SWN
Редакция SWN
Редакция SWN
ГлавнаяСтатьиРазвлеченияКак фотографировать еду красиво

Как фотографировать еду красиво

Делимся советами фуд-фотографов.

Как фотографировать еду красиво

Благодаря Instagram* случилось повальное увлечение жанром фуд-фотографии, популярное до сих пор. Еда фотогенична и безупречно «позирует», но все не так просто, и есть нюансы, которые стоит учесть. Своими опытом и рекомендациями делятся главные по фуд-съемкам для SWN (и не только) в Москве и Санкт-Петербурге – Роман Суслов и Семен Кузьмин.

ТОП100

Семен Кузьмин – профессиональный фотограф, специализирующийся на гастрономических съемках. Кстати, его снимок уже больше года стоит на фоновой заставке официального сайта гида Michelin.

Роман Суслов – известный фотограф, чей профессиональный интерес также смещен в сторону фуд-съемок. У Романа художественное образование, а еще он любимец White Rabbit Family.

Правила съемки

Семен Кузьмин: «Нет разницы между съемкой на телефон или камеру – правила одни и те же. Расскажу об основных. Очень важна одна «температура» света. Например, нельзя, чтобы на еду одновременно падал холодный свет из окна и теплый от лампочек в кафе. И фотоаппарату, и телефону тяжело красиво их соединить.

0X8A4680-min.jpg

Фото: © Семен Кузьмин

Второе – гораздо лучше снимать в iPhone не на основную или широкоугольную камеру, а на «телережим 2x». Это возможность есть у айфонов с двумя-тремя камерами. Тем, у кого нет модных телефонов, советую снимать на самое большое фокусное расстояние. А на фотоаппарат лучше всего снимать еду на расстоянии 100-130 мм.

При съемке сверху тень обязательно должна быть снизу в кадре. При вертикальном ракурсе свет не может исходить от того, кто снимает. Это влияет на восприятие: получается перевернутая фотография. При взгляде на такую фотографию не сразу понятно, что с ней не так, а когда переворачиваешь, все встает на свои места.

«Закон Ньютона» про то, что все тяжелое стремится вниз, действует и для фото. Композиционно тяжелая белая тарелка должна быть внизу при вертикальном или боковом ракурсе. Наверху у кадра должно быть в два раза больше свободного пространства. Блюдо можно еще поместить в центр или сбоку, но тоже в нижней трети кадра.

Есть еще «правило трех цветов» как при составлении образа. То есть в кадре гармонично будут смотреться белая скатерть с белой тарелкой (70% фотографии), на которой лежит кусок шоколадного торта (20%) с листиком мяты или малиной (10%). Это четкая схема: заполняющий цвет, рисующий и акцентирующий. Акцент всегда указывает, куда нужно смотреть. Если в кадре есть другие яркие детали, то взгляд будет бегать и сбиваться.

0X8A6058-min.jpg

Фото: © Семен Кузьмин

Еще очень важно, чтобы все было аккуратно. Суп не может быть расплесканным, даже если его таким принес официант. Лучше вытереть салфеткой. Прежде чем фотографировать, нужно посмотреть, все ли нравится и выглядит красиво».

Роман Суслов: «Как таковых негласных правил нет. Разве есть какое-то сообщество съемщиков еды? Конечно, обязательно должен быть сделан стандартный кадр сверху, который называется top-view. Блюдо может смотреться лучше в ракурсе три четверти, но кадр сверху непременно нужен. На телефон, кстати, как раз лучше снимать так, потому у него широкоугольный объектив. При другом ракурсе могут быть аберрация и преломление – это когда уменьшается задний план.

Фото: © Роман Суслов

Роман Суслов за работой. Фото © Татьяна Платонова

Второй важный момент – освещение. Светящая случайным образом одинокая лампочка не подойдет. Хорошим освещением может стать мощный источник света сбоку. Если это окно, то желательно без солнца, которое дает очень яркий свет и резкий контраст – пропадает детализация в тенях. Хотя для композиции, где есть много предметов, такое освещение может подойти, потому что тени создадут дополнительные нюансы.

Попробуйте оттолкнуться от классических канонов композиции, с ними можно познакомиться при изучении истории искусств и культурологии. Идеально, когда предметы в одном кадре разного размера, потому что их можно легко компоновать. Для съемки top-view очень важна строгая симметрия и соотношение пропорций по краям. Они должны быть одинаковые, неважно – горизонтальное или вертикальное ориентирование. За этим надо следить в моменте съемки или при постобработке (кадрирование). В любом случае всегда нужно пробовать и искать».

H68A3346 copy.jpg

Фото: © Роман Суслов

Мода и тренды

Семен Кузьмин: «Есть тренд на сложные кадры, где все нужно расставлять, приклеивать, а потом «подтирать» все лишнее. Мне он не очень нравится – думаю, быстро пройдет. Это называется «сложновыстраиваемый кадр», максимально ненатуральный, как инсталляция.

