My default image
Фредерику Фалькау: «Я думал, что буду виноделом до конца жизни»
ГлавнаяЛюдиИнтервьюФредерику Фалькау: «Я думал, что буду виноделом до конца жизни»

Фредерику Фалькау: «Я думал, что буду виноделом до конца жизни»

В винной индустрии часто бывает, что человек работал на престижной и стабильной работе, а потом увлекся вином и уехал куда-то волонтерить на сборы урожая. Фредерику Фалькау пошел от обратного. Специально для SWN Вероника Бусел поговорила* с президентом ассоциации ViniPortugal.

*Интервью состоялось в начале 2022 года.

Фредерику Фалькау состоялся как успешный винодел, но променял лирику производства вина на менеджмент и администрирование. Сейчас в качестве президента ViniPortugal (межпрофессиональной ассоциации, определяющей стратегию и тактику продвижения португальских вин по всему миру под брендом Wines of Portugal / «Вина Португалии») он помогает построить бренд Wines of Portugal. Как он сам выразился, для успешности этого предприятия ему понадобилось уйти в политику.

Биография

Фредерику Фалькау имеет степень в области агрономии Университета Эворы, также он окончил аспирантуру в области энологии в Католическом университете Порту. После окончания университета стажировался в Австралии. Почти два десятилетия он развивал свою карьеру как винодел в нескольких известных компаниях – в Esporão, Companhia das Lezírias, Pegos Claros и Fundação Abreu Callado. В 2012 году Фалькау неожиданно для себя и винного сообщества Португалии возглавил IVV (Instituto da Vinha e do Vinho, Институт вина и виноградарства Португалии), став самым молодым его руководителем в истории. Несмотря на предложение остаться на второй срок, он сам покинул этот пост после шести лет.

В период с 2018 по 2019 год Фредерику был генеральным директором крупной португальской винной компании Bacalhoa. В 2020 году он был избран президентом ViniPortugal сроком на три года, что, по его собственному признанию, является той вершиной карьеры в винной индустрии в Португалии, которую ему самому будет непросто перепрыгнуть.

ViniPortugal основана в 1996 году как некоммерческая частная организация, она состоит из восьми ассоциаций (полный список приведен здесь) и представляет около 300 виноделен со всей страны, от малых до крупных игроков отрасли. Благодаря организации бренд Wines of Portugal / «Вина Португалии» стабильно представлен на 20 стратегических рынках, находящихся на четырех континентах. С ежегодными инвестициями в размере от €6 млн до 8 млн, каждый год ViniPortugal проводит сотни акций по продвижению португальских вин с участием нескольких сотен партнеров. 

IMG_1278.JPG

Фото: © Wines of Portugal

30-летняя карьера: из винодела в президенты

Да, я больше не винодел и не создаю свои вина, но с момента начала карьеры и все эти годы (около 30 лет) вино – моя страсть и то, чем я хочу заниматься до конца жизни.

Я впервые начал работать на виноградниках очень рано, уже в 15-16 лет. Я мог бы и не делать этого, но мне хотелось не просто брать деньги у родителей, но и заработать самому. Я начал со сбора урожая и уже тогда ощутил, какими разными жизнями живу со своими друзьями: в то время как они отсыпались, плавали в бассейне или безмятежно проводили время друг с другом, я вставал очень рано, а впереди был многочасовой изнурительный труд. Проработал всего месяц или два, получил не бог весть какие деньги, но навсегда запомнил, какое это было удовольствие покупать себе то, что ты хочешь, за свои собственные, заработанные «кровью и потом». Вы не поверите, но я до сих пор помню так ясно свое ощущение, радость, воодушевление от этой независимости и свободы. Это был поворотный момент для меня – осознание возможности самостоятельно решать свои задачи.

После сбора урожая я поехал и посмотрел на магию создания вин, и именно тогда произошел тот самый щелчок: я задумался о карьере винодела, решил связать свою жизнь с вином. 

Самый молодой руководитель IVV

Когда меня пригласили возглавить IVV, я был виноделом, своим парнем, относился ко всем винным производителям и агентам, которые состоят в организации, как к коллегам. Я был одним из них. Думаю, это помогло завоевать их уважение.

Так или иначе, в 2012 году меня пригласили на эту должность, и я согласился, но это был совсем другой мир. Честно говоря, я никогда не был политиком, а эта работа была больше о политике. Поездки в Брюссель для обсуждения стратегических вопросов винодельческого сектора стали для меня новым миром. Все сложилось, но через шесть лет я ушел, хотя и руководство, и индустрия – все хотели, чтобы я остался.

