Лейтмотивом первого форума, состоявшегося два года назад, стало начало новой эры российского виноделия. Как отметил Дмитрий Киселев, председатель правления Ассоциации виноградарей и виноделов России (АВВР), до принятия Закона «О вине» ФЗ-468 отрасль еле жила, тогда как сегодня виноградарство и виноделие – самое динамично развивающееся направление сельского хозяйства страны.
Год назад, на втором форуме, формулировалась долгосрочная стратегия развития отрасли, ставились амбициозные цели и обсуждались способы их достижения. Атмосфера на многочисленных сессиях порой была эмоционально напряженной, ряд заявлений – достаточно резкими, что, впрочем, неудивительно и абсолютно нормально, учитывая масштаб перемен.
Третий форум был посвящен прежде всего популяризации и продвижению российского вина. Это не означает, что другие темы не поднимались, а все проблемы были решены. В каких-то случаях можно было сказать, что «а воз и ныне там», но в других – оставалось лишь поражаться масштабам проделанной за год работы. На форуме даже не раз звучала мысль о том, что в условиях столь бурного развития встречаться стоило бы и чаще (возможно, в другом формате).
Фото: © Фотобанк Росконгресс
Итоги года и ключевые цифры
- За 2024-й в России будет заложено 6 тыс. га виноградников. С учетом раскорчевки, ремонта, обновления существующих насаждений общая площадь посадок в стране вырастет с нынешних 105 тыс. га до 106-107 тыс. га. Чистый прирост, казалось бы, не столь значителен, однако это тот случай, когда качество важнее количества.
- Возраст 24% российских лоз – менее 5 лет. Это огромный потенциал, та база, которая обеспечит прирост объемов производства в ближайшие годы. Большая же часть лоз находится в возрасте от 5 до 15 лет, и в умелых руках их урожай позволит с каждым новым сезоном наращивать качество вин, сложность органолептики, потенциал развития в бутылке.
- Топ-5 сортов по площади посадок остался неизменным: ркацители, каберне совиньон, мерло, шардоне и рислинг.
- По состоянию на текущий день в стране насчитывается 167 производителей винодельческой продукции, 91 – сельскохозяйственной (речь идет о разных лицензиях). Итого, как несложно посчитать, общее число лицензий достигло 258. Первые послабления для малых хозяйств в виде внедрения специальных лицензий были осуществлены в уже далеком 2016-м, сейчас же значительно (до 20 дней, 10 дней в случае переоформления) сократился срок выдачи таких лицензий, а с марта 2025 года число документов, необходимых для подачи заявления на c/х лицензию, сократится с девяти до двух.
- 230 винодельческих хозяйств являются членами ФСРО АВВР, на их долю приходится 70% виноградников страны. На момент основания ассоциации (19 ноября 2021) в нее входили только 109 членов.
- По словам Дмитрия Киселева, главное достижение ассоциации за минувший год – дальнейшая работа по созданию и укреплению региональных стандартов качества. В 2024-м появилось четыре новых виноградо-винодельческих совета районов и один виноградо-винодельческий комитет терруара. Никто никого не подгоняет, работа ведется методично.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
- Год для всего сельского хозяйства страны выдался, мягко говоря, непредсказуемым. Весенние заморозки сменились засухой, многие хозяйства недосчитались значительной части урожая. Однако даже с учетом природных катаклизмов суммарный сбор винограда по итогам года должен составить примерно 800 тыс. тонн, при этом качество ожидается едва ли не лучшим за последние годы.
- По словам Бориса Листова, председателя правления Россельхозбанка, около 5% виноградников страны застраховано государством, в целом же застраховано порядка 10% от общей площади посадок. Все застрахованные получили выплаты, самая крупная единовременная выплата составила 236 млн рублей.
