Основатель выставки Изабель Лежерон, «та самая сумасшедшая француженка», как она сама себя называет, говорит: «Raw – это вина без макияжа, это ностальгический снимок того, какими вина были до технологической революции». Такие вина еще называют натуральными, хотя сам термин очень спорный и очевидно дискредитирует традиционные вина, которые автоматически характеризуются как «не натуральные».
RAW-история
Первая выставка натурального вина прошла в Лондоне в 2011 году. Тогда это была инициатива пяти импортеров, объединившихся, чтобы показать профессионалам рынка новый тренд. Изабель Лежерон развила идею и в 2012 году на свет появилась RAW WINE.
«Натюр»-движение быстро набрало популярность. Если в 2013 году лондонскую выставку посетило около 3000 человек, то в 2016-м уже 5000. В 2014-м выставку дополнительно провели в Вене, а с 2015 года она стала проводиться в Берлине, где стала ежегодной. В 2016 году добавился Нью-Йорк, в 2017-м – Лос-Анджелес, а в 2018-м – Монреаль.
Начавшаяся с одного мероприятия в год, RAW WINE сегодня – это пять самостоятельных выставок, охватывающих Европу и Северную Америку. Лондон по-прежнему остается центральным событием года. Выставка в Берлине делает акцент на центральноевропейских производителях (Австрия, Словакия, Словения, Чехия).
RAW-правила
Все вина, представленные на мероприятии, должны быть произведены из винограда, выращенного органическим или биодинамическим методом, то есть без использования синтетических удобрений и пестицидов. Виноград можно собирать только вручную. Также в процессе производства нельзя использовать добавки, промышленные дрожжи, витамины и агрессивные манипуляции (например, обратный осмос или криомацерация).
Производителям необходимо предоставить анализы, демонстрирующие общее содержание серы в вине. Эти данные указываются в каталоге и на сайте RAW WINE. Если винодел совсем не использует сульфиты, в каталоге будет указано «без добавления сульфитов». Тем не менее, анализы необходимо предоставлять в любом случае. Общее количество сульфитов не может превышать 70 мг/литр для любого вина.
RAW-противоречия
Зачастую эти критерии вызывают сомнения как у потребителей, так и у производителей. Так, если в 2012 году содержание серы в пределах 70 мг/л можно было назвать низким, то сегодня уже существуют виноделы, которые вообще не добавляют сульфиты. По сравнению с французами-радикалами из ассоциации S.A.I.N.S (Sans Aucun Intrant Ni Sulfite – фр. «Без каких-либо добавок или сульфитов»), RAW WINE сейчас представляется почти мейнстримом.
Изабель Лежерон парирует, что для нее не столько важны сульфиты, сколько органическое, «чистое» виноградарство. Здесь, однако, возникает второе противоречие: винодельня не обязана быть официально сертифицирована, все держится практически на честном слове. Изабель вновь приходится защищаться: «У всех есть соседи. Если кто-то <...> использует пестициды, я об этом услышу. Когда заявку подает новый производитель, я прошу проверенных людей поехать и посмотреть, что так к чему. Сертификация ничего не гарантирует. Если люди хотят жульничать, они найдут способ это сделать».
Лежерон заявляет, что для нее не столько важны сульфиты, сколько «чистое» виноградарство. Здесь возникает противоречие: винодельня не обязана быть официально сертифицирована, все держится практически на честном слове. Изабель парирует: «У всех есть соседи».
Еще один камень преткновения – отсутствие четкого законодательства в отношении натуральных вин. Сегодня производителем «натуралки» может себя провозгласить любой винодел. Ассоциации европейских производителей таких вин работают над созданием кодексов правил, но поскольку движение разношерстно и фрагментировано, то прийти к какому-либо консенсусу пока не удалось. Многие потребители продолжают думать, что натуральное вино – это обязательно мутная, странно пахнущая, окисленная жидкость, хотя многие натуральные вина опровергают этот предрассудок.
Возможно, создание свода правил поможет улучшить имидж натурального вина и заставит потребителей относиться к таким винам более серьезно. Миллениалы, которые сегодня являются основными потребителями вина в мире, серьезно подходят к проблемам окружающей среды, ответственного потребления и происхождения той пищи, которую они употребляют. Они хотят знать, что входит в состав продуктов на их тарелке. Поэтому ужесточение законодательства в области винных этикеток ожидаемо и неизбежно. В скором времени виноделам придется указывать все добавки, которые были использованы в производстве, и тогда у натуральных вин действительно появится преимущество.
Многие потребители продолжают думать, что натуральное вино – это обязательно мутная, странно пахнущая, окисленная жидкость, хотя многие натуральные вина опровергают этот предрассудок.
Берлин-2019
В этом году на выставку в Берлин приехало более 150 участников из 22 стран. Наибольшим представительством отметились Франция и Италия. В качестве патриархов выступали культовые Пьер Фрик и Франк Корнелиссен. Модная ныне в Европе Грузия была представлена 13 винодельнями. Разнообразили «винников» производители сидра, саке и медовухи. Впервые на выставке были представлены виноделы из Финляндии и Нидерландов. Если вы думаете, что глобальное потепление зашло так далеко, что в Финляндии начали выращивать виноград, то, к счастью, это не так.
Финны из Noita Winery закупают виноград в австрийском Бургенланде и в охлаждаемых контейнерах везут его в маленькую деревню Фискарс на юго-западе Суоми, где из него производят вино. Жмых используют для ароматизации крафтового пива и сидра, а остатки мезги перегоняют, получая местный виноградный самогон. Философия «нулевых отходов» налицо!
Вино вне политики
В составе участников также была заявлена Uppa Winery Павла Швеца, но за 10 дней до выставки власти ЕС запретили севастопольской винодельне выставлять свои вина. Поскольку вина уже были отправлены в Германию, Павел устроил отдельную дегустацию, открытую для всех желающих. Учитывая то, сколько разговоров на выставке ходило об этом инциденте, запрет выставляться сделал Uppa Winery отличную рекламу.
RAW уже не тот
В целом, большинство представленных вин вполне вписывались в традиционные каноны. Очень редко встречалось что-то действительно funky. Кажется, все винные панки перебрались на французские La Dive Bouteille и Les Anonymes, оставив RAW WINE повзрослевшей и ставшей более разборчивой части «натурального» движения.
Виноделы в частных разговорах говорили о консервативности немецкой публики, хотя русская речь в павильоне Markthalle Neun слышалась даже чаще, чем немецкая, подтверждая мнение о том, что популярность натурального вина в крупных городах России зачастую даже больше, чем в Европе, во многом благодаря увлеченности сомелье и кавистов.
Пока внутри выставочного пространства проходили винные возлияния, на улице перед входом митинговали местные жители. Они выступают против превращения рынка в модный фуд-корт, закрытия супермаркета-дискаунтера, находящегося внутри, и общей джентрификации района. Зная социальную позицию Изабель Лежерон, кажется, она бы их поддержала.
Фото: пресс-служба RAW WINE.