Новый российский закон о шампанском 2021 года
Страсти по шампанскому: как иностранная пресса «муссирует» новый российский закон

Страсти по шампанскому: как иностранная пресса «муссирует» новый российский закон

Валерия Тенисон

Автор

7 июля 2021

Шампаньгейт в цитатах и заголовках зарубежных медиа.

Политика не в первый раз вмешивается в винные дела. Еще недавно французская пресса яростно критиковала Дональда Трампа и его акцизы на французские вина, а потом так же горячо чествовала нового американского президента Джо Байдена, отменившего таможенные ограничения. По-прежнему шумят страсти по поводу акцизов, которыми теперь облагают в Китае австралийские вина после опрометчивых антикитайских заявлений политиков Зеленого континента.

На этой неделе ньюсмейкером винного мира стал президент России Владимир Путин, подписавший 2 июля поправки в 171-ФЗ о регулировании алкогольной продукции. Из всех нововведений особое внимание привлек вопрос о шампанском после того, как Moet Hennessy предупредила об остановке отгрузок своего шампанского в Россию.

Естественно, самый большой отклик событие получило во французской прессе. Умеренно-правая Le Figaro и левоцентристская Le Monde в этот раз были едины. «Россия присвоила себе наименование “Шампань”», – трубила Le Monde. «В России “Шампань” низложили до статуса игристого вина», – вторила Le Figaro. Обе газеты подчеркивают, что CIVC (Comité Interprofessionnel du Vin de Champagne) на протяжении многих лет борется с неправомерным использованием названия аппелласьона, в том числе привлекая на свою сторону дипломатические инструменты.

Le Figaro цитирует министра иностранных дел Франции Жан-Ива Ле Дриана: «В ближайшее время мы начнем переговоры с российской стороной в рамках двусторонних отношений, но также и на европейском уровне, чтобы защитить интересы наших производителей и, прежде всего, наших географических наименований. Если выяснится, что были допущены нарушения правил Всемирной торговой организации, мы продолжим, как и ранее планировали, консультации с российской стороной. Надеюсь, что этот диалог позволит уладить проблему». 

Le Monde идет дальше, пытаясь разобраться в причинах принятия российскими властями подобных решений. «Эта поправка направлена на то, чтобы поддержать местных производителей игристых вин, особенно крымских, которые пережили второе рождение после присоединения полуострова в 2014 году, когда они полностью переориентировались на российский рынок».

Фото: © Игорь Родин

Итальянская La Repubblica выступила с довольно злорадной публикацией, отмечая, что «игристая война» между Францией и Россией может сыграть на руку итальянским производителям пузырьков, которые и без того в первом триместре 2021 года увеличили свои поставки в Россию на 37%. Портал winenews.it же заметил, что Италия сама ведет непримиримую борьбу с Хорватией, которая довольно давно пытается зарегистрировать историческое название Prošek, против чего яростно выступают производители просекко.

Испанская La Nacion хоть и признает, что в России термин «шампанское» с давних времен используется применительно ко всему игристому вину, но считает, что в нынешних условиях «такое решение выглядит провокационно».

Немецкая пресса нетрадиционно выступила в ироничном жанре. RTL.de опубликовал материал под названием «Настоящее шампанское ныне производится только в России», в котором сетует, что «русским олигархам теперь придется праздновать "на сухую"».

Английские The Guardian и BBC опубликовали похожие друг на друга материалы, сообщающие о том, что французские производители «восстали» против нового закона, остановив поставки в Россию. The Guardian процитировала президентов Комитета Шампани Максима Тубара и Жан-Мари Бариллера: «Лишать производителей Шампани возможности использовать их собственное наименование недопустимо. Это наше общее наследие, которое мы храним как зеницу ока. Аппелласьон Шампань является защищенным наименованием в более чем 120 странах». 

Фото: © Lanson

Американский Fox News, не изменяя себе, вышел с сенсационным заголовком: «Поставки шампанского в Россию приостановлены после того как Путин заявил, что "шампань" – наша». Bloomberg и The Washington Post также опубликовали материалы по теме, но уже с более взвешенными позициями.

Интересную точку зрения высказал ведущий британский винный журналист и критик Роберт Джозеф в статье под названием Brand first, appellation second («Сначала бренд, а потом географическое наименование»), вышедшей 6 июля в известном винном издании Meininger’s Wine Business International. Он заметил, что из нынешнего (и предыдущих) винно-политического скандала производители должны вынести два урока: во-первых, «не класть все яйца в одну корзину», то есть не ориентироваться на один, тем более такой нестабильный, рынок, как российский; а во-вторых, усиленно работать над созданием собственного бренда, статус которого был бы достаточно высок, чтобы быть независимым от локального наименования по происхождению. «Представьте мир без аппелласьонов», – голосом Джона Леннона как бы напевает нам Роберт Джозеф. 

Фото на обложке: © Myriam Zilles/Unsplash.

  • Валерия Тенисон

    Автор

  • 7 июля 2021

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari