SWN
Редакция SWN
Редакция SWN
ГлавнаяСтатьиВиноБольшое русское виноПоправки к Закону «О вине»: что нужно знать

Поправки к Закону «О вине»: что нужно знать

Что надо знать о новой версии ФЗ-468.

Поправки к Закону «О вине»: что нужно знать

Часть 1. Предыстория принятия поправок к ФЗ-468

Наверное, все уже дружно забыли, как бурно год назад вступил в силу наш долгожданный с начала 1990-х, первый Закон «О вине» ФЗ-468. За три месяца до заранее объявленной даты в Минсельхозе Краснодарского края случился психоз оформления ЗНМП, некоторые из них даже утверждали приказом дважды в связи с ошибками в оригинальном названии. 

ТОП100

За неделю до «Дня Д» раздался крик раненого ритейла, который вдруг выяснил, что для российских вин требуется выделить отдельную полку и четко их обозначить в торговом зале. Тогда выхватывали из длинного текста закона отдельные фразы, никто толком не понимал, что означают юридически заковыристые формулировки, как это все будет работать, каковы движущие механизмы. На робкие голоса юристов, что надо дождаться принятия подзаконных актов, которые будут приняты через несколько месяцев и запустят действие отдельных положений закона, такова процедура, никто внимания не обращал. Истерика о плохом законе, правительстве, стране длилась не более пары месяцев, потом все стихло и как-то вошло в рабочую колею.

Понятно, что первый закон о вине несовершенен, он должен эволюционировать. О версиях поправок в ФЗ стали говорить за несколько месяцев до его вступления в силу, а после, в сентябре 2020 года, одна из них бодро прошла первое чтение в Госдуме и застряла.

И вот 2 июля 2021 года поправки в закон о вине без шума и пыли прошли 3-е чтение в Госдуме, были подписаны президентом Российской Федерации и 6 июля вступили в силу. И грянул новый скандал: как водится, никто не читает исходники, не до конца понимает вырванные из контекста фразы, сложные для трактовки даже юристам. Никому не было интересно, что поправки изменили часть того, что в первоначально принятой версии ФЗ-468 было неточно, расплывчато, недостаточно и неверно. 

Фото: © Игорь Родин

Фото: © Игорь Родин

Шампаньгейт – много шума из ничего

Самая громкая часть скандала выпала на долю «пузырьков». Поскольку отдельные менеджеры отдельных компаний, как и все, тоже поверхностно прочитали поправки, разразился шампаньгейт. Дистрибьюторское подразделение одной из них – сейчас уже неважно какой – направило российским партнерам предупреждение о прекращении отгрузки продукции. 

Французская пресса раздула настоящую истерику из-за того, что Россия якобы запретила называть шампанское шампанским. Косяком пошли выступления представителей различных профессиональных объединений и союзов. Фантазия развивалась по нарастающей: например, Le Figaro опубликовало новость, что якобы, согласно новому российскому закону, шампанское в России теперь будет называться «игристым вином», а продукция, произведенная в России – «шампанским». Французский Комитет шампанских вин (Comite Champagne) призвал временно прекратить поставки вин в Россию. С критикой российского закона о вине выступила даже Еврокомиссия: посол Евросоюза Маркус Эдерер предупредил, что для россиян изменения в законодательстве могут обернуться дефицитом вина. Естественно, пожар подхватила и мировая пресса, крупные и даже уважаемые издания, например, Bloomberg, не остались в стороне.

Ирония в том, что на самом деле новый закон не то что не запрещает французам называть свое игристое из Шампани шампанским, более того, в новой версии ФЗ-468 Россия как раз идет навстречу французам, которые были недовольны использованием российскими производителями слова «шампанское». Так неправильное понимание написанных черным по белому букв, формирующих положения закона, привело к трате массы времени и денег на обсуждение проблемы, которой вообще не существует.

Через несколько дней «игра пузырьков» поутихла, компания, с которой все затеялось, согласилась маркировать свои напитки как «игристое вино» на контрэтикетке для соответствия поправкам к российскому закону. Обратите внимание, сколько потребуется времени на замену контрэтикеток, никто не говорит – ни наши, ни французы. Более того, писать или нет на контрэтикетке «игристое вино» – это решение самой компании, делать это совсем не обязательно. То есть главное – написать, что продукт соответствует требованиям национального стандарта, и указать его номер. Так французы косвенно намекнули на свою ошибку, хотя прямо в ней и не признаются. Ну а о замене этикеток речь вообще не идет.

Фото: © Ваня Березкин

Фото: © Ваня Березкин

Часть 2. На что обратить внимание в ФЗ-468

Прежде всего, поправки четче разделили главенствующий до последнего момента ФЗ-171 «О регулировании алкогольной продукции», или «Закон о водке», который продолжает регулировать производство вина, и ФЗ-468 Закон «О вине» – отношения между ними стали более гармоничными. Кроме того, коньякам/бренди удалось перебежать в стан винодельческой продукции. А еще поправки определяют права ФСРО, над созданием которого как раз ведется работа. Введены новые понятия: игристое вино (шампанское), газированные винные напитки, фруктовые винные напитки и газированные фруктовые винные напитки.

