Как мы придумали формат
Наша прошлогодняя Винная Экспедиция оказалась масштабным и резонансным проектом, который позволил увидеть общую картину российского виноделия по состоянию на лето 2023 года. Однако мы понимали, что дегустация вин в пределах отдельных хозяйств разными составами жюри неизменно приводит к погрешностям, которые мы не можем предсказать. Поэтому в 2024 году мы решили собрать образцы для дегустации в офисе редакции Simple Wine News в Москве и провести оценку ограниченным составом, все участники дегустационной комисси при этом имеют колоссальный дегустационный опыт и множество публикаций о вине.
Фото: © Александр Платонов
Кто дегустировал
Как и положено рейтингу, выходящему от имени издания, в оценке принимали участие только представители самого издания. Всех людей, участвовавших в дегустации, вы неоднократно встречали на страницах Simple Wine News:
- Анатолий Корнеев, руководитель журнала, генеральный директор ООО «Издательство «СИМПЛ»;
- Валерия Труфакина, редактор Simple Wine News, специализирующаяся на российском виноделии;
- Вероника Денисова, заместитель директора Школы вина «Энотрия» и постоянный внештатный автор журнала;
- Дмитрий Мережко, преподаватель курсов WSET и «Виномания», автор журнала с 2012 года. Я обладатель диплома WSET, и все мы входили в составы жюри различных международных и национальных конкурсов. При этом у каждого есть определенные склонности и специализации, которые балансировали друг друга в процессе обсуждения.
Намечается специализация – как хозяйств, так и виноделов, и нам как экспертам очевидно, что те, у кого получилось мощное красное вино, не всегда успешны с белыми или игристыми, и наоборот. Это позитивный фактор.
Как мы собирали вина
Экспедиция-2023 позволила нам составить шорт-лист хозяйств, которых мы пригласили к участию. Чтобы количество образцов не было чрезмерным, мы разбили хозяйства на три выборки.
Фото: © Александр Платонов
Первая выборка
Хозяйства, представленные хотя бы одним вином в топ-500 по результатам 2023 года. У них мы запросили ВСЕ вина, выпущенные на рынок ПОСЛЕ 01.11.2023, либо актуальные релизы, выпущенные не ранее 01.11.2022, с указанием цены ex cellar.
Вторая выборка
Хозяйства, представленные хотя бы одним вином в топ-1000 по результатам 2023 года (то есть хотя бы одно вино набрало оценку 83 балла). У них мы запросили по ДВА вина на выбор, выпущенных на рынок ПОСЛЕ 01.11.2023, либо актуальные релизы, выпущенные не ранее 01.11.2022, с указанием цены ex cellar.
Третья выборка
Совершенно новые хозяйства либо хозяйства, не попавшие в зону отбора, но отметившиеся достижениями в прошедшем году (попаданием в топ оценок конкурсов, отмеченных специалистами и т. п.). У них мы запрашивали все актуальные релизы. Ряд хозяйств, вина которых мы считали нужным продегустировать, не прислали нам свои образцы. Мы купили их в свободной продаже, основываясь на наличии и своих ожиданиях. Хотя многие из таких вин попали в верхнюю часть нашего рейтинга, хозяйства имели шанс выступить лучше, если бы сами предоставили нам свои образцы.
Как мы дегустировали
Все вина были собраны в Москве, где Татьяна Платонова, продюсер и движущая сила этого конкурса, распределила их по сетам согласно сортовым, региональным и категорийным характеристикам. Учитывая международные практики и наш личный опыт в качестве дегустаторов, мы разбили сеты на категории и в течение дня переключались между разными винными стилистиками. Например, начинали с игристых, за которыми шли красные, затем легкие белые, и под конец – какая-нибудь из «специальных» категорий. Нам даже удалось собрать сеты вин, производители которых использовали сходные технологии (например, карбоническую мацерацию или скин-контакт). Дегустация проводилась вслепую, с обсуждением и аргументацией оценки. В начале каждого дегустационного дня мы проводили калибровку на образце зарубежного вина с известными и проверенными рейтингами. После каждого сета мы сверяли оценки с образцами и при необходимости передегустировали образец в открытую. Это ни разу не привело к радикальному пересмотру оценки.
Фото: © Александр Платонов
Система оценки
Хотя мы использовали 100-балльную градацию, как и в большинстве систем оценки, работала только часть шкалы. Затем вина были ранжированы, а дробные оценки – округлены по математическим правилам. В итоговом списке вина с одинаковым целым баллом стоят по принципу от более к менее высокому, а при равенстве этого параметра – по алфавиту. Таким образом, внутри одного балла вина одного производителя или проекта стоят подряд, одной группой. Эту систему группировки я считаю принципиально важной по двум причинам.
1. Пока в России не устоялись региональные стилистики, используемые сорта, методы виноделия, решающей информацией для покупателя о том, какого качества ожидать в бутылке, служит бренд. Это название хозяйства или определенной линейки. Наша группировка помогает оценить премиальность бренда по количеству позиций, попавших «в звезды».
