My default image
О чем говорили на Втором Российском винодельческом форуме
ГлавнаяНовостиО чем говорили на Втором Российском винодельческом форуме

О чем говорили на Втором Российском винодельческом форуме

9-10 ноября в Москве состоялся Второй Российский винодельческий форум. Организаторами выступили АВВР и Фонд Росконгресс при поддержке Правительства РФ. Соорганизатором стал Россельхозбанк, а стратегическим научным партнером – Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Площадка объединила винных профессионалов всех уровней (от виноделов до сомелье и кавистов), а также представителей власти (вплоть до министра сельского хозяйства), банковской сферы, науки и туризма. Делимся подробностями в нашем репортаже.

Несмотря на сложную экономическую и политическую конъюнктуру, атмосферу форума можно охарактеризовать как позитивную, а лейтмотивом события стал взгляд в будущее отрасли, ее стратегическое развитие и, безусловно, долгосрочная господдержка. Сессии, заседания и мастер-классы проходили одновременно в семи залах, поэтому посетителям было непросто сделать выбор. Продегустировать российские вина можно было не только на мастер-классах, но и на стендах производителей и в рамках винного салона, развернувшегося на третьем этаже.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Вперед, в будущее

Основные темы, обсуждаемые в течение всего форума, сформулировали на установочной сессии, модератором которой выступил начальник лаборатории генетических технологий виноградарства и виноделия НИЦ «Курчатовский институт» Дмитрий Федосов. Сессия была озаглавлена «Вперед, в будущее винодельческой отрасли».

Владимир Лиховской, директор НИИ «Магарач», вкратце описал каждую из глав Федеральной стратегии развития виноградарства и виноделия до 2050 года, от анализа состояния отрасли до темы продовольственной безопасности за счет полного импортозамещения технологического цикла.

Была поднята проблематика генетических ресурсов, селекционной работы, сортовой политики, питомниководства и агробиотехнологий, винного туризма, производства оборудования и сельскохозяйственной техники.

Особое внимание уделили информационным технологиям, которые могут послужить одним из важных катализаторов развития отрасли. В качестве примеров упомянули возможность предупреждения болезней лозы путем инспекции виноградников дронами и беспилотными тракторами, определение стадии созревания ягод при помощи лазера, «умные» биовинификаторы, а также технологии, позволяющие определить происхождение вина с точностью до деревни.

Андрей Незнамов, управляющий директор Департамента и развития искусственного интеллекта «Сбербанка», рассказал об экспериментах по внедрению ИИ на самых разных стадиях производства – от создания ассамбляжей до генерации дизайна этикеток. Эксперименты проводятся и в сфере виноградарства: так, например, в будущем будет возможна эффективная оценка потенциала терруаров благодаря анализу информации, полученной при помощи спутников.

DSCF3003-min.jpg

Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Евгений Емельянов, заместитель генерального директора «Кубань-Вино», продолжил тему, представив созданное в этом году новое подразделение холдинга «Ариант» – Центр цифровых решений. Евгений считает, что для такого крупного производителя, планирующего дальнейшее расширение, попросту нет других вариантов, кроме как использовать самые современные технологии. При этом, по его словам, ИИ не заменит человека, а повысит его эффективность, но вместе с тем вырастут и требования к квалификации специалистов. На данном этапе необходимо оцифровать огромный объем информации и только потом приступать к автоматизации и использованию ИИ, поскольку в настоящее время попросту отсутствует необходимый data set.

В центре внимания – потребитель

Вице-президент, сооснователь Simple Group Анатолий Корнеев призвал всех участников отрасли при разработке стратегии сместить акцент с предложения на спрос, то есть конечного потребителя, который должен иметь доступ к качественным, недорогим винам, а также к информации о них. Общей целью на ближайшие годы Анатолий назвал рост потребления вина на душу населения до 12 л в год с нынешних 6,2 л (статистика 2022-го), подчеркнув, что в СССР этот показатель в среднем находился у отметки 13 л, а в пике поднимался до 16 л.

Достижение этой цели, по словам Корнеева, невозможно без изменения модели производства с экстенсивной на интенсивную, корректировки подходов к виноградарству, а также без активного продвижения культуры потребления вина. Все это в идеале должно привести к сокращению подушного потребления пива (52,2 л в 2022-м) и крепких напитков (6,8 л в 2022-м, включая водку), а также винных напитков и суррогатов.

