My default image
Как это работает: винотеки от А до Я
ГлавнаяСтатьиВиноРазноеКак это работает: винотеки от А до Я

Как это работает: винотеки от А до Я

​​То, что из себя представляет винотека, сложно описать одной фразой. Конечно, можно сказать, что это всего-навсего магазин, в котором продаются вино и крепкие спиртные напитки, – но то, что мы вкладываем в понятие «винотека», выходит за рамки тривиальной продажи. В этой статье мы разберемся, почему винотеку нельзя называть алкомаркетом, выясним, зачем в ней работают кависты, и узнаем, как самый обычный покупатель способен изменить облик любимого магазина.

Как это работает: винотеки от А до Я

Немного истории

Большинство из нас полагает, что винотеки – это продукт последних лет пятидесяти, максимум ста. В самом деле, возьмите любой сайт любого производителя из Старого и Нового Света, откройте раздел «История» или «О нас» и пробегитесь глазами по тексту в поисках того, где и как реализовывали свою продукцию прадеды и прапрадеды нынешних виноделов. Впрочем, не тратьте свое время понапрасну: в ста случаях из ста там будет что-то про рынки или рестораны, и ничего и никогда – про винотеки.

ТОП100

Все, что касается взаимоотношений винодельческих хозяйств со специализированными винными магазинами, всегда укрыто от простых обывателей этаким туманом. Именно поэтому мы чаще всего полагаем, что винотеки как явление появились где-то после Второй мировой, а то и вовсе годах эдак в 1950-1960-х. Но стоит нам копнуть чуть глубже – даже просто набрав в поисковике history of wine stores in Europe, – и мы обязательно испытаем то, что деликатно называется «разрывом шаблона».

Наше путешествие в историю винотек начнется не с XIX и даже не с XVIII века. Если верить объемному труду под не менее объемным названием «Il vino nella storia di Venezia. Vigneti e cantine nelle terre dei Dogi XIII secolo e XXI secolo», первое официальное упоминание о, например, винотеках Венеции относится ни много ни мало к 1355 году. Именно в этот год всемогущий и беспристрастный венецианский Совет десяти издал указ о признании Гильдии продавцов вина – тех самых продавцов, что торговали своим красным и белым товаром в многочисленных magazeni или samarcheti.

Фото: © British Library

Фото: © British Library

Более крупные винные лавки в той же Венеции назывались bastioni, а гильдия поставщиков изысканных вин с Востока именовалась говорящим словом malvasie – точно так же, как и ее заведения. Любопытно, что все эти гильдии вели между собой настоящие торговые войны. Еще более любопытно, что победу в этих войнах чаще всего одерживали небогатые владельцы magazeni, из-за чего malvasie в течение веков находились под своего рода санкциями и не могли, в частности, обозначать свое присутствие вывеской.

Мало-помалу винотеки появились и в не совсем винных странах – таких как, например, Англия. Старейшей винотекой в Британии считается магазин фирмы Berry Bros. & Rudd, открытый в далеком 1698 году некоей вдовой Борн. Пережив трехсотлетнюю историю, полную всевозможных передряг, это заведение по-прежнему располагается на том самом месте по адресу Сент-Джеймс-стрит, 3. Несмотря на внешний консерватизм, магазин братьев Берри является одним из локомотивов технического прогресса: например, именно в этой винотеке в 1967 году появился первый винный погреб с контролируемой температурой, а в 1994-м Berry Bros. & Rudd запустили первую винную онлайн-витрину – bbr.com.

Фото: © Berry Bros. & Rudd

Фото: © Berry Bros. & Rudd

Первая винотека в нашей стране открылась в 1913 году в легендарном магазине братьев Елисеевых. К сожалению, прожила она немногим более пяти лет и закрылась по понятным причинам после революции 1917 года. После этого о винотеках не было слышно на протяжении почти целого столетия – до того самого момента, когда специализированные винные магазины начали появляться в городах современной России. Произошло это не сразу: например, первая винотека сети SimpleWine на Ленинградском проспекте открылась только в 2003 году. Впрочем, в дальнейшем этот процесс только набирал обороты: спустя 20 лет SimpleWine превратилась в настоящего гиганта со ста двумя магазинами в восьми городах России и приобрела статус крупнейшей сети винотек на постсоветском пространстве.

Винотеки от А до Я

«Чем же винотеки отличаются от обычных алкомаркетов, коих в наше время пруд пруди?» – спросит нас пытливый читатель. На первый взгляд отличий никаких: и там, и там продают вино и крепкие спиртные напитки. И все же отличия есть, и чем дальше мы будем сравнивать эти два явления, тем отчетливее будет проступать грань, что отделяет одно от другого.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Первый и главный признак любой винотеки – это наличие кависта; того самого человека, который делает львиную долю выручки в своем магазине. Более того, именно кависты, как профи, могут притягивать любителей вина, которые иногда приходят в винотеку только ради того, чтобы «поговорить с умным человеком».

