Когда Витторио Клаудио Сурдо, посол Итальянской Республики в России, принял приглашение принять участие в нашей традиционной рубрике, мы решили немного изменить ее формат: в этом номере – только любимые вина Его Превосходительства. За время встречи господин Сурдо рассказал нам, почему все они – белые, каким образом полагалось производить впечатление на девушек в послевоенной Италии, как жилось на Украине в начале 90-х, как он нашел соратников Гарибальди в своем генеалогическом дереве и какое место он считает домом.
«Вино для меня – одна из основополагающих вещей. Это действительно так. Я ем один раз – ужинаю, и за ужином, конечно, пью вино. Днем могу просто перекусить, но даже легкий обед не обойдется без вина.»
«В 1992 году я был послом на Украине. Жили в гостинице, потому что тогда, в самом начале дипмиссии, резиденции еще не было. В той гостинице радиаторы всегда были включены по полную мощность – за электричество никто не платил. Внутри было градусов тридцать пять. Было так жарко, что капля красного вина выводила меня из строя на весь день, я сразу же засыпал. Тогда мне нужно было что-то прохладное – так я начал пить белые вина и с тех пор пью только их.»
«Белое вино я пью с любыми блюдами – с рыбой, с мясом, со всем. Раньше, пятнадцать-двадцать лет назад, предполагалось, что белые вина, как и красные, нужно сочетать с определенными блюдами. Сейчас я не вижу больше такого разделения – наоборот, многие люди, причем люди уважаемые, люди с хорошим вкусом, могут, скажем, пить красное вино с рыбой.»
«Все мое поколение жило во власти стереотипа, что белое вино – это неестественно и не так полезно. Все думали, что настоящее вино – красное. А сейчас есть факты, доказывающие, что для здоровья белое вино лучше, чем красное. Белое – более легкое и менее обязательное. За обедом я могу выпить бутылку белого вина, бутылку красного – едва ли.»
«Мне нравится итальянская кухня, и, честно говоря, французская тоже нравится, итальянцы не часто скажут такое. Французская кухня, правда, для меня не на каждый день, даже раз в неделю – это слишком. Я с удовольствием хожу во французский ресторан пару раз в месяц.»
Витторио Клаудио Сурдо
«Большое преимущество итальянской кухни – от нее не устаешь. Можно каждый день есть итальянские блюда без каких-либо проблем. Но при этом я понимаю, например, что французы скажут то же самое о своей кухне. В итальянской кухне больше всего мне нравится паста. Я большой любитель пасты во всех ее видах.»
«Есть пиццу с кока-колой или пивом – смертный грех. Потому что пицца – самая вкусная еда в мире. Ее придумали в Неаполе, и чтобы попробовать настоящую пиццу по-неаполитански, нужно поехать в Неаполь. В других местах Италии ее не найдешь.»
«Знаете, какую пасту сложнее всего приготовить? Пасту со сливочным маслом. Кажется, что достаточно сварить пасту и положить кусок масла ? и тогда получается настоящая гадость. Но хорошо приготовленная паста со сливочным маслом может быть невероятно вкусной. Можно добавить туда еще немного шалфея.»
Витторио Клаудио Сурдо с лабрадором Обамой
«У меня есть друг, который говорит, что есть пасту – это как заниматься любовью. Кажется, одно и то же, но на самом деле каждый раз по-разному.»
«В Москве огромное количество прекрасных итальянских ресторанов – не знаешь, какой выбрать. Это рестораны на уровне лучших заведений Италии. Что касается Рима и окрестностей, мне сложно припомнить там рестораны уровня московских. Сейчас, когда я ездил в отпуск в Италию, из одного ресторана я позвонил моему другу, итальянцу, шеф-повару одного из лучших итальянских ресторанов Москвы, и сказал: «Жду не дождусь, когда вернусь из отпуска. Наконец-то хорошо поем».»
«Вино для Италии – одновременно элемент имиджа и важная статья экономики. Как, например, Ferrari – это символ итальянского стиля и итальянских технологий. Достаточно вспомнить, что еще двадцать семь веков назад греки называли нашу страну Энотрией, то есть страной вина, это красноречиво говорит о том, как важно вино для Италии, для ее культуры, и не только гастрономической.»