Фото: © Simple Group

Анатолий Корнеев. Фото: © Simple Group

Стратегия развития отрасли до 2050 года предполагает рост площадей виноградников с нынешних 100 тыс. до 360 тыс. га (цифры включают как технические, так и столовые сорта), однако одна из проблем заключается в том, что сегодняшняя статистика далека от прозрачности. Мы можем лишь приблизительно рассчитывать площадь виноградников, реально задействованных в производстве вина. Так, из вышеупомянутых 100 тыс. га лишь 80 тыс. являются плодоносящими, но не менее 10% из них составляют так называемые «приписки». Также порядка 25 тыс. га используется для производства дистиллятов. В оставшихся 55 тыс. га «зашиты» и всевозможные виноградосодержащие напитки.

Еще одна проблема виноградарства – крайне низкая плотность посадок, наследие советского периода. В России этот показатель составляет около 1,6 тыс. лоз на гектар, таким образом, страна значительно отстает от мирового стандарта, который колеблется у отметки 4 тыс. лоз на гектар (мы сейчас не рассматриваем Бургундию и ряд других регионов-рекордсменов).

От количества к качеству

Возвращаясь к проблемам потребления, Анатолий не мог не затронуть вопросы, связанные с качеством. Российское вино обогнало импорт в физическом выражении (в стоимостном – пока отстает), но при этом доля плодовых вин и винных напитков в импорте значительно ниже, чем в собственном производстве. Кроме того, российских полусладких вин потребляется значительно больше, чем импортных. Это говорит о том, что отечественный производитель имеет искаженное представление о вкусах потребителя, не замечая общую тенденцию к росту популярности сухих и полусухих вин.

В последние годы стали проводиться глобальные срезы качества росвин, осуществляемые с привлечением квалифицированных экспертов, которые оценивают всю продукцию, доступную в рознице. С одной стороны, с каждым годом растет уровень вин лучших виноделен, но вместе с тем качество не менее чем половины оцениваемых образцов остается крайне низким. Речь идет только о лицензированных производствах, без учета контрафакта, который по-прежнему доступен.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Марина Бюрнье, совладелица известной винодельни, начала свое выступление с демонстрации карты, взятой с сайта организации Great Wine Capitals, на которой желтыми точками были отмечены самые престижные винодельческие регионы мира. Миссия Бюрнье, а также, вне всякого сомнения, целого ряда виноделен, состоит в том, чтобы в будущем такая же точка красовалась и на карте России. Для этого, по словам Марины, даже в нынешних условиях важно не выпадать из общих мировых тенденций.

Одним из ключевых глобальных трендов является растущий спрос на органические вина, те, в которых полностью отсутствуют следы синтетических удобрений и пестицидов. Вторым важным моментом является изменение климата и сопутствующий ему дисбаланс экосистемы. Все это плавно подводит нас к следующему вопросу, напрямую касающемуся стратегии развития виноградарства и виноделия, – выбору сортов.

Международные сорта vs автохтоны vs гибриды

Проблема выбора сортов неоднократно поднималась на разных сессиях в рамках форума. Марина Бюрнье, в частности, отметила, что при определении сортового баланса важно учитывать множество факторов: с одной стороны, в контексте «органического» тренда необходимо рассматривать сорта, не требующие частых обработок химикатами. С другой стороны, если ориентироваться только на резистентность сортов, можно получить море плоских, безликих вин, не способных к развитию.

Анатолий Корнеев посвятил вопросу выбора сортов целый мастер-класс под названием «Будущее российского виноделия – автохтоны?». В рамках выступления он упомянул проект «Большая Русская Винная Экспедиция», в рамках которого команда из более чем 20 экспертов почти 100 дней подряд ездила по винодельческим регионам страны и дегустировала все доступные на рынке вина, общее число которых превысило 2000 (включая внеконкурсные образцы). Цель проекта – не только и не столько выставление оценок и формирование рейтинга вин, сколько сбор информации для самой полной базы данных, которая включает и данные о сортах.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Если вкратце, Анатолий считает, что в России сейчас слишком много сортов и это реальная проблема. Во-первых, государство тратит огромные деньги на субсидирование посадок. Если на эти деньги высаживать «сорта-сорняки», то полное обновление виноградников придется осуществлять, скажем, раз в 10 лет, тогда как это можно было бы делать в три раза реже и экономить бюджетные средства. Во-вторых, мировая практика показала, что потребитель воспринимает около 18 органолептических паттернов, больше он попросту не осилит, а значит, не будет и повторных продаж.