Суть поправок

Смысл ФЗ вовсе не в том, чтобы закрыть импорт вин, включая шампанское, и создать режим преимущества российскому виноделию – это было бы дарением одной-единственной рыбки, а не набора удочек. А в том, чтобы создать условия инвесторам больше вкладывать денег в выращивание винограда в России и в производство вина. Теперь закон дружелюбно повернулся к виноградарским и винодельческим малым и средним предприятиям, обеспечивая им благоприятные условия развития.

Отметим, Закон «О вине» все еще несовершенен. В некоторых деталях он просто безграмотен, и его формулировки и терминологию не поддерживает бизнес-сообщество. И во время шампаньгейта главного никто не заметил: поставщики игристого в Россию, не только французы, обязаны были сертифицировать свою продукцию, как того требует российский закон о вине, еще вчера. Почему наша таможня спокойно пропускала импортное игристое без наличия этой сертификации – вопрос. Может быть потому, что до сих пор нет разъяснений, каков порядок пересертификации, перемаркировки? Это одна из проблем, связанных с новой версией ФЗ.

Фото: © Семен Кузьмин

Фото: © Семен Кузьмин

Ключевые изменения Поправок

  • Фермеры, КФХ – им теперь разрешается производство вин, игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, при условии признания их сельхозтоваропроизводителями.
  • Категории ЗГУ и ЗНМП в отношении винодельческой продукции будут действовать в рамках российской национальной системы защиты винодельческой продукции (РНСЗ). Основная цель РНСЗ – правовая защита российской винодельческой продукции, произведенной в России из выращенного на территории России винограда и претендующей на классификацию по ЗГУ и/или ЗНМП. При этом ввозимые импортные вина не смогут классифицироваться как ЗГУ и/или ЗНМП. Будет невозможен ввоз импортных вин ЗГУ/ЗНМП по ранее полученным декларациям.
  • Игристые – именно эта часть принесла нам дополнительные репутационные риски в мире. Теперь из ФЗ-171 исключается использование классификации «шампанское», под которую подпадало все, что пузырится, включая кавы, просекко, зекты. И разрешенной классификацией, согласно ФЗ-468, становится только «российское шампанское» и «игристое вино»: шампанское из региона Шампань возможно будет классифицировать только как «игристое вино». Но – это касается только товаросопроводительной документации, ценников в магазинах и рекламных материалов, где шампанское должно быть указано как «игристое вино». Обратите внимание, что к защите по месту происхождения термин вообще никакого отношения не имеет, это про контроль оборота, взимание акциза и прочее. То есть мы, по сути, отказались от вездесущего употребления слова «шампанское», обозначив теперь сочетанием «российское шампанское» очень немногочисленную пока категорию игристых вин, порядка 10% от всего объема наших «пузырьков», сделанных «по классике» из местного винограда. Если совсем попросту, теперь для зарубежных вин на контрэтикетке и в сопроводительных декларациях вместо «шампанского» необходимо будет указывать «игристое вино» , а наименование «шампанское» будет разрешено употреблять только в отношении российского продукта.
  • Коньяк – поздравим наших производителей бренди, они практически вырвались из цепких лапок закона о водке ФЗ-171 и перешли под сень закона о вине ФЗ-468. На этом литавры стоит притушить, потому что наименование «коньяк» в нашей классификации остается. Поправки вводят понятие «коньяк России»: это продукт, сделанный на 100% из выращенного в России винограда, что должно отображаться на этикетке. Кроме того, внедряются аббревиатуры для определения выдержки напитка, напоминающие привычные в Коньяке VS, VSOP и XO. В то же время, новые поправки разрешают в течение семи лет с момента вступления в силу использовать для производства «коньяка России» иностранные дистилляты (из Испании, Франции и Италии), потом калиточка захлопнется.
Фото: © Сергей Ратанов

Фото: © Сергей Ратанов

Часть 3. Деловая

Прежде всего надо решать, как будут действовать импортеры, дистрибуторы, ритейл. Вчера Минфин и игроки алкогольного рынка как раз обсудили угрозу остановки импорта вин и шампанского из-за свежих поправок в российское законодательство. Пока ситуация не стабилизируется и не будет ясности, как работать в текущих условиях, для рынка существуют определенные риски.

Последствия вступления в действие поправок к ФЗ могут быть разнообразными:

  • Изменения могут вводить в заблуждение потребителей: «российское шампанское» в низком ценовом сегменте (400-1500 ₽) против «игристых вин» по ценам от 4-5 тыс. ₽.
  • Потребуется переоформление деклараций о соответствии, полученных до вступления в силу новой редакции ФЗ-171.
  • Процесс переоформления деклараций может занять как минимум от 3-х до 6-ти месяцев, что может привести к остановке поставок импортных вин и шампанского. Затраты индустрии на переоформление деклараций индустрии могут исчисляться сотнями.
  • Все расходы будут в итоге переложены на потребителей.
  • Вынужденная остановка импорта приведет к колоссальным потерям бюджета, так как в этот период в бюджет не поступят: таможенные платежи, акцизы, НДС и другие налоговые и неналоговые платежи.

Правительство взяло время на раздумья. А мы будем ждать комментарии участников рынка.

Фото на обложке: © Архив SWN.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email