Витторио Клаудио Сурдо
«Италия много делает для продвижения своих вин за рубежом. Больше, чем, например, французы, но это объясняется историческими мотивами: французское вино, в отличие от нашего, уже много веков экспортируется на международный рынок. Мы устраиваем московскую Vinitaly, фестиваль Мерано, Road Show от Gambero Rosso, которое впервые прошло в прошлом ноябре, очень много делает ICE. Сейчас, в октябре, пройдет большая дегустация сицилийских вин, в которой примут участие около двадцати производителей острова. В течение следующих трех месяцев совместно с итальянскими ресторанами Москвы мы проведем большой праздник, посвященный итальянской кухне. На «Продэкспо-2010» традиционно будет объединенный итальянский павильон. И вся эта промо-кампания абсолютно оправданна очень высоким качеством наших вин, их оригинальностью, если говорить об автохтонных сортах, отличным соотношением цены и качества.»
«Двадцать пять лет назад я был в Иране, где алкоголь под запретом. Поэтому нельзя было пить слишком много вина, к нему следовало относиться бережно, оно быстро заканчивалось. Я не слишком люблю шампанское, но тогда, когда заканчивалось сухое вино, пил и его, я вообще избегаю и всегда избегал что-либо есть без вина.»
«Еще мне нравится восточная кухня. Очень нравится иранская, там очень вкусно готовят. Арабская тоже. Я легко могу сочетать итальянские вина с восточными блюдами. Если, например, я иду в японский ресторан, я не пью саке. Я пью вино.»
«Кухня – отражение цивилизации. Возьмем итальянскую кухню, французскую, китайскую, японскую – это все древние, древнейшие цивилизации. Гастрономия – это выражение истории. И вино тоже – никто не делает вино как Бог на душу положит.»
Витторио Клаудио Сурдо с котом Уинстоном
«Вам, женщинам, нравится шампанское. Это романтичное вино, куртуазное. Мы, мужчины, более прямолинейны. Мне нравятся тихие сухие вина.»
«Мне нравятся французские вина. Мне нравятся южноамериканские вина – аргентинские, чилийские. Во времена моей юности они были абсолютно никому не известны, их почти не было на международном рынке. Американское вино считалось чем-то странным. Сейчас эти страны совершили огромный рывок. Кстати, в Швейцарии делают превосходные вина, мне очень нравятся.»
«Вплоть до последних десяти-пятнадцати лет было мало итальянских регионов, в которых производили хорошие вина, – Тоскана, Пьемонт, Венето... Сицилия немного. Сейчас хорошее вино делают и в Кампании, и в Лацио, и в Абруццо. Сейчас на всей территории страны делают хорошее вино.»
«Давайте оставим пиво немцам.»
«Вердиккьо – традиционное итальянское вино. Когда мне было лет 18-19 (послевоенное время, я был студентом, мы жили небогато), было два вина, которые мы пили чаще всего: вердиккьо и Corvo. Это были хорошие вина, которые стоили недорого. С их помощью полагалось производить впечатление на девушек: мы шли в ресторанчик, заказывали пиццу и бутылку вердиккьо. Я очень привязан к этому вину. Это вино моих первых побед.»
«Из последних сорока лет тринадцать я провел в Италии и двадцать семь – за границей. Мы, дипломаты, граждане мира. Мой дом сейчас – Москва. Когда я жил в Турции, моим домом были Анкара и Стамбул. И то же самое относится к менее приятным местам – например, в 1973 году я жил в Египте, в то время там была война. И все равно я влюблен во все страны, где я побывал.
Я родился в Триполи, в Ливии. Но на самом деле родом я из Салеми, небольшого городка в провинции Трапани. Я знал очень мало о своих сицилийских корнях. И однажды я получаю письмо, написанное от руки, за подписью Джованни Сурдо. Написано: «Я работаю в муниципалитете города Салеми и наткнулся в Интернете на имя Витторио Сурдо, посла. Пишу вам, чтобы сказать, что в архиве здесь содержится вся история семьи Сурдо. Я спрашиваю себя, может быть, это ваша семья, и мы с вами родственники?» Генеалогическое древо останавливалось на моем отце. Я сразу же перезвонил этому господину и сказал ему: «Вы открыли мне перспективы, о которых я даже не догадывался». Потом он прислал мне всю историю семьи начиная с XVIII века. Представьте себе, всех звали Витторио, Вито, Анна. Это имена моей семьи – мою сестру зовут Анна-Мария. Эти люди в основном принадлежали к простым профессиям, но потом я обнаружил, что некоторые из них воевали вместе с Гарибальди.»
Umani Ronchi Verdicchio Classico dei Castelli di Jesi Superiore DOC Casal di Serra 2008
Umani Ronchi Verdicchio Classico dei Castelli di Jesi Superiore DOC Casal di Serra 2008
Классическое вердиккьо из Марке, созданное в начале 1980-х лучшим домом провинции Umani Ronchi. Тщательно отсортированный виноград превращается в бледно-золотистое вино с яркими ароматами цветов и фундука. Simple
«Свежее, очень приятное вино. Я пью его в качестве аперитива или с каким-нибудь традиционным итальянским блюдом – например, с пастой с помидорами и базиликом. С вердиккьо у меня связаны особые чувства – я регулярно пью его уже сорок семь лет, почти полвека. Марке – это довольно малоизвестный регион на винной карте Италии. Я был там, и он поразил меня своей динамичностью. Там, кстати, отлично готовят.»