Об этом же говорит и управляющий директор розничной сети винотек SimpleWine Александр Андреев: «Я считаю, что в специализированный магазин приходят, чтобы пообщаться с тем, кто либо поможет сделать выбор, либо сделает этот выбор за покупателя, либо сможет составить диалог так, чтобы покупатель сам понял, что ему нужно. В этом наша сила как специалистов, потому что ни супермаркет, ни даже гипермаркет дать подобный уровень экспертности в полной мере не может. Когда в ассортименте есть до 5000 SKU разных товаров, то держать там сотрудника, глубинно разбирающегося в категориях, достаточно накладно. А вот специализированная розница себе это позволить может».

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Второй признак винотеки – это наличие в продаже особых товаров, которые в экспертной среде называются емким словом Fine & Rare. Это раритетные вина и крепкие напитки, настоящие шедевры, чья значимость в кругу профессионалов и ценителей приравнивается к произведениям искусства. Они не только обладают инвестиционным потенциалом, но и являются неотъемлемой частью культурного наследия человечества. В обычном же алкомаркете вина такого уровня (а также всевозможные сингл молты или выдержанные в течение десятилетий коньяки) можно найти разве что в случае полного парада планет.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Подобное, как известно, притягивается к подобному. В поисках раритетов и нишевых напитков в винотеки приходят люди, которые любят пробовать новое, бизнесмены, ищущие подарок для важного клиента, рестораторы, которым нужна помощь при составлении винной карты, и просто люди, которые хотят отпраздновать значимый повод бутылкой особого вина. Как бы то ни было, покупка хорошего вина или дорогого коньяка – это всегда некое событие. И когда вы приходите за вином туда, где есть история и поддержка, это делает процесс шопинга еще более увлекательным.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Кстати, большинство винотек выстраивает свою товарную матрицу, во многом отталкиваясь от потребностей клиентов. По словам Андреева, «в сети SimpleWine есть четыре ключевых формата: премиум, бизнес, стандарт и лайт. Условно, лайт – это более молодежный вариант, с "заигрывающей" навигацией в торговом зале и более легким торговым оборудованием. Винотеки трех остальных форматов для покупателей будут выглядеть практически одинаково. Отличаться они могут лишь количеством премиальных позиций в ассортименте. При выборе формата мы исходим из особенностей конкретной локации: например, если магазин нужно открыть в жилом комплексе, где квартиры стоят достаточно дорого, то и винотека там также будет в формате премиум.

Матрица винотеки стандартно составляет порядка 1100 SKU, и обычно в ней есть бутылки стоимостью до 60 000 рублей. Но в этой матрице обязательно есть гибкая часть, которую кависты могут настроить под конкретную локацию и под запросы конкретных клиентов. Этот сегмент ассортимента в отдельно взятой винотеке может, например, вообще отличаться от всего того, что продается по городу. Это помогает нам дифференцироваться, потому что клиент знает: нужная ему бутылка с высокой долей вероятности будет его ждать».

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Третий признак настоящей винотеки – это проходящие на регулярной основе дегустации. В конце концов, дегустация – это не только идеальная возможность познакомиться с особенностями вин определенного хозяйства и региона. Дегустацию в винотеках всегда проводит профессиональный сомелье, с которым можно обсудить только что распробованные вина, которому можно задать любые интересующие вас вопросы – ну и опять-таки просто «поговорить с умным человеком».

Александр Андреев: «Более чем в 70 винотеках мы проводим дегустации прямо в торговом зале, за отдельным столом, и это совершенно нормальная практика для наших клиентов. В десяти наших винотеках есть полноценные дегустационные комнаты – помещения, где мы можем собирать до 8-12 посетителей. Такая дегустация может быть сопряжена с обучением или это может быть экспертное мероприятие. Также у нас популярны развлечения в формате винного казино, где посетители делают ставки, пытаясь при помощи кависта угадать регион производства или сорт винограда».

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Последней по порядку, но не по значению, станет культуртрегерская составляющая. При всем уважении к алкомаркетам вся суть их существования заключается в тривиальном совершении продажи. В специализированной винной рознице тоже работают не за идею – и все же одной из главных задач настоящей винотеки является воспитание хорошего вкуса. Если при покупке в супермаркете люди чаще всего ориентируются на цену и готовы выбирать не самые лучшие образцы, то кавист в винотеке обязательно посоветует то, что поможет перейти на более высокий уровень винной культуры. Нередки случаи, когда человек, зашедший в винотеку из праздного интереса, сначала начинает всерьез интересоваться вином, а потом, например, записывается на курсы сомелье.

Фото: © Simple Group

Фото: © Simple Group

Это же подтверждает и Александр Андреев, слова которого могут прекрасно подытожить наш разговор и стать некоей квинтэссенцией политики SimpleWine: «Вот что особенно приятно: культура потребления вина и интерес к этой теме в России растут. Даже в нашу Школу вина "Энотрия" люди часто приходят не потому, что хотели бы когда-либо работать в данном направлении, а потому, что им интересно узнать об этом больше. Для нас это очень ценно, потому что, когда человек пробует что-то новое, он начинает понимать ценность продукта и его ценообразование. Все-таки вино – это высокоинтеллектуальный продукт с историей. Получается, что мы таким образом сами себе "воспитываем" клиентов».

Фото на обложке: © Simple Group.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email