тысячелетия назад. Самый знаменитый здесь холм Эрмитаж, возвышающийся над городком Турон. А напротив него, на восточных склонах, начинается огромный аппелласьон Сен-Жозеф, который тянется на север вдоль Роны на добрые 50 километров. Вслед за ним оба берега на гранитных склонах с меловыми и кремниевыми вкраплениями занимает гораздо более скромный по площади аппелласьон Кондриё — единственный во всей долине Роны поставщик белых вин, которые по статусу равны красным Hermitage и Cote-Rotie. Кот?Роти — самый северный кусочек долины Роны.
Этот регион не обделен вниманием мировой критики (в первую очередь самого Роберта Паркера), при этом, как мало какой другой, бьется за традиции. Главная страшилка для здешних виноделов — это Новый Свет. Местный уроженец, красный сорт сира за последнее время распространился по всему свету и теперь под именем шираза наседает из-за океана на ронскую классику. А белый сорт Кондриё — вионье — уж очень неплохо прижился в Чили и ЮАР.
Самое интересное, что одним из ярких защитников ронской самобытности сегодня выступает женщина, наследница 20 гектаров виноградников Кристин Вернэ.
25 лет назад вся Рона удивлялась тому, как утончённая парижанка, любительница итальянской живописи и преподаватель в одном из лучших вузов Парижа бойко взялась за дело в хозяйстве своего деда — Georges Vernay, которое едва не было продано разочаровавшимся в наследниках-сыновьях отцом. Кристин же перевезла сюда на постоянное место жительства двух маленьких детей и мужа-пианиста, срочно переквалифицировавшегося в маркетолога. Семейная династия Вернэ не прервалась, а Франция получила одну из первых на тот момент женщин-виноделов.
Curriculum vitae
1958
Родилась в Кондриё. Младшая в семье Вернэ. Из старших братьев никто не выбрал винодельческую карьеру: Даньель (1954) разводит лошадей на ранчо в Техасе, Люк (1957) недавно открыл авиашколу.
1979
Поселяется в Париже. Приобретает специализацию лингвиста, изучает итальянский.
1982
Преподаватель итальянского в ENA — Национальной школе администрации (Париж).
1985
Знакомится с будущим мужем, талантливым пианистом Полем Анселлемом.
1987
Родился сын Юго.
1989
Родилась дочь Эмма.
1996
Принимает решение продолжить работу с отцом, когда тот думает продать домен.
1997
Сменяет отца на посту главного винодела Дома.
1999
Вместе с Лукой Куррадо (Дом Vietti из Пьемонта) вступает в проект Tenimenti Luigi d’Alessandro (винодельня в Тоскане, в Cortona DOC).
2012
Названа «Человеком года» в гиде Bettane et Desseauve.










Кондриё
Кондриё и отдельный крошечный аппелласьон Шато Грийе, который вклинился в Кондриё анклавом, — это два лучших в мире наименования для вин из вионье, капризного сорта, склонного то к излишней сахаристости, то к грубым травянистым ноткам и почти всегда малокислотного. В XX веке судьба Кондриё висела на волоске. Работать на террасах тяжело, а урожайность предельно низкая — больше 40 гл/га получить невозможно. Чтобы винодел хоть что-нибудь заработал, вино должно быть дорогим и востребованным. Но сам стиль кондриё довольно сложный для понимания, это вино для знатоков. Еще считается, что это единственное из великих белых вин мира, которое не приспособлено к долгой выдержке (хотя Вернэ это утверждение с блеском опровергают). Хорошее кондриё радует пряными и медовыми нотами, отлично идёт к средиземноморской рыбе и не переносит густых соусов.











Сен-Жозеф и Кот-Роти
В обеих коммунах в вино к красному сира можно добавлять белый вионье (в Сен-Жозефе до 20 %), но этим пользуются далеко не все, разве что если сделать вино легче и элегантнее не получается иным путем. Кот-Роти делится на две части: Cote-Brune и Cote-Blonde («блондинку» и «брюнетку»), которые так прозвали из-за почв — известковых и глинисто-железных соответственно. Эти субнаименования можно указывать на этикетке, как и названия отдельных выдающихся кюве: Terres Sombres, La Landonne, Maison Rouge. Сен-Жозеф считается менее освоенным и даже более простым сланцево-гранитным терруаром, чем Кот-Роти. Зато вместе с сира здесь делают белые вина из марсана и русана, где фруктовая пряность первого уравновешивается структурой второго.