- Доля отечественного вина на рынке продолжает расти. Если в 2023-м доля в литрах составляла около 60%, а в деньгах – менее 35%, то в нынешнем году (на текущий момент) доля в стоимостном выражении выросла до 49%, тогда как в литрах она осталась практически неизменной (с начала года – около 70 тыс. дал). Это происходит на фоне значительного падения объемов импорта, связанного с ростом таможенных пошлин на винодельческую продукцию из недружественных стран. Напомним, именно давление со стороны возросшего импорта указывалось в качестве одной из основных угроз развития российского виноделия год назад, на II винодельческом форуме.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
Какими должны быть пошлины
Дмитрий Киселев в очередной раз обозначил позицию АВВР в отношении пошлин на вина из недружественных стран: по его словам, они должны быть заградительными и составлять не 25%, а 50% или даже 200%. Однако, по словам Дмитрия Патрушева, министра сельского хозяйства России, введение заградительных пошлин фактически перекроет источник финансирования программ государственной поддержки отечественного виноградарства и виноделия. В 2024 году объем этой поддержки составил около 3,5 млрд рублей, бюджет 2025-го предусматривает порядка 4 млрд рублей. Министр предположил, что пошлины имеет смысл повышать до 50%, и то не сразу, а поэтапно.
Впрочем, как справедливо отмечали другие спикеры форума, пошлины на недорогие вина из стран ЕС уже сейчас существенно превышают 100%, поскольку они составляют не менее $2 за литр.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
О реестре виноградников
Если не важнейшим, то наверняка самым наглядным результатом системной работы, проделанной АВВР вместе с Минсельхозом, стала модернизация системы контроля происхождения винограда.
Работа началась в конце марта 2022-го с создания базовых инструментов, таких как паспорт виноградных насаждений (ПВН), балансовая декларация и урожайная декларация. В ноябре 2022 года члены АВВР начали вносить в электронную базу сведения о виноградниках с указанием их точных координат. Большая часть данных была внесена к концу 2023-го, в 2024-м необходимо было их тщательно обработать.
Сложно поверить, но на сегодняшний день в разделе «Геопортал» на сайте АВВР (эта информация является общедоступной в соответствии с законом) уже можно найти на карте любой из этих виноградников и ознакомиться с его паспортом (всего таких паспортов по состоянию на 7 ноября – 4993, и это число постоянно растет). Далеко не каждая из традиционных винодельческих стран с историей может похвастаться наличием столь прозрачного реестра.
Фото: © Геопортал АВВР
На ранних этапах работы в систему заносились паспорта с пересечениями территорий, сейчас система автоматически проверяет декларации на предмет пересечений. Каждая спорная ситуация подлежит рассмотрению. В настоящее время проводится проверка 31 члена АВВР по вопросам расхождений (всего их выявлено 84, плюс еще 215 у хозяйств, не входящих в ассоциацию).
Расхождения могут иметь как технический характер (как правило, речь идет о задвоениях на арендованных участках или же об ошибках, связанных с нововведениями в форме деклараций), так и быть результатом умышленных деяний. В частности, еще со времен царской России накопилось некоторое количество «мертвых душ»: по документам виноградник есть, а по факту там ничего не растет. Недобросовестный хозяйствующий субъект вступает в АВВР, подает ПВН, после чего удаляет информацию и выходит из ассоциации.
Новая система контроля фактически устраняет возможность подобного мошенничества. Проверку расхождений планируется завершить до конца года. Если винодел, к примеру, захочет купить виноград, он всегда сможет зайти на портал, ознакомиться с ПВН и урожайной декларацией и на основании этих данных принять взвешенное решение.
Автохтоны – нужны ли они нам
Тема автохтонов всплывает постоянно и вызывает оживленные споры. Дмитрий Федосов, начальник лаборатории генетических технологий виноградарства и виноделия Курчатовского института и модератор этой сессии форума, начал выступление с того, что автохтоны у нас вроде бы есть, но в то же время их как бы и нет. Дело в том, что на долю таких сортов приходится менее 3% всей площади посадок страны, тогда как в ряде других стран (Италия, Грузия) этот процент значительно выше.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
С одной стороны, вина из международных сортов продавать легче. С другой – с этими сортами работают практически все страны, в мире наблюдается перепроизводство вина, поэтому логичнее было бы работать над рыночным позиционированием, используя свои «фишки».
Если верить документам XIX века, то 150 лет назад автохтонных сортов в России было много. Однако уже Лев Голицын (1845-1915) практически не упоминает отечественные автохтоны в своих трудах (единственное исключение – кокур). Мода на вина Шампани, Бордо, Порто и Мадеры начала влиять на выбор отечественными виноделами сортов для закладки. Критическая масса копилась десятилетиями, и глобальный переход на международные рельсы произошел лишь в 1960-е.
Значительная часть учебников по виноградарству не переиздавалась с 70-х (нехватка и неактуальность образовательных материалов – это, кстати, одна из проблем, которые были озвучены на форуме). 1980-е были ознаменованы горбачевской антиалкогольной кампанией и массовой вырубкой виноградников. В таких условиях можно считать едва ли не чудом, что у нас вообще сохранились какие-либо автохтонные сорта.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
Сколько в России автохтонов? По словам Владимира Лиховского, директора НИИ «Магарач», в обширной коллекции института, насчитывающей 4122 сорта, можно выделить 72 крымских, 54 донских и 75 дагестанских сортов. Все крымские были прогенотипированы в 2011-м, результаты ДНК-анализа показали уникальность 54 профилей (остальные сорта – греческие или турецкие, известны под местными синонимами).
Большая часть сохранившихся автохтонов существует в количестве нескольких кустов. Их, конечно же, можно размножать (так, например, по заказу одного винодела из Ростовской области НИИ «Магарач» подготовил около 300 саженцев донского автохтона шампанчик константиновский), но дальше возникают нюансы.
Во-первых, и это еще одна большая проблема, о которой с болью в сердце говорил лично Лиховской, в России (особенно в Крыму) практически не продвигается процесс создания питомников. Саженцы российских автохтонов часто приходится импортировать, а завезенные посадочные материалы в значительной степени больны бактериальным раком. Оригинаторы сортов (к которым относится и НИИ «Магарач») испытывают сложности бюрократического характера при заведении сортов в госреестр. Не хватает денег на поддержание и развитие собственных питомников. Есть, однако, и обнадеживающий момент: в августе этого года был подписан указ о создании Национального центра генетических ресурсов автохтонных сортов винограда. Если получится заложить хотя бы 1 млн саженцев, ситуация сдвинется с мертвой точки.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
Тем не менее просто найти, размножить и высадить автохтоны недостаточно. Международные сорта популярны не столько потому, что их проще продавать, сколько потому, что они предсказуемы. Для того чтобы научиться работать с автохтоном, определить его стиль, подобрать к нему дрожжи, подвои, типы почв и многое другое, может понадобиться несколько поколений. Стоит ли игра свеч?
Шамиль Алиев, главный винодел «Дербент Вино», считает, что стоит. Артур Саркисян, глава Союза сомелье и экспертов России и автор винного гида, говорит, что производителей можно поделить на две группы: ведущие (те, кто приспосабливаются и делают то, о чем они не имеют ни малейшего представления) и ведомые (те, кто предпочитают ехать по проложенным рельсам). Результат работы первых по-настоящему смогут оценить наши дети и внуки. Но очень важно, чтобы таких хозяйств было не 5-10, а 500-1000.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
Виноградарство и винный туризм развивают территории
Данный тезис неоднократно звучал на разных сессиях форума. Дмитрий Киселев приводил в пример Дагестан, где увеличение площади виноградников привело к существенному сокращению активности радикальных религиозных течений (не в последнюю очередь благодаря созданию рабочих мест).
Глобальная задача отрасли – повышение привлекательности всего АПК и престижа профессий, связанных с сельским хозяйством и агротуризмом. Пока, пожалуй, едва ли не основным тормозом развития является именно нехватка кадров. Так, по данным ключевых сайтов по подбору персонала, в 2024-м число вакансий в сфере агротуризма выросло на 40-50%, тогда как число резюме – не более чем на 5%. И если большая часть этих вакансий предполагает относительно низкоквалифицированный труд, то, например, от винных гидов требуется серьезная подготовка и разносторонняя экспертиза.
Число путешественников, интересующихся винным туризмом, выросло на 25% (в мире тенденции схожие, только цифры немного скромнее). Однако при этом из 2,5 тыс. зарегистрированных в России туроператоров лишь 70 предлагают винные туры.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
Одна из точек роста – привлечение туристов из ближнего зарубежья (Азербайджан, Казахстан, Беларусь и пр.). Снятие запрета на рекламу отечественных вин также могло бы существенно подстегнуть интерес потенциальных туристов, ведь среди них много людей, которые не привыкли планировать путешествия заранее. Обычный билборд у дороги в винодельческом регионе может привлечь автомобилиста, у которого случайно появилась пара свободных дней.