Что касается автохтонов, то принято считать, что красностоп – «наше все». Однако, по словам Анатолия, в действительности ответ на этот вопрос сможет дать только рынок, и то спустя много лет. Глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян уверен, что красностоп не подходит для производства массовых вин. На роль «рабочей лошадки» он выдвигает цимлянский черный. Если говорить о гибридах, то потенциально интересным вариантом может стать голубок.

В любом случае неотъемлемыми составляющими концепции терруара являются время и деньги. Чтобы понять, какие сорта (и что немаловажно, какие подвои) лучше всего подходят для выращивания в той или иной микрозоне, необходимо выделять участки для многолетних исследований под наблюдением местных СРО. Ну а деньги – это то, что конечный покупатель принесет (или нет), вне зависимости от результатов исследований.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Посетителям мастер-класса было предложено семь вин из коллекции БРВ. Первым образцом стал Темелион Blanc de Blanc Vintage, игристое из 100% шардоне, выращенного в прохладной Долине Лефкадия, в зоне, идеально подходящей для производства белых и высококачественных игристых вин. Вопрос, который задал Анатолий, более чем логичен: зачем в этом выдающемся терруаре высаживать гибриды? Тот же вопрос можно было задать и применительно к следующим двум белым – шардоне от «Галицкий и Галицкий» и рислингу Семейный Резерв от Имения «Сикоры».

Четвертый образец, Красностоп на Террасах от Имения «Сикоры» – вино из автохтонного сорта, но само название вина явно намекает на то, что здесь важен и терруар. Оказывается, даже за безумной концентрацией и мощными танинами красностопа может скрываться элегантность. Как отметил Анатолий, российские производители зачастую отталкиваются не от особенностей терруара, а от того, какие сорта видят в линейке, что также является проблемой.

Пятый образец, Cosaque от «Галицкий и Галицкий», – невероятно сбалансированный ассамбляж двух международных (каберне совиньон и мерло) и двух автохтонных (цимлянский черный и красностоп) сортов, воплощение опыта и мастерства винодела.

Шестое вино, Сира Резерв от «Усадьбы Маркотх», – удачный выбор сорта применительно к особенностям терруара, пример того, что не стоит отворачиваться от международных сортов, напротив, нужно искать места, где они покажут себя не хуже, а может, и лучше, чем за рубежом. Артур Саркисян сказал, что видит в России огромный потенциал для таких сортов, как каберне фран и алиготе.

Венцом дегустации стал оммаж Патрику Леону, вино Merci, Patrick от «Лефкадии». В ассамбляже, помимо мальбека, мерло, сира и пти вердо, присутствует саперави, и этот сорт отчетливо читается в органолептике. Анатолий и Артур считают, что в последнее время саперави в России демонстрирует едва ли не лучшие результаты, даже по сравнению с Грузией.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

С одной стороны, России пока не хватает премиальных вин, и гибридные сорта не очень хорошо подходят для решения этой проблемы. С другой, как справедливо отметил Роман Неборский, запланированный в стратегии развития рост площадей посадок в 2-2,5 раза без гибридов попросту невозможен, особенно в зоне укрывного виноградарства.

Меры господдержки

Центральным событием форума стало пленарное заседание, посвященное стратегическому развитию отрасли и долгосрочной поддержке со стороны государства. Модератором сессии был Дмитрий Киселев, председатель АВВР. Состав спикеров вряд ли мог быть более представительным.

Дмитрий Патрушев, министр сельского хозяйства, начал свое выступление с того, что виноделие в стране превратилось из нишевой в одну из наиболее динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства, что, безусловно, связано с повышенным вниманием государства к возрождению традиций. Также министр обратил внимание, что успехи в виноделии несут в себе потенциал развития смежных отраслей, таких как экотуризм и энотуризм, и помогают развивать сельские территории.