Я был как та самая няня МакФи (Nanny McPhee) – это персонаж детского фильма о женщине, которую пригласили позаботиться о детях важного парня, она выглядела не очень привлекательной и в начале никто не хотел, чтобы она была в их доме. У нее была фраза: «Я останусь, пока нужна, даже если нежеланна. Когда стану не нужна, даже если очень желанна, я все равно уйду». Забавно, но именно так я себя почувствовал в IVV. Потом многие говорили, что я ушел из-за моих амбиций, но правда в том, что, обладая степенью в области агрономии и виноделия, работая долгие годы виноделом, в IVV все годы я был на 100% юристом, и мне просто хотелось вернуться туда, откуда пришел, просто работать с винами.

Назначение в ViniPortugal, команда и работа

После IVV я присоединился к Bacalhoa в качестве генерального директора, и когда я ушел из Bacalhoa, то начал получать телефонные звонки с вопросами, заинтересован ли я в должности президента ViniPortugal. Потому что в тот момент президент ViniPortugal уходил в отставку и винному сектору была нужна замена.

До момента моего избрания президентом организации я, конечно, знал о ViniPortugal, но мы никогда не работали вместе. Думаю, мой имидж был не так уж и плох, поэтому они обратились ко мне. Так или иначе, не обошлось без голосования всех членов ассоциации, и я получил 100% голосов! лыбается. – Прим. авт.) 

Фото: © Wines of Portugal

Фото: © Wines of Portugal

Всякий раз, когда мы решаем продвигать что-то, например в России, мы объявляем тендер. Моя команда готовит шорт-лист, я выбираю, что именно нам делать из имеющихся вариантов. Мы останавливаемся на пяти опциях и связываемся с компаниями, которые прислали заявки, чтобы подтвердить условия. Затем жюри анализирует предложения и вносит правки. Последнее слово по всем партнерствам и инициативам ViniPortugal всегда остается за мной.

Деятельность ViniPortugal на 20 приоритетных рынках четырех континентов (США, Бразилия, Ангола, Канада, Китай, Япония, Норвегия, Южная Корея, Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, Швеция, Польша, Мексика, Украина, Франция, Испания, Бельгия и Дания) поддерживается за счет реализации комплекса действий, разделенных на четыре основных направления – события, обучение, продвижение и коммуникация.

Теперь перед нами стоит новая задача: с 2022 года ViniPortugal будет также отвечать за винный туризм, и мы уверены, что это еще больше продвинет винный сектор.

Фото: © Wines of Portugal

Амбассадор португальских вин № 1 

Когда же я выезжаю из страны, то становлюсь амбассадором. Моя главная задача – общение с людьми, продвижение интересов организации. Также моя команда периодически рекомендует мне направления для моих поездок.

Я практически ежедневно общаюсь с медиа, как правило, не менее 5-10%, а иногда все 100% моего времени уходит на комментарии и интервью. Сегодня я говорю с вами, завтра мне нужно ответить на вопросы журналистов из Великобритании, позже – Германии, Южной Кореи... и конечно, Португалии. Моя работа – это тушить пожары еще в зачаточном состоянии, чем я и занимаюсь (улыбается. – Прим. авт.).

Эта задача нова для меня, прошло всего полтора года с тех пор, как меня избрали главой ViniPortugal. Из-за ситуации с Covid-19 в 2020 году у меня была всего одна командировка – в Польшу. И даже это стало возможно только из-за моего упрямства, так как все вокруг говорили, что это невозможно. Правда в том, что мы сделали классное мероприятие, а через два дня Польша закрыла свои границы. Но мы сделали это, и это был успех! С тех пор как все восстановилось в сентябре 2021-го, я езжу в командировки и на мероприятия каждую неделю.

В 2022 году я планирую посетить все важные мероприятия отрасли, такие как Vinexpo Paris, ProWine и другие. С апреля мы планируем очень много наших мероприятий в разных странах, предстоит сделать очень много работы.

199342945_4168169523205454_7392582600629853260_n.jpg

Фото: © Wines of Portugal

Бюджет и инвестиции

Общий бюджет ViniPortugal в 2021 году составил $8,3 млн.

Мы признаны правительством Португалии и являемся официальным представителем винного сектора. При этом у нас нет государственного финансирования, все средства поступают от восьми влиятельных организаций в винной сфере. Поэтому ViniPortugal по сути представляет интересы всего винного рынка Португалии.

Нашими услугами могут пользоваться все винные производители страны. Мы работаем вместе как партнеры и мы представляем их интересы.

