Без лишних слов посмотрим, что из числа лучших шампанских, в том числе лучших по соотношению цены* и качества, предлагают нам импортеры к Новому году. В нашей подборке из 49 вин ни одно не получило среднего балла ниже 88, но было порядочно оценок 95+.
Цены указаны по данным интернет-витрин поставщиков или их собственной розницы на момент проведения дегустации в конце октября 2023 года.
В прошлом выпуске SWN мы много рассуждали про то, как бодро на рынке крепкого алкоголя идут процессы замещения одного импорта другим и как мы сживаемся с импортом параллельным. Но что касается рынка шампанского, то, как говорят наблюдатели, тут никакого замещения не получается, потому что замещать шампанское его поклонники ничем не хотят. Ни франчакорта, ни кава, ни зект не расцвели за истекший год, несмотря на прогнозы. Шампанскому нет альтернативы! В случаях его отсутствия замещают его равноценными сухими винами (читай – белой бургундией).
Но Шампань, как знаем, регион очень большой: 34,2 тыс. га виноградников, 250+ домов-негоциантов (NM), 100+ кооперативов, 16 200 виноградарей, среди которых около 5000 имеют свои бренды со статусами Récoltant-Manipulant и Récoltant-Coopérateur. Плюс ко всему есть еще 3000 так называемых вспомогательных брендов (Marque Auxiliaire), которыми пользуются разные производители для разных целей на тех или иных рынках. В общем, даже за минусом официального импорта самых блестящих гранд-марок российским импортерам в целом есть где поживиться.
Отмечают, что российский рынок шампанского изменился за 1-2 года очень сильно. Если раньше 70% контролировали 10 ведущих брендов, то теперь на первую десятку приходится меньше 40%, и сама она, конечно, стала иной по составу. В целом торговых марок теперь значительно больше. Рынок очень фрагментирован, раздроблен.
Кажется, что предложение огромно. В том числе в ритейле полно недорогих, около 3000 рублей, бутылок с надписью Champagne AOC на этикетках. О качестве там речь не идет, лишь об имени. Что касается приличных домов, а не вытащенных из пыльных гаражей no name, то зачастую, гордясь их наличием на интернет-витрине, по факту в РФ ввозят крошечные партии бутылок в тысячу, что для нашего рынка с его аппетитами – капля. Тем не менее для разборчивых клиентов частно-корпоративных отделов ведущих импортеров вина эти доступны, так что давайте изучим ситуацию. Запрашивая образцы на дегустацию, мы предлагали компаниям прислать нам базовые брюты от новых для рынка и/или для них самих домов, а также шампанское от гранд-марок и заслуженных рекольтанов, с которыми business as usual. А вслед за брютами потянулись блан-де-бланы и блан-де-нуары, миллезимные кюве, небазовые розе и несколько топовых вин от замечательных артизанов, привозом которых в столь сложное время гордятся компании. Далее вина выстроены по категориям и возрастанию цены внутри категории. Цены даны по информации с интернет-витрин импортеров или по оценке платформы winestyle.ru.
Новогодняя дегустация шампанского традиционно прошла в Grand Cru на Малой Бронной. Благодарим коллектив ресторана за помощь в подготовке материала.
Фото на обложке: © Александр Платонов.