Фото: © Кирилл Болотов/Росконгресс

Фото: © Кирилл Болотов/Росконгресс

Было названо немало цифр: так, по прогнозам, общая площадь виноградников в стране по итогам года с учетом новых посадок, обновления старых насаждений и раскорчевки достигнет 103 тыс. га. Урожай в 2023-м должен составить примерно 760 тыс. тонн против рекордных 890 тыс. тонн в 2022-м, что обусловлено, в частности, погодными особенностями, но при этом год можно назвать исключительно удачным в плане качества, особенно это касается красных сортов. Производство при этом растет: за 9 месяцев текущего года произведено более 66 млн дал виноматериала, что уже больше, чем за весь 2022-ой.

Дмитрий Киселев не мог не упомянуть еще одну важную цифру: согласно исследованию Роскачества, в 2023 году 51% россиян предпочли отечественное вино импортному. Взятие этого психологического рубежа является во многом результатом многолетней работы министерства.

В прошлом году началась реализация федерального проекта «Стимулирование виноградарства и виноделия». Его основной целью является увеличение площади плодоносящих виноградников к 2030 году на 35%. Общий объем средств, которые предполагается выделить в рамках проекта, – около 27 млрд рублей. По предварительным оценкам, поддержку должны получить около 320 виноградарских и винодельческих хозяйств. В 2023 году финансирование составило чуть менее 4 млрд руб., в 2024-м эта цифра с учетом региональных средств должна остаться на том же уровне.

В 2024 году также ожидается рост площади посадок на 6 тыс. га и увеличение объема производства вин ЗГУ на 16%. Дмитрий Патрушев подчеркнул, что для виноградарей и виноделов доступны и другие меры поддержки, такие как льготные кредиты, возмещение части капитальных затрат на питомники, гранты на развитие эко- и энотуризма, льготный лизинг, поддержка мелиорации, агрострахование и т. д.

Фото: © Кирилл Болотов/Росконгресс

Фото: © Кирилл Болотов/Росконгресс

И Дмитрий Киселев, и Виктор Евтухов, замминистра промышленности и торговли РФ, в качестве одного из сдерживающих факторов развития отрасли назвали давление импорта. Несмотря на то, что новое законодательство фактически перекрыло поток балка, этот же балк теперь разливается по бутылкам в соседних странах. Кроме того, продукция крупных производителей из Шампани, официально отказавшихся поставлять вино в РФ, тем не менее присутствует на отечественном рынке в больших объемах.

Еще одна проблема – импортозамещение оборудования для виноделия, но и она постепенно решается. Например, в Волгоградской области запущен мегапроект по производству пищевой нержавеющей стали. Виктор Евтухов также отметил, что российский потребитель уже нормально воспринимает винтовую пробку, что позволит снизить зависимость от импорта классических пробок.

Наконец, были озвучены меры поддержки продвижения вина, такие как акция «Дни российских вин», впервые стартовавшая в 2018-м, а также закон о винных ярмарках. Отмечалось, однако, что местные власти иногда препятствуют реализации инициатив: так, например, в Санкт-Петербурге и Ленобласти пока невозможно проведение ярмарок.

Фото: © Дмитрий Притула/Росконгресс

Фото: © Дмитрий Притула/Росконгресс

Акцизы, пошлины и НДС

Многие спикеры отмечали позитивное влияние недавнего повышения импортных пошлин, справедливо полагая, что такая мера фактически оставляет психологически значимую ценовую нишу до 350 руб. на полке исключительно за отечественной продукцией. Некоторые, впрочем, высказывались за дальнейший рост пошлин, считая нынешний показатель недостаточным (например, на саммите АВВР предложили повысить порог до 50%), другие делегаты были более сдержанны в оценке влияния протекционистских мер, указывая на риски снижения конкуренции, что, в свою очередь, может привести к росту цен и падению качества российского вина.

Артур Саркисян в рамках Пленарной сессии о господдержке призвал обратить особое внимание на нулевые импортные пошлины в отношении грузинских вин. Следствием данной преференции является явное доминирование Грузии в низком ценовом сегменте, причем речь идет о винах сомнительного качества: в Грузии существует специальная дегустационная комиссия, проверяющая качество вин, поступающих на экспорт, но предназначенные для поставок в Россию вина не подвергаются такой проверке.