Все деньги – это деньги винной индустрии. Мы получаем их из трех источников: первая часть идет из бюджета ЕС, около €2,5 млн в год. Вторая часть – из португальского бюджета, около €3 млн в год. Остальные деньги поступают от самих производителей. Например, мы делаем дегустацию в Москве, и это стоит €1000 для винодела, который хочет присоединиться. 80% берутся из бюджета ЕС и Португалии. 20% поступают от производителя. 80 на 20% – это обычная пропорция распределения расходов между ViniPortugal и участником мероприятия. Из этих 80%, когда речь идет о продвижении за пределами ЕС, 50% поступают из фондов ЕС, остальные деньги идут из португальского бюджета, но не от государства, а от производителей. С каждой бутылки вина в Португалии винный институт IVV взимает налог около 1 цента, выходит примерно €10 млн в год. И половина этого бюджета уходит на продвижение с помощью нашей организации.

Сравнивая наши бюджеты и возможности с нашими соседями, Испанией и Францией, скажу, что разница действительно огромна. У Франции нет такого органа, как «Вина Франции». Продвижение Франции как страны-производителя – это сумма промо каждого французского региона. Они продвигают Бордо, Бургундию и так далее, у них нет национального бюджета, чтобы продвигать французские вина в целом, как у нас. Но вне сомнений, если вы сложите все вложения французских регионов в промо на местном уровне, то их бюджет будет значительно выше португальского. Когда мы изучаем наши показатели, то смотрим не только аналитику по нашим приоритетным рынкам, но и сравниваем результаты импорта со странами Нового и Старого Света, в том числе всегда анализируем показатели по Франции и Испании.

Фото: © Wines of Portugal

Фото: © Wines of Portugal

О карьере

Я никогда не думал, что стану президентом ViniPortugal, я этого не искал, как и c IVV. Но я стараюсь не строить больших планов, потому что все меняется очень быстро. Мне нравится моя карьера, но я никогда не планировал ее таким образом. Честно говоря, я думал, что буду виноделом до конца жизни. Я был счастлив быть виноделом, но эти варианты были как проходящий поезд, так что нужно было решить – либо ты запрыгиваешь в него, либо навсегда упускаешь эту возможность.

Гипотетически, я могу рассмотреть варианты вне Португалии, но я точно хочу остаться именно в вине.

Не думаю, что в Португалии действительно есть что-то выше той позиции в винной индустрии, которую я занимаю. За пределами страны – да, есть еще возможности. Рассматриваю ли я их? Интересный вопрос. На самом деле недавно со мной связались на счет престижной позиции в винной сфере за пределами Португалии. Но все же мой ответ скорее нет. Позиция была тесно связана с политикой, а я не политик, все же я вижу себя больше как технического винного специалиста, который больше 18 лет был виноделом, мыл полы на винодельне, делал вина, работал виноградарем и заботился о лозах. Это то, что я знаю, и то, что люблю. Не думаю, что с политикой будет та же история, не так я люблю политику. Все же сейчас я на своем месте.

254294998_1229399107566564_3874707181827960574_n.jpg

Фото: © Wines of Portugal

Поворотные моменты и планы

Я присоединился к IVV, потому что многие люди рекомендовали меня. Вероятно, я им нравился, потому что они видели во мне одного из них, ведь до моего назначения руководители IVV всегда были политиками. Я был молодым и активным, в начале говорили, что даже слишком для этой должности. У многих людей был мой номер телефона, нам было легко связаться друг с другом без излишнего официоза. Я мог понять их проблемы и желания, потому что уже побывал в их шкуре. Предыдущему руководству иногда было непросто разобраться в некоторых вопросах сектора.

Когда я видел проблему, то начинал искать решение, а не искал еще больших проблем, углубляясь в бюрократические нюансы. Плюс я неплохо разбираюсь в коммуникациях, нетворкинге, люблю общаться. Раньше руководителей IVV никто не знал, они в основном видели и решали проблемы по своим кабинетам.

Я первый человек в обеих организациях с опытом винодела.

Стратегия ViniPortugal, которая была определена до 2023 года, принесла свои плоды и привела к ежегодному росту экспорта на 3,3% с 2010 года и увеличению доли рынка в некоторых очень важных странах. Это мотивирует нас продолжать работу, сосредоточившись на улучшении продаж внутри страны и на международных рынках, увеличении продаж и средней цены за бутылку.

Мой начальник – винный сектор. На выборах обо мне будут судить по качеству принятых мной решений, следующие – 23 марта 2023 года, вот и увидим.

Российский рынок

С Россией на самом деле случилось то же самое, что и с Великобританией, мы зашли на эти рынки с низкопрофильными тихими винами начального ценового уровня. И теперь проблема в том, что все португальские вина приравниваются только к таким. А португальские вина – разные! Сейчас многое меняется в отношении к португальским винам в Великобритании, но пока не в России. Чтобы переломить ситуацию, нам нужно продумывать больше коммуникаций на более высоком уровне, показывать достойные примеры.

