По общепринятой легенде слово «зект» появилось, когда знаменитый актер Людвиг Девриент в 1825 году заказал в берлинском ресторане «зект», подразумевая херес (английское слово sack на немецком тогда писали именно sekt), а официант, привыкший к тому, что Девриент всегда пьет шампанское, принес французское игристое. Так слово «зект» стали использовать для игристых вин и превратили в официальный термин, когда после Первой мировой войны Германии было запрещено использовать слово «шампанское» для своих вин.
В Германии игристое вино называется зектом (или Qualitätsschaumwein – «качественное игристое вино») при минимальной крепости 10% и давлении в бутылке не меньше 3 атмосфер (3,5 в Австрии). Внутри эта довольно большая категория делится на этажи. Они частично совпадают в Австрии и Германии.
© DWI
Германия
История игристых вин в Германии началась в XIX веке, и большинство крупных нынешних фирм основаны примерно тогда же, но до недавнего времени имидж у зектов был не слишком привлекательный: дешевая шипучка, которую выпивают в основном сами немцы и австрийцы. Несколько лет назад в Германии выпивали по 5 бутылок игристого вина на человека в год, в Австрии – 4. Для сравнения, в США всего 1 бутылка игристого на человека. Так что неудивительно, что в Германии за год выпускают примерно 350 млн бутылок игристого, а выпивают больше 400 млн, что делает Германию крупнейшим рынком для игристого вина в мире.
Поскольку немцы всегда любили шипучее вино, неудивительно, что еще кайзеру Вильгельму II пришла мысль обложить его налогом в пользу военного флота. Чтобы проще было его собирать, зект превратили в государственную монополию, которая прекратила свое существование только в конце 1970-х – и за последующие годы количество его производителей увеличилось со 100 до 2000. Фактически это и подтолкнуло качественные изменения в производстве зекта. Но это не отменило любви немцев к недорогим игристым, поэтому до сих пор 90% немецких игристых делают из европейского балка и примерно столько же из них производят методом шарма, который существенно удешевляет производство. Жемчужины надо искать преимущественно в категории Winzersekt («зект винодела») и отчасти – Deutscher Sekt («немецкий зект»). С ними стараются работать и молодые виноделы, которые решили исправить имидж национального игристого.