Евгений Емельянов полагает, что повышение пошлин реально отразится на полках лишь в феврале-марте 2024-го, поскольку сейчас склады все еще забиты импортным вином, ввезенным с запасом. Евгений также напомнил о предстоящем трехкратном росте акцизов на вино и выразил уверенность в том, что, хотя соответствующая инициатива находится на стадии законопроекта, этот сценарий будет реализован.

Фото: © Максим Ковалев

Фото: © Максим Ковалев

Анатолий Корнеев выступил с предложением регулировать рынок и поддерживать отечественного производителя не только и не столько при помощи акцизов и пошлин, сколько при помощи НДС: в частности, он считает целесообразным снижение НДС на российские вина до 10%. И хотя в краткосрочном периоде это приведет к сокращению поступлений в бюджет, в перспективе, напротив, поступления значительно вырастут, поскольку потребитель получит доступ к недорогим качественным винам и, как следствие, будут достигнуты планируемые показатели продаж.

А судьи кто?

Именно так была озаглавлена сессия, посвященная винным рейтингам. Не секрет, что тема регулярно вызывает бурную реакцию в профессиональной среде – часто высказываются скептические мнения в отношении чересчур большого числа рейтингов и конкурсов. Анатолий Корнеев, парируя эти высказывания, привел в пример Италию, где сегодня параллельно сосуществуют не менее шести крупных гидов и/или систем оценки, и все они эффективны.

Многие виноделы отказываются от участия в рейтингах, однако их вина все равно попадают в списки, поскольку закупка часто осуществляется в рознице. По словам Артура Саркисяна, автора старейшего гида по российским винам, основной проблемой является замкнутость большинства виноделов в своем «пузыре» и нежелание дегустировать вина конкурентов, не говоря о продукции зарубежных коллег. Артур не отрицает, что любой рейтинг, включая собственный, является отражением субъективного мнения, но при этом нельзя сомневаться в профессионализме человека, который ежегодно на протяжении 11 лет посещает чуть ли не все винодельни страны, формируя уникальный дегустационный опыт.

Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Наличие сразу нескольких независимых рейтинговых систем позволяет понять уровень самих экспертов по тому, какие баллы получает одно и то же вино по версии разных гидов. В случае, если эти баллы стабильно низкие, появляется повод для винодела задуматься. Впрочем, в большинстве случаев винодел вообще не должен переживать по поводу оценок, ведь баллы нужны прежде всего потребителю.

Разные системы, при всей кажущейся схожести, имеют множество особенностей. К примеру, гид Артура Саркисяна – авторский, то есть оценки ставит один человек. Большая часть других рейтингов подразумевает наличие дегустационной комиссии, но и в этом случае возможны варианты. Игорь Сердюк, Top100Wines.ru, к примеру, является сторонником британской модели, при которой эксперты могут обсуждать баллы (но сами вина дегустируются вслепую). На дегустациях гида Роскачества или Большой Русской Винной Экспедиции обсуждение запрещено.

Елена Саранцева, заместитель руководителя Роскачества, отметила, что «Винный гид России» – мощный инструмент господдержки, который позволяет повышать доверие к отечественным винам. Целью гида является продвижение качественных вин, поэтому в 2023 году было принято беспрецедентное решение о добавлении в рейтинг малотиражных дорогих вин.

Анатолий Корнеев рассказал о проекте Большой Русской Винной Экспедиции (ставшим основой для рейтинга ТОП-100 лучших вин России по версии Simple Wine News), который был впервые реализован в этом году Simple Group совместно с командой Ratingtelling Алексея Соловьева. Анатолий согласился с тем, что рейтинг нужен прежде всего рынку: по его словам, SWN был готов к этому проекту уже давно, не был готов именно рынок. Также он сделал акцент на том, что для участия в БРВЭ специально были приглашены сомелье и независимые, неангажированные эксперты.

Алексей Соловьев. Фото: © Максим Ковалев

Алексей Соловьев. Фото: © Максим Ковалев

После того, как выступили организаторы гидов и рейтингов, к обсуждению были приглашены виноделы. Владимир Гунько рассказал, что, безусловно, он, как и его коллеги, может эмоционально реагировать на те или иные оценки. Он уважает авторские гиды за возможность понять пристрастия и систему оценок конкретного человека, а также за возможность позвонить автору и узнать мнение из первых уст. Работа сплоченного профессионального коллектива, такого как команда Роберта Паркера (Wine Advocate), также вызывает уважение, тогда как конкурсы, где собирается «случайная команда экспертов на один день», доверия у Владимира не вызывают.