Мы уже делали подобное в других странах, изменили их отношение путем качественных коммуникаций и обучения, перейдя от простых вин начального уровня к идее вин лиги чемпионов. На все наши маркетинговые активации мы всегда просили производителей отбирать вина выше определенной суммы, иногда говорили прямо, что если они хотят участвовать, то должны предоставить более дорогие образцы.

В России пока нет сильного и признанного бренда «Вина Португалии», но мы добьемся этого.

Фото: © Wines of Portugal

Мир различий

Логотип и девиз ViniPortugal – A world of difference («Мир различий»). Если вы поедете в США, там будут продвигать зинфандель или каберне совиньон, в Аргентине – мальбек, Чили – карменер, Испании – темпранильо, как бы они его ни назвали… В Португалии по-другому: мы работаем с 344 разными сортами винограда, из них 250 автохтонных.

При таком обилии сортов было бы контрпродуктивно использовать в продвижении все, некоторые названия просто трудно выговорить и запомнить, поэтому мы делаем ставку на наиболее известные и репрезентативные: турига насьональ (Touriga Nacional), арагонеш (Aragonez) / тинта рориш (Tinta Roriz), турига франка (Touriga Franca), тринкадейра (Trincadeira) / тинта амарела (Tinta Amarela), каштелау (Castelão) и бага (Baga). Среди белых сортов – альваринью, аринту, фернау пиреш / мария гомеш и энкрузадо.

Португалия – маленькая страна с большими возможностями. Разнообразие терруаров, огромное количество автохтонов, всего за несколько километров мы переходим из региона с гранитными почвами и обильными осадками в соседний с очень жарким климатом и сухими сланцевыми почвами – это и отличает нас от других стран.

О португальских винах

Задача для всех ценителей вина со всего мира, тех, кто смотрит на Португалию так, будто она не в лиге чемпионов, – провести слепую дегустацию. И я сейчас говорю не о винах за €2. Больше подойдет вино за €30. Сравните его с винами за €100 из Чили, Аргентины, Напы, Австралии, Испании, Франции, Италии. А затем ответьте, что это было.

Еще 15-20 лет назад Португалия как винная страна была практически неизвестна в мире, никто толком не разбирался в местных винах, нас не признавали частью лиги чемпионов, и, если быть откровенным, мы там и не играли. В настоящее время все изменилось. Мы не на последних строчках турнирной таблицы. 

262959893_1243173862855755_674031650123110235_n.jpg

Фото: © Wines of Portugal

Иногда кажется, что некоторые вина не стоят тех денег, которые вы за них заплатили. Но это не случай Португалии. У нас лучшее соотношение цены и качества.

Мы не говорим, что мы лучшие. Мы говорим, что мы преуспели в том, чтобы создавать хорошие вина по доступной цене. Мы не лучше, чем Франция, Австралия, Напа, Новая Зеландия, Чили и прочие. Мы другие. 

Дженсис Робинсон пару лет назад написала для The New York Times, что она вывела средние баллы, проанализировав все дегустационные заметки за последние 10 лет. Исходя из ее аналитики, Португалия оказалась на первом месте, не Франция и не Напа, а Португалия! Самый высокий средний балл для красных вин был у Португалии.

Премиум вина и эволюция португальского винного рынка

Эволюция португальского винного рынка связана с изменением менталитета. Мы гораздо более профессиональные, чем были 15 лет назад. И наверняка через 10 лет индустрия будет еще более зрелой, чем сейчас. Множатся знания и понимание того, что мы должны делать. Но все это требует времени.

Огромную роль в укреплении позиций португальского вина сыграло новое поколение виноделов, которые учились, путешествовали, продвигая свои вина за пределами страны, общались с реальными потребителями, анализировали, чего хочет рынок. А также большие инвестиции в переоборудование и создание современных виноделен.

Остров Пику, Азоры. Фото: © Azores Wine Company

Долина Дору. Фото: © Ваня Березкин

15 октября исполнилось ровно 25 лет, как мы запустили ViniPortugal с нуля. Безусловно, организация была и есть опорой индустрии, все вместе мы создали интересные международной аудитории продукты, получили инсайды о том, чего хотят потребители, как нам производить и продавать свои вина. Если вы увидите этикетки 20-25-летней давности, попробуете прежние стили вин – все это было совершенно другим. Мы становимся более интернациональными, сегодня наши вина легче купить и легче полюбить.

Фото на обложке: © Wines of Portugal.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email