Наталья Худякова, руководитель Центра устойчивого развития Россельхозбанка, рассказала о роли банка в расширении «сети винных дорог» страны. И речь идет не только о льготном кредитовании. Так, была создана первая платформа-агрегатор в сфере сельского туризма (это понятие, к слову, было официально признано совсем недавно). В настоящее время на платформе размещено 57 уникальных винных туров, также запланирована публикация автомобильных маршрутов по Краснодарскому краю.
Елена Порман, представляющая Комитет Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, координатор проекта «Винные дороги России», считает, что понятие терруарности можно применить и к туризму, в том смысле, что туризм должен отражать характер местности, поддерживать связь с культурно-историческим наследием.
Елена Порман. Фото: © Фотобанк Росконгресс
Российское вино в картах ресторанов
Если в целом на форуме в этом году атмосфера была по-рабочему спокойной, то обсуждение возможных квот и ограничений по числу позиций на полках магазинов и в винных картах ресторанов заметно повышало градус тревоги. Совершенно предсказуемо звучали призывы законодательно установить планку не ниже 50%, что соответствовало бы доле российского вина в общем объеме продаж.
Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, неоднократно успокаивал присутствующих, напоминая о том, что принятая недавно цифра в 20% – не закон, а стандарт, и за его несоблюдение не предусмотрено никаких санкций.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
Сергей Аксеновский, шеф-сомелье группы Maison Dellos, сказал, что в целом ситуация на ресторанном рынке отнюдь не такая печальная, спрос на российские вина не только есть, он фактически превышает предложение. Maison Dellos начал вводить в карты российские вина очень давно, выбирая лучшее, что было доступно, и сейчас те рестораны, чья концепция это позволяет, с лихвой превышают рекомендуемые 20%. Много где это в принципе невозможно, особенно в ресторанах с объемными картами на сотни позиций, в которых многие вина представлены линейками из нескольких винтажей. В России пока попросту нет такого ассортимента, а про «вертикалки» и думать не приходится в ситуации, когда некоторые релизы раскупаются чуть ли не до выхода в свободную продажу.
Анатолий Корнеев, вице-президент Simple Group, подчеркнул, что, пока потребитель не захочет платить за российское вино, можно устанавливать любую норму, но толку не будет. Тем более стоит учитывать, что рестораны – не «единая концепция точек общепита», а очень непохожие модели бизнеса. Есть всевозможные категории с самой разной маржинальностью и наборами SKU. Рестораторам необходимо обеспечивать постоянное наличие, они сталкиваются с проблемами с логистикой, объемами. В Италии 44 000 предприятий, у нас – около 250. Из них только 40 могут претендовать на то, чтобы обеспечивать вином рестораны всей России! Качественного российского вина, удовлетворяющего потребностям сектора HoReCa, все еще очень мало. Как обеспечить наполняемость и уникальность карт от Калининграда до Владивостока?
Фото: © Фотобанк Росконгресс
По словам Антона Алимова, коммерческого директора «Усадьбы Дивноморское» и «Винодельни Криница», в 2018-м они не понимали, куда девать премиальные вина, много бутылок оставалось на складах. Сейчас бутылки тоже порой хранятся на складе, но это квоты, необходимые, чтобы обеспечить представленность, прежде всего – в ресторанах.
Светлана Ломсадзе, бренд-шеф-сомелье Twins Garden, отметила, что у нас во всем всегда принято винить сомелье, тогда как очень мало кто работает над тем, чтобы познакомить сомелье с российскими винодельнями, особенно это касается работы с сомелье из регионов, где, ко всему прочему, выбор российских вин ограничен сложностями с логистикой, вторичной сертификацией и т. д.
Фото: © Фотобанк Росконгресс
Что касается более демократичных ресторанов, эффективным решением была бы упрощенная процедура получения лицензий для точек, где сейчас вина нет совсем.
В любом случае рестораторы следуют за рынком. Никого не удивляет тот факт, что в меню каждого второго ресторана есть салат «Цезарь». Если на российское вино будет расти спрос у гостей – его доля в картах будет расти сама. Во все времена пряник был эффективнее кнута, а слишком жесткие ограничения приводили к расцвету серых схем, распутывать которые всегда дороже, чем создать благоприятные условия для развития.
Фото на обложке: © Фотобанк Росконгресс.