В роли главной «Бабы-Яги» выступил Павел Швец. Он убежден, что за любым рейтингом скрывается коммерческий интерес, а потребитель, интересующийся вином, всегда сам разберется, что ему нужно. Павел даже предложил виноделам создать свой рейтинг экспертов на основании их дегустационного опыта, пристрастия к курению, ангажированности и т. д. Несмотря на эмоциональность, Павел указал на реальную проблему: очень многие премиальные вина выпускаются на рынок слишком молодыми и моментально раскупаются, при этом в стране из-за законодательных ограничений отсутствует вторичный рынок. За рубежом многие покупатели используют рейтинги, чтобы оценить инвестиционные риски, тогда как в России, по мнению Павла, рейтинги являются инструментом влияния на спрос.

Продать нельзя доставить

Одной из самых животрепещущих проблем последних лет является перспектива законодательного разрешения на онлайн-торговлю вином. На форуме этой теме была посвящена отдельная сессия, модератором которой выступил Александр Ставцев, вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, сомодератором – Артем Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли.

Александр Ставцев. Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Александр Ставцев. Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Традиционно основным скептиком инициативы отмены запрета на онлайн-торговлю вином являлся Минздрав и, с недавнего времени, МВД (в этом году представители этих ведомств не присутствовали на сессии). Кроме того, против отмены запрета выступает и традиционный ритейл, переживающий за выручку, полагая, что у покупателей практически не останется поводов лично посещать торговые точки.

Позицию Минпромторга можно охарактеризовать как нейтрально-положительную: ведомство попросту не считает данный вопрос приоритетным. Среди ключевых сторонников инициативы – Минфин (ведомство видит в ней эффективный инструмент борьбы с контрафактом), Минэкономразвития, Минцифры, ФАС.

Очевидный факт заключается в том, что рядовой потребитель даже не задумывается о том, что онлайн-торговля вином в стране запрещена: по данным опросов, около 80% респондентов уверены в том, что вино – это такой же товар, как и любой другой, разве что существуют ограничения по возрасту и времени продажи. В итоге человек попросту вбивает в поисковую строку запрос и переходит по ссылке, а такие ссылки зачастую ведут на сайты недобросовестных участников рынка.

Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынком неоднократно сообщало о наличии эффективных технологий, позволяющих контролировать онлайн-торговлю, в том числе ограничивать время продажи алкоголя. В то же время нельзя не признать, что на рынке уже так или иначе есть дистанционная торговля, и инструменты ее ограничения как раз напоминают борьбу с ветряными мельницами. Тот факт, что доставка осуществляется не до порога дома или квартиры, по сути ничего не значит, так как за пределами крупных городов все товары и так доставляются преимущественно в ПВЗ, а не курьерами. Единственное важное отличие заключается в том, что потребитель не имеет возможность положить алкоголь и все остальные товары в одну корзину и забрать в одном месте, поскольку алкоголь можно доставлять исключительно в торговые точки с розничной лицензией.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Павел Глухов, представляющий все онлайн-проекты «Сбера», в частности «Сбермаркет», развеял страхи традиционного ритейла, отметив минимальное пересечение офлайн и онлайн клиентских баз, которое в среднем составляет 10-15%. По статистике, люди не перестают ходить в магазины, получив возможность заказывать товары онлайн. А в перспективе онлайн-продажи обеспечивают прирост клиентской базы традиционного ритейла: сегодня люди, как правило, ограничиваются посещением одного-двух магазинов у дома, ассортимент постепенно приедается, а интернет-витрина открывает доступ к ассортименту, на который раньше потребитель попросту не обращал внимания.

Эрнест Хачатурян, исполнительный директор Luding Group, считает, что в премиальном сегменте введение онлайн-продаж никак не ударит по традиционному ритейлу (бутики и винотеки), поскольку вино – эмоциональная покупка и человек почти всегда предпочитает личное общение с кавистом. Не случайно большинство бутиков проводит дегустации для постоянных клиентов, ведь именно личное общение является стимулом продаж.