2. Намечается специализация – как хозяйств, так и виноделов, и нам как экспертам очевидно, что те, у кого получилось мощное красное вино, не всегда успешны с белыми или игристыми, и на оборот. Это позитивный фактор, который будет способствовать формированию и закреплению стилистик вина. Вы заметите, что некоторые проекты, которые находятся в очень тесной связи друг с другом, будут стоять отдельно (например, «Темелион» и «Николаев и Сыновья» или «Золотая Балка» и Loco Cimbali). Это связано либо с реорганизацией и ребрендингом хозяйств и линеек, либо с сознательными просьбами производителей не смешивать разные проекты, к которым мы отнеслись с уважением. На нашем сайте вина, помимо общего списка, можно также будет сгруппировать по хозяйствам. Параллельно мы приводили оценку к короткой пятибалльной системе, которая похожа на широко распространенную систему BLIC (баланс вкусовых и структурных компонентов, длина, интенсивность, сложность) или на ту, что я описал в книжке и преподаю на курсах «Виномания», где дополнительным элементом была выразительность, или то, насколько успешно вино отражает определенную категорию, стиль, технологию или место происхождения.
Фото: © Александр Платонов
Итоговая шкала получилась такой:
- 92 балла и выше – ***
- 90-91 балл – ***
- 88-89 баллов – **
- 86-87 баллов – *
Результаты конкурса
В два раза больше звезд
В конкурсной дегустации участвовали 676 вин. 203 вина получили оценку 90 баллов и выше, 35 из них вышли на уровень трех красных звезд. Сложно сравнивать эти цифры с прошлым годом, поскольку система дегустации и состав комиссии были другими, но тогда 90-балльный рубеж пересекли только около сотни образцов из более чем 2 тысяч.
Фото: © Александр Платонов
Ассамбляжи рулят
Фото: © Александр Платонов
То, что мы страна красных вин, уже стало общим местом, а вот новость заключается в том, что мы – страна с собственными вариациями на тему бордобленда. Ассамбляжи каберне и мерло, которым аккомпанирует то красностоп, то цимлянский черный, то саперави, по-настоящему самобытны и многими делаются на высоком уровне.
Новая звезда
Кстати, цимлянский черный, мой фаворит прошлого года, наконец-то «заиграл». Мое высказывание, что «сегодня перспективный черный сорт – это такой, из которого можно сделать белое игристое» (а ЦЧ к таким и относится), получило практическое подтверждение. Конечно, хотелось бы видеть среди образцов еще нескольких производителей этого сорта, но оба присланных сортовых вина в нашем рейтинге получили по три звезды, а в «Вине года» ЦЧ – часть ассамбляжа.
Белые: качество и разнообразие
В белых винах резко вырос уровень, и все стало намного интереснее. Я рад, что великолепный зрелый рислинг выбил с верхней строки маслянистое шардоне и еще дальше его потеснил замечательный сложный алиготе. Заметно, что виноделы постепенно специализируются и на широких ассортиментных линейках уже не удерживают качество на одном уровне. Еще в белом топе порадовало присутствие редких сортов (пино блан, сильванер, пти мансан) и отличного ркацители. Моя личная симпатия достается «Кумшацкому» от «Собер Баш», похожему на свежее, тонкое гави. В целом, 2/3 списка лучших белых – это Краснодарский край.
Фото: © Александр Платонов
Розовые
Я был расстроен тем, что «Лефкадия» около 10 лет назад прекратила делать «Фламинго», и не видел никаких попыток у кого-либо выйти на такой уровень вина. Но розовый сет этого года, особенно его топ-5, буквально покорил меня. Основные сорта – бордосцы или сира. Восемь из лучших одиннадцати вин произведены в Крыму. Больше всего радует доступность победителей, розе от Loco Cimbali – один из претендентов в категории «Находки».
Игристые вина
Новые имена и новые вина в самом топе – это лучшее, чего может желать исследователь. Старые герои тоже здесь, на подступах к пьедесталу, но уступили они его классным, свежим, в меру выдержанным «классикам», в отношении которых и термин «российское шампанское» ухо не режет. Категория «Шарма и петнаты» тоже сказала веское слово, там есть на что посмотреть, и верхняя позиция проекта, «Пять Дам», невероятно радует. Ну и куда же без сладких красных пузырьков! Их у нас хорошо делают.
Десертные и крепленые
Традиционно сильные категории. Радует, что «Массандра» осваивает новые стилистики и поражает всех фантастическими мускатами позднего сбора. Заходы на сладкие рислинги и красностопы тоже были по заслугам оценены.
Фото: © Александр Платонов
Небольшой дисклеймер
Вы, возможно, удивитесь отсутствию ряда вин в этом рейтинге. Однако участие в нем было добровольным, и за производителей, не приславших вина, можно только порадоваться: наверняка у них все продается «с колес». Есть, однако, и другая причина. Розлив вин происходит в течение всего года, и некоторых позиций на момент запроса может не быть в наличии: либо не разлиты, либо закончились. Поэтому наши дегустации будут проходить несколько раз в год, с выходом локальных рейтингов по готовности, а общего рейтинга – как и сейчас, в октябре.
Впереди – декабрь и новые игристые! До скорой встречи!
СМОТРЕТЬ РЕЙТИНГ
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №170.
Фото на обложке: © Александр Платонов.