Краснодар – город контрастов. Жара под 30 здесь стоит по полгода, а моря нет. Кажется, вот-вот, за следующей улицей будет дорожка на пляж, но ближайший – только в Джубге, за 150 километров отсюда. Местные жители называют свой миллионник Южной столицей и, если внешний вид у него совсем не столичный, то пробки вполне соответствуют. Я бросил такси посреди дороги и добирался до ресторана Wine&Vine пешком, обгоняя машины. Винная культура Краснодара противоречива. Вот в центре открываются первые винные бары, а вот, поодаль от города, среди деревенских домиков – ресторан с винной картой мирового уровня. Его коллекции вин могут позавидовать не то, что столичные заведения, но и лучшие дома Старого Cвета.
Григорий Чегодаев, хозяин и шеф-сомелье Wine&Vine, в Москве частый гость, но не увидеть его ресторан было бы для меня преступлением. «Бургундию этих винтажей ты и в самой Бургундии не найдешь. 2005, 2006, 2009, 2010… В La Cabotte в Нюи-Сен-Жорже или в La Maison du Colombier в Боне, конечно, есть вина от всех «голубых фишек», но винтажи будут 2014, 2015, 2016», – рассказывает он. История Чегодаева не похожа на типичную хронику карьеры сомелье, однако именно он в конце октября боролся за звание первого в России MS*. В Court of Master Sommeliers по сей день нет представителя нашей страны.
К сожалению, и в этот раз Григорию не повезло. Мы связались с ним сразу после экзамена: «Результат получился неожиданный. Из 39 человек никто не смог сдать экзамен полностью. Кто-то сдал лишь отдельные части, а кто-то, как и я, был очень близок к победе. К сожалению, не удалось, работаем дальше! В этом году экзамен был еще сложнее. Теория состояла из 100 устных вопросов за час. Все они были не тестовые, а открытые. В слепой дегустации я смог определить четыре сорта, но не совсем точно все расписал. Я знаю, что нужно исправить, все сделаем через год. Что касается подачи, у меня все было хорошо, но, видимо, были нюансы в отдельных моментах. Сервис проверяют не только на технику, но и на многозадачность: в процессе работы задают кучу вопросов. Это не простые уловки, как на конкурсах сомелье, а полноценный теоретический тест на эрудицию во время подачи. Кажется, я ответил на все вопросы правильно, но все же, мне не хватило 1-2%, чтобы пройти эту часть».
* Претендентов на почти научную степень Master Sommelier не меньше пяти лет муштруют тестами непостижимой сложности. На обучение и пересдачи будущие MS тратят до $100 тысяч. Финальный экзамен настолько сложен, что из десятков претендентов его сдает лишь один. Сотни лучших сомелье со всего мира каждый год штурмуют этот Эверест, но мало кому это удается. Единственный русский по происхождению, добившийся этого титула, живет в Америке, его зовут Андрей Иванов.
Мастер спорта по плаванию и выпускник Академии налоговой полиции, десять лет назад он отказался от карьеры оперативника ФНС и пошел управлять семейным рестораном. Благодаря такому сплаву жизненных обстоятельств появился сомелье в физической форме профессионального пловца с риторикой полицейского и дотошностью налогового инспектора. Вполне в духе времени. Григорий участвовал во Всероссийском конкурсе сомелье девять раз, и лишь в девятый, в марте 2019 года, занял первое место. Его борьба за эту победу по накалу страстей достойна большого спорта. Трижды побывав в финале, в 2014, 2015 и 2016 годах, постояв на пьедестале с победителями, в 2017-м он остается лишь в полуфинале, а конкурс в 2018 году и вовсе пропускает. В винном сообществе пошел слух, что Григорий отчаялся бороться за эту награду, но год спустя он приехал в Москву и, не особо напрягаясь, забрал кубок в Краснодар. О том, как это получилось, о ценах на вино, о системе экзаменов в CMS и о том, почему не нужно уезжать из родных краев, мы поговорили с действующим чемпионом России. Первый вопрос задал он сам.