Если мы говорим о стратегическом развитии российского виноделия, то онлайн-торговля, вне всякого сомнения, откроет доступ микровиноделам в российские регионы, а в перспективе послужит стимулом для увеличения числа небольших хозяйств.

Винный журналист Дарья Орлова рассказала о площадке Vino.ru, работающей при поддержке ГК «Абрау-Дюрсо». Маркетплейс открывает доступ на рынок для небольших хозяйств, представители которых получают возможность рассказать потребителю о своих винах при помощи медиаинструментов.

Дарья Орлова. Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Дарья Орлова. Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Винный туризм

Такая тема не могла быть проигнорирована хотя бы потому, что во всем мире виноторговля и туризм идут рука об руку, создавая эффективную синергию. Модератором сессии стал Леонид Попович, директор российского отделения Всемирной организации винного туризма.

Открыла сессию Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и специальным проектам «Абрау-Дюрсо». Она представила прогноз Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, в соответствии с которым уже к 2025 году нас ожидает двукратный рост количества винных туров и увеличение оборота отрасли на 700 млн рублей в год. Ирина назвала этот прогноз консервативным: она убеждена, что фактические показатели будут еще выше.

Развитию энотуризма способствует прежде всего рост спроса на внутренний туризм в целом. По опыту «Абрау-Дюрсо», гости делятся на три большие категории: традиционные туристы (люди, не планировавшие посещать винодельни, приобретающие туры на месте в рамках исследования региона, по совету операторов или знакомых), винные ценители (гедонисты, гастротуристы), а также молодежь (люди в возрасте 20-30 лет, которые ищут новые впечатления и места для фотосессий). Именно третья, относительно новая категория представляет особый интерес, поскольку такие люди впоследствии становятся амбассадорами виноделен.

0DT00029-min.jpg

Ирина Гончарова. Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Ирина обратила внимание инвесторов, которые планируют вкладывать средства в объекты винного туризма, на важность создания УТП (уникального торгового предложения, в данном контексте – уникального туристического продукта). УТП – это симбиоз многих факторов, среди которых можно отметить архитектуру и терруарно-гастрономические особенности (улиточные фермы, лавандовые поля…). При этом, какими бы особенностями ни обладал тот или иной объект, для успеха важно правильно его преподнести. Успех в отрасли в целом во многом зависит от уровня подготовки кадров, в частности гидов. Об этом говорил и Леонид Гелибтерман, вице-президент Всемирной организации винного туризма (GWTO) по региону Евразия.

Концепция «винных дорог» строится вокруг четырех основных вопросов: как гости будут добираться до места, где они будут жить, что они будут пробовать и, наконец, как развлекаться в свободное время. Пока, к сожалению, инфраструктура оставляет желать лучшего. Ситуация усугубляется ограничениями авиасообщения, что заставляет туристов путешествовать на автомобиле, а это, в свою очередь, плохо сочетается с дегустациями. Далеко не каждый винодельческий проект может позволить себе строительство полноценного отеля, и не во всех регионах есть отели поблизости от виноделен.

Среди важных инструментов по привлечению туристов Ирина назвала мероприятия, а также сувенирную продукцию. Что касается мероприятий, то они могут не приносить прибыли сами по себе и даже порой являются убыточными, но опыт показывает, что они позволяют существенно повысить выручку. Лучше всего работают тематические, повторяющиеся мероприятия.

Леонид Гелибтерман рассказал о том, что эногастротуризм в 2023-м стал безусловным лидером среди всех туристических отраслей Европы. Эксперты предполагают, что эта тенденция сохранится и в будущем. European Travel Commission (Европейская комиссия по путешествиям) провела исследование планов европейцев в отношении путешествий в 2024 году. Результаты показали, что 21,2 млн человек изучают предложения по путешествиям с основным фокусом на еду, вино и пиво. Еще 5,5 млн заявили о своих планах отправиться в путешествие с приоритетным упором на еду и вино. В целом эногастрономические туры занимают сейчас примерно 22% рынка. В Италии этот показатель составляет сегодня 58% против 21% в 2016-м. Из 10 итальянцев 7 человек не менее пяти раз получали опыт эногастротуризма во время последнего путешествия. В 94% случаев речь идет о специальных походах в специальные рестораны, в 74% – о посещении производств продуктов питания и напитков, в 60% – о посещении эногастрономических событий, в 54% – о непосредственном участии в действиях, связанных с эногастротуризмом. Все это касается исключительно внутреннего туризма, причем, несмотря на экономический кризис, каждый третий итальянец потратил в 2023 году на еду и напитки больше денег, чем в 2022-м. К сожалению, в России такой статистики пока нет, но в любом случае эти цифры позволяют видеть глобальные тенденции и определять направления, в которых выгоднее всего развиваться.