Vie Di Romans Piere Isonzo Sauvignon DOC 2007
Vie Di Romans Piere Isonzo Sauvignon DOC 2007
Один из лучших совиньонов Фриули. Виноград с кремниево-глинистых почв собирают вручную, аккуратно выдерживают перед ферментацией и после нее (полгода в стальных чанах на осадке) и получают удивительно изысканное вино. Simple
«Это более ароматное вино, очень сложное, элегантное, при этом очень свежее. Вообще я предпочитаю вина с довольно сухим вкусом, но ароматные сорта мне тоже нравятся, хоть я и не стал бы пить их каждый день. Это вино из Фриули, пожалуй, там делают лучшие белые итальянские вина вообще. Жители Фриули известны своим упрямством, но когда узнаешь их лучше, понимаешь, насколько это утонченные и культурные люди.»
Mastroberardino Novaserra Greco di Tufo DOCG 2008
Mastroberardino Novaserra Greco di Tufo DOCG 2008
100%-ный греко ди туфо из Кампании – яркое ароматное вино с яркими тонами абрикосов, груш, миндаля и яблок. Тщательная работа виноделов позволяет сохранить минеральность греко и его чистую кислотность. Simple
«Это вино самое солнечное. Греко ди туфо - автохтонный сорт для Кампании. Неудивительно, что выражает характер неаполитанцев – людей открытых искренних, которые всегда говорят то, что думают. Приятное, минеральное, я думаю, оно отлично подошло бы к блюдам итальянской средиземноморской кухни.»
Tasca d'Almerita Nozze d'Oro Contea Sclafani DOC
Tasca d'Almerita Nozze d'Oro Contea Sclafani DOC
К своей золотой свадьбе граф Джузеппе Таска создал это вино – как признание в любви своей жене. Он соединил в счастливом супружестве инзолию и совиньон таска, давшие сильное и чувственное вино. Simple
«Это одно из моих любимых вин, я очень часто его покупаю. Оно родом с Сицилии, как и я, и я чувствую магическую связь с этой землей. Сицилия, кстати, очень продвинулась вперед за последнее время, сицилийские вина теперь известны на международном уровне.»
Coppo Piemonte Chardonnay DOC Monteriolo 2003
Coppo Piemonte Chardonnay DOC Monteriolo 2003
Отличный образец пьемонтского шардоне: соломенно-желтое, с пышным, но элегантным букетом с тонами минералов, ромашки, цитрусов и экзотических фруктов. Хорошо подошло бы, например, к рыбе на гриле и морепродуктам. Vinopolis
«Я попробовал Monteriolo впервые незадолго до того, как приехал в Москву, в одном римском ресторане. Оно настолько мне понравилось, что на протяжении двух с половиной лет я пил только его, привез в Москву триста бутылок. Мне вообще нравятся вина, знакомые с дубом. Идеальное сочетание для этого вина, на мой взгляд, омлет с пьемонтским белым трюфелем.»
Ruggeri & Co. Valdobbiadene Superiore di Cartizze DOC
Ruggeri & Co. Valdobbiadene Superiore di Cartizze DOC
Это вино с холмов вокруг Картицце, где виноград сорта просекко вызревает лучше всего и дает очаровательное вино с нежным, но устойчивым муссом и выразительными ароматами цветов глицинии и спелых яблок. Simple
«Я вообще не очень люблю игристые вина, но просекко – особый случай: во всем мире оно ассоциируется с итальянским стилем жизни и все лучше и лучше продается за рубежом. Это идеальное вино для светского вечера.
В этом году, кстати, впервые было произведено больше итальянского игристого, чем шампанского.»
Витторио Клаудио Сурдо
Vittorio Claudio Surdo
Родился в Сук-эль-Джума (Триполи) в 1943 году, окончил Римский университет по специальности «политические науки» в 1967 году.
- C 1984 года – первый советник посольства Италии в Иране.
- С 1985 года – первый советник посольства Италии в Германии.
- С 1 июня 1992 года – посол на Украине.
- С 1997 года – глава специальной дипломатической миссии в Албании.
- C 1999 года – посол Италии в Турции.
- С 2006 года – посол Италии в России.
- Кавалер ордена «За заслуги перед Республикой» степени гранд-офицера.
- Кавалер «Ордена Большого креста».
Фото: Игорь Родин