Бургундия позади: почему резко выросли цены на Шампань
Бургундия позади: почему резко выросли цены на Шампань

Бургундия позади: почему резко выросли цены на Шампань

Бургундия позади: почему резко выросли цены на Шампань

Шампанское заняло лидирующую позицию по темпам роста стоимости на вторичном рынке – в 2021 году индекс Champagne 50 на бирже Liv-ex скакнул на 40%, в то время как Burgundy 150 вырос на 28,6%. Рассказываем, с чем связан такой бурный интерес к Шампани, за какими кюве охотятся винные коллекционеры и энтузиасты, а также долго ли будет сохраняться тренд.

Взрывной рост: чем он обусловлен?

Задав стремительный темп в 2021 году, цены на ряд лучших винтажных шампанских вин в этом году продолжили расти. Индекс Champagne 50 за пять месяцев 2022 года вырос почти на 11%.

«Спрос зашкаливает», – подтверждает глава отдела инвестиций в Bordeaux Index и гендиректор британской торговой платформы LiveTrade Мэтью О’Коннелл, пишет журнал Decanter.

«Последние два года мы наблюдаем устойчивый рост цен и спроса на шампанское. Эта тенденция особенно заметна среди таких престижных кюве, таких как Dom Pérignon и Cristal», – соглашается другой собеседник Decanter, гендиректор калифорнийского дистрибьютора вина JJ Buckley Шон Бишоп.

Фото: © Louis Roederer

Как показывает Bordeaux Index LiveTrade, за последние 12 месяцев стоимость Dom Pérignon Oenothèque 1996 выросла на 92%, Cristal 2008 на 73%, Krug 2002 на 68%, Salon 2002 – 67%, Krug 1998 и Taittinger Comtes de Champagne 2005 – 66%, Krug 2003 – 65%, Cristal 2006 – 65%, Cristal 2007 – 64%, Cristal 2009 – 60%.

«В последние годы спрос повысился вообще на любые премиальные вина, особенно французские. Естественно, когда речь заходит о лимитированных партиях, будь то бургундских вин с крошечных виноградников или топовых кюве шампанского, они все внимание забирают на себя. Впервые в 2007 году шампанцы продали все, что они произвели. Потом история повторилась в 2015 году, и вот в 2021 году. Сейчас вообще в мире – бум шампанского. Экспортные показатели 2021 года стали рекордными за всю историю. Еще незадолго до событий февраля 2022 года наши поставщики отмечали, что этот год с точки зрения поставок будет очень сложным. И несмотря на то, что у нас наметился с ними рост, некоторые из них сообщили, что не смогут обеспечить нам дополнительный объем продукта под этот рост», – говорит ведущий эксперт компании Simple Сандро Хатиашвили.

Взрывной рост он связывает с ростом качества вина во всем регионе, а также активизацией небольших производителей, которые создают продукт в новой стилистике и тем самым привлекают интерес со стороны винных энтузиастов.

1.jpg

Фото: © Архив SWN

«Во-первых, мир распробовал шампанское и понял, что его можно пить не только в праздничный миг, но и в повседневной жизни. Во-вторых, наметилась мощная тенденция развития маленьких производителей – так называемых рекольтанов. Их появилось несметное количество, многие из них оказались на виду – это не могло не притянуть дополнительный интерес к Шампани. Ведь еще лет 20 назад регион представлял собой довольно скучную картину. Были крупные марки, были кооперативы, которые производили достаточно усредненную стандартизированную продукцию. И вот в начале XXI века один за другим стали возникать мелкие дома, в собственности которых 5-10 гектаров, и предлагать здоровую альтернативу. Они не побоялись экспериментировать, удариться в креатив, порой даже экстремальный, в виде производства вин с отдельных небольших участков, что не было типично для региона, внедрения солерной системы с легкой руки Жака Селосса. Прошло много нововведений, не говоря уже об активном развитии альтернативных практик на виноградниках – той же биодинамики. Это сыграло роль в популяризации региона. Его стало интересно изучать, с каждым новым именем ты имеешь возможность попробовать что-то принципиально новое», – отмечает Хатиашвили.

Глядя на рекольтанов, крупные дома задумались о будущем своих марок, поскольку они видели растущую конкуренцию в лице мелких домов, и решили пойти на креатив. Так, у каждого большого дома появились вина категории Brut Nature, Dom Pérignon стал активно сотрудничать со звездами.

2.jpg

Фото: © Dayso Oe/Unsplash

«Активизация рекольтанов вызвала в крупных домах брожение умов, активный брейнсторминг в попытке уйти от стандартных подходов. Даже исторические дома выглядят вполне инновационными, некоторые пошли на ребрендинг, выпустили новые интересные кюве. Все это сделало регион крайне привлекательным для энтузиастов», – поясняет Сандро Хатиашвили.

Этот поезд не остановить?

Шон Бишоп из JJ Buckley обращает внимание, что в первом квартале 2022 года спрос и цены выровнялись, – он ожидает, что ситуация вскоре стабилизируется и цены даже немного снизятся к концу 2022 года.

О’Коннелл с ним не согласен – он полагает, что рынок будет расти во главе с такими сильными брендами, как Cristal, Krug, Dom Pérignon, Salon и Taittinger Comtes de Champagne: «Спрос сильно вырос, и я думаю, так теперь будет навсегда. Азия и США проявляют гораздо больший интерес к этой категории, чем пару лет назад».