Леонид Гелибтерман. Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

Леонид Гелибтерман. Фото: © Денис Тихомиров/Росконгресс

В числе ключевых факторов успеха Леонид назвал комплексность, многогранность туристического предложения, простоту приобретения продукта и его доступность (в том числе, транспортную).

Винные карты с российскими винами

Проблемы, так или иначе касающиеся HoReCa, поднимались едва ли не на каждой сессии форума. Некоторые спикеры отмечали рост популярности российских вин в ресторанах, но называли этот рост недостаточным, кто-то сетовал на снобизм сомелье, кто-то, напротив, вставал на их защиту и восхищался как эрудицией, так и желанием делиться информацией с гостями. Однако чаще всего звучал вопрос о том, как же должны выглядеть винные карты ресторанов в стремительно меняющихся условиях. Проект «Большое Русское Вино» группы Simple посвятил этой теме отдельный мастер-класс.

На сегодняшний день гость по большей части не разбирается в географии российского виноделия, в лучшем случае выделяя Крым как отдельную географическую единицу. Отличия терруаров, скажем, Новороссийска, Геленджика и Анапы часто вызывают вопросы даже у сомелье, не говоря уже об особенностях микротерруаров. Поэтому, возможно, имеет смысл размещать в винных картах с российскими винами географические карты, чтобы у гостя возникал интерес, пробуждалось желание глубже изучить тему. Простое перечисление ЗГУ и ЗНМП (а надо учитывать, что АВВР предложила еще более подробное трехуровневое деление на зоны, регионы и терруары) вряд ли поможет гостю лучше разобраться в ассортименте.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Как и в случае со всеми мастер-классами от БРВ, не обошлось без дегустации. Посетители вслепую попробовали два совиньона, первый – Петрикор 2021-го винтажа от винодельни «Шумринка», яркий, свежий, но при этом без попытки уйти в новозеландские тропики, второй – от «Лефкадии», с частичной выдержкой во французском дубе. Практически никто из посетителей не угадал сорт во втором вине, тогда как в первом он читался с первых нот. Дегустация продолжилась в открытую игристым Cuvée de Vitmer Blanc de Blancs от «Золотой Балки» и тремя совершенно разными по стилистике красными винами: пино менье от Loco Cimbali, резервным каберне совиньоном от «Усадьбы Маркотх» и красностопом от «Галицкий и Галицкий». Урожай пино менье собирается со старых лоз (вплоть до 81 года высадки) и выдерживается в бочках из-под пино нуара. Вино выполнено в современном, элегантном и очень гастрономическом стиле, его вполне можно представить в винной карте ресторана высокой кухни в любой точке мира. Каберне совиньон выдерживается в течение 17 месяцев в бочках из французского и кавказского дуба, а за тем не менее 6 месяцев в бутылке, что позволяет вину попасть на рынок уже более-менее готовым. Стилистика напоминает Новый Свет, в частности Австралию. Наконец, красностоп, по ощущениям, самое «молодое» вино – в том смысле, что ему еще требуется время, чтобы достичь оптимальной зрелости, а потенциал развития и хранения в бутылке составляет не менее 10 лет.

Вина проекта «Галицкий и Галицкий» были также представлены на отдельном мастер-классе, и по тому, что в зале не было свободных мест, уже можно было оценить интерес посетителей форума к данной винодельне. Из пяти дегустационных образцов ни один не оставил участников мероприятия равнодушными. Завершился сет айсвайном «Генерал Мороз», лучшим десертным вином России по версии Top100Wines.ru

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Фото на обложке: © Simple Group.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 1 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Очень интересно!
Ответить
Поделиться
Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email