Изменения будут внесены в закон «О рекламе». Снимается запрет на рекламу в периодических печатных изданиях, в теле- и радиопрограммах тихих и игристых (шампанских) вин, произведенных в странах-членах ЕАЭС и из винограда, выращенного на территориях России и этих государств. Напомним, что Евразийский экономический союз основан в 2015 году, в него входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
В настоящее время реклама вин, произведенных в России из выращенного на территории страны винограда, допускается в периодических печатных изданиях, а также в теле- и в радиопрограммах. Реклама вин из стран ЕАЭС ранее законом не допускалась.
Доработка документа велась более двух лет и включала внесение пяти поправок, самой важной из которых является необходимость подтверждения факта, что виноград был выращен на территории государств, входящих в ЕАЭС.
Таким образом, Армения становится единственным иностранным государством с сильной винодельческой традицией, которое сможет размещать рекламу в российских медиа. SWN обратился к экспертам Заре Мурадян и Самвелу Аветисяну, чтобы узнать их мнение о законодательных изменениях и их влиянии на продвижение армянских вин на рынке РФ.
Зара Мурадян, исполнительный директор Фонда виноделия и виноградарства Армении:
«На самом деле снятие запрета на рекламу в СМИ вина, произведенного в странах Евразийского экономического союза, в том числе Армении, имеет большую позитивную роль и положительно отразится на армянских производителях слабоалкогольной продукции, в частности вина.
Общеизвестно, что с момента вступления в силу запретов на рекламу алкоголя продажи вина в России сократились существенно, а это в свою очередь очень плохо влияет и на уровень продаж вин Армении, которые правда представлены в большом количестве на рынке России, но объем продаж невысок, и мы еще должны проделать серьезную работу в целях повышения их узнаваемости, продвижения, что само собой приведет к укреплению их позиций на рынке РФ.
Винам Армении и их производителям, особенно тем для которых рынок ЕАЭС является первым и главным, необходимо продвижение в СМИ, ведь без рекламы невозможно привить понимание о качестве вина, его уникальности, автохтонных сортах. Вино – это больше, чем алкогольный напиток, это культурный напиток, поэтому у него должна быть возможность буквально и красиво представить себя любителям вина. Медиа являются ключевым инструментом для продвижения армянских вин на международной арене, поэтому это изменение, безусловно, позитивно».
Самвел Аветисян, маркетолог, создатель мобильного приложения по винному шерингу Plesen:
«Это неплохая инициатива, наконец-то правительство приняло какой-то позитивный законопроект. Но законов мало, нужно развивать отечественное винопроизводство и культуру потребления спиртных напитков. Я за протекционизм отечественного виноделия. Пока же силы не равны, надо на первых этапах дать возможность виноделам окрепнуть, поскольку у нас разные точки старта в сравнении с винами Старого и Нового Света.
Если говорить о ситуации внутри союза, то конкуренция, вероятно, усилится. Армянское виноделие себя может почувствовать лучше, но в силу расстояния может проигрывать по цене другим винам. Хотя сейчас российские вина по медианной цене продаются за 2-3 тысячи. Хорошее армянское вино пока можно купить за 1000 руб.
То, что упор делается на производство вин из местного винограда – борьба с балком, – думаю, на это уйдет еще лет 10-20. Однако в Армении, насколько мне известно, проблема не стоит столь остро. Объемы производства вполне удовлетворяют потребности рынка. Из 17 тыс. га армянских виноградников с 11 тыс. га виноград уходит на конечное производство. Но картина будет меняться, винных хозяйств в стране становится все больше».
Фото на обложке: Plqml Felipe Pelaquim/ Unsplash.