«Cristal в России скупается на корню – все, что завозится, очень успешно продается. И такой высокий спрос по всему миру. Еще одно премиальное кюве – Fleur de Miraval – пока не успело зарекомендовать себя в числе признанных великих этикеток, но имеет все предпосылки для этого. Здесь и звездные виноделы, и звездный владелец марки Брэд Питт, который многое делает для успеха бренда. В этом году на приеме по случаю вручения "Оскара" повсюду лился Fleur de Miraval. У этого вина с большим потенциалом хранения все впереди. Советую к нему присмотреться», – добавляет в свою очередь Сандро Хатиашвили.

3.jpg

Фото: © Fleur de Miraval

Великобритания и Европа остаются основными рынками: на них в 2021 году пришлась почти половина объема продаж шампанского. Но, по данным LiveTrade, доля азиатского и американского рынков стремительно растет – продажи на них увеличились на 40 и 65% соответственно в сравнении со средним показателем последних трех лет. Великобритания и Европа тем временем выросли на 30%.

Учитывая силу азиатского и американского рынков, О'Коннелл не видит предпосылок к падению рынка, даже несмотря на текущие геополитические конфликты и эффект домино, который они оказывают на экономику стран по всему миру. «Вино, как правило, слабо коррелирует с макрособытиями», – поясняет глава отдела инвестиций Bordeaux Index.

В особенности интерес будет усиливаться к лучшим винтажам – 2002 и 2008. В Liv-ex доложили, что второй винтаж был самым продаваемым за последний год – в особенности выросли цены на вина от Jacques Selosse, Bollinger Vieilles Vignes Françaises и Philipponnat.

«Появившийся спустя шесть лет после великого 2002 года, 2008-й винтаж был выдающимся по всей Шампани. Продвинутые потребители сейчас скупают все, что осталось, – тем более что вина, по утверждению критиков, еще рановато пить. Не случайно сначала вышел Cristal 2009, а затем 2008. 2012, 2013, 2014 – также выдающиеся годы, активно наблюдаем и за ними», – подчеркивает Хатиашвили.

4.jpg

Фото: © Louis Roederer

Последние крупные продажи на аукционах

На аукционе Zachys, который прошел 13 мая в Гонконге, три магнума Dom Pérignon P3 Rosé 1988 года ушли за $25 тыс. Еще недавно с молотка Christie's шесть бутылок Taittinger Comtes de Champagne Blanc de Blancs 1976 года были проданы за $7,2 тыс., а 12 бутылок Salon Le Mesnil Blanc de Blancs 1985 года ушли за $22,3 тыс.

За последние 10 лет коллекционеры и любители серьезно усилили знания о регионе, что серьезно подстегнуло спрос. Несмотря на это стоимость топовых кюве из Шампани все еще в разы ниже белой Бургундии с виноградников Grand Cru, напоминает директор по развитию бизнеса британского импортера Goedhuis & Co. 

5.jpg

«Это несопоставимые объемы. Когда мы говорим о топовых кюве, даже вынося за скобки Dom Pérignon с 6 млн, это десятки и сотни тысяч бутылок, что много. А Grand Cru бургундские… Весь Montrachet получается в количестве 30-35 тыс. бутылок в год. То же самое с Chevalier-Montrachet и Bâtard-Montrachet. У шампанцев объем производства более значительный, поэтому стоимость вин не столь высока. Тем не менее есть уже прецеденты в виде того же Salon. Он пробил отметку в 1000 евро за бутылку. А Krug Clos du Mesnil и Clos d’Ambonnay вообще улетели в космос – вместе с некоторыми кюве от Jacques Selosse», – подытожил Хатиашвили.

Какие планы на будущее строят в Шампани?

Пандемия и вызванные ею ограничения парализовали HoReCa, а также затруднили транспортные связи, из-за чего продажи шампанского в 2020 году снизились. При этом урожай в том году был выдающимся, что позволило производителям нарастить свои резервные запасы.

В 2021 году был рекордный оборот. Всего было продано 321,8 млн бутылок (+31% по сравнению с 2020 годом и +8% в сравнении с 2019-м) на 5,7 млрд евро (+36% в сравнении с 2020 годом). А вот с точки зрения виноградарства все было не так радужно – Шампань столкнулась с заморозками, градом и милдью. Урожайность не соответствовала спросу, и производители активно расчехляли резервы, что подчеркнуло их важность в контексте растущей экономической и климатической нестабильности.

6.jpg

Фото: © Louis Roederer

В связи с вызовами, с которыми столкнулись производители, Межпрофессиональный комитет вин Шампани (CIVC) подготовил стратегию по развитию аппелласьона до 2050 года. Ключевой пойнт – движение к углеродной нейтральности. Объем выбросов планируется сократить на 25% к 2025 году и на 75% – к 2050-му. К 2030 году все виноградники должны иметь один из трех сертификатов (Organic, Haute Valeur Environnementale или Viticulture Durable en Champagne).

Фото на обложке: © Louis Roederer.

Статьи по теме:
  • Яков Лысенко

    Автор

  • 23 июля 2022

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также