Из последнего, но уже немного уходящего – работа с двумя-тремя поверхностями. Они взаимодействуют между собой в пространстве. Это работа в фотошопе и больше профессиональная история.

«Игра с тенями» – очень модная история. Например, когда на блюдо падает тень от пальмы. Все обожают жесткий свет – это имитация солнца, когда видны четкие тени, все в грубых линиях. Но он больше про стиль. Мягкий свет не отвлекает и подходит еде: она сразу выглядит более аппетитной и нежной.

0X8A5937-min.jpg

Фото: © Семен Кузьмин

До сих пор популярен «стиль голландской домохозяйки». Это преимущественно прием фуд-блогеров, которые не занимаются продажами. Стол (чаще всего деревянный) стоит у окна, откуда идет естественный свет. Такое освещение лучше подчеркивает фактуры и шероховатости материалов, цвета сразу становятся мрачнее. На поверхность стола к блюду кидают все старье, которое только есть: это может быть бабушкин нож, салфетка льняная и т. д. Здесь чем хуже, тем лучше. Такая фотография может стоять на заставке материала про еду в журнале и создавать настроение. Это творческие, атмосферные снимки. Коммерческие фуд-съемки так не работают, потому что это не продает еду».

Роман Суслов: «Все зависит от концепции съемки. Сейчас, например, заполнение кадра ингредиентами – это прием под определенные задачи и создание настроения. Если говорить о высокой гастрономии, то такой декор не приветствуется. Он отвлекает от главного действующего персонажа – блюда, которое приготовил шеф. Здесь также подразумевается строгость в композиции, потому что если мы говорим о ресторане, то съемка в домашнем стиле будет неуместна. Там и другие продукты на тарелке, и подача может быть асимметричной».

H68A8112 copy.jpg

Фото: © Роман Суслов

Приложения и редакторы

Семен Кузьмин: «Я пользуюсь бесплатным и грамотным приложением Snapseed. Там нет дополнительных фильтров, больше подходящих для творческих съемок, но есть возможность работать с цветами. Здесь можно правильно выстроить баланс белого, чтобы, например, скатерть не уходила в голубой или желтый. Еще я люблю увеличить резкость для выкладывания в Instagram*».

Роман Суслов: «Есть приложение VSCO, а мобильные версии Lightroom и Photoshop не сильно различаются между собой. В iPhone сейчас много возможностей редактировать фотографию. Я сильно не углубляюсь в обработку при съемке на телефон, стараюсь сразу получить удачную картинку».

H68A7500 copy.jpg

Фото: © Роман Суслов

В помощь

Семен Кузьмин: «Есть дополнительные съемные объективы, которые можно купить на AliExpress за тысячу рублей. Они снимают или супермакро, или с большим фокусным расстоянием (телеобъектив). Последний убирает эффект «рыбьего глаза», когда ты смотришь как в дверной замок. Если снимать на широкоугольную камеру, то получается очень большой передний край тарелки, маленькая еда и сжатый задний край посуды. А увеличенное фокусное расстояние сравнивает передний и задний планы, позволяет размыть задний фон: так еда получается гораздо симпатичнее. В iPhone при «портрете» размывается задний фон, но не оптически, а в компьютерном режиме. При этом хорошо видна граница размытия, что некрасиво».

Роман Суслов: «Продаются наборы дополнительных линз, но я сам ими не пользовался. Они как насадки, и одно время были популярны. Сейчас появились модели телефонов с несколькими камерами, и они по сути делают то же самое».

Как научиться

Семен Кузьмин: «Для начала я бы посоветовал поработать официантом в хорошем ресторане, чтобы познакомиться поближе с едой. Чтобы разбираться в продукте, нужно общаться с людьми, которые гуру в своем деле. В данном случае это шефы. Если задавать между делом правильные вопросы, то можно получить знания и еще денег заработать. 

На втором месте – техническая база. Например, самые лучшие серф-фотографы – те, кто катается сам. Они не просто щелкают без разбора, а знают, что круто, а что нет, и какой момент надо поймать. Надо разбираться в том, что фотографируешь.

Фото: © Семен Кузьмин

Семен Кузьмин за работой. Фото © Татьяна Платонова

Все, что снимает фотограф, – это предметы. Неважно, мотоцикл это или блюдо. Даже человек – "предмет", на который так же ложится свет, как и на все другое. Просто с человеком нужно войти в доверие и поймать его настроение, а еду снимать проще – она не капризничает и ее потом можно съесть».

Роман Суслов: «Лично я не знаю специализированных школ или курсов по фуд-фотографии. Но пандемия "нарожала" много людей, которые стали обучать онлайн на марафонах.

База необходима для расширения кругозора и понимания, как все работает. Зачем быть самоучкой и тыкаться как слепой котенок, лучше получить знания от профессионалов. Это сэкономит время. При обучении расскажут нюансы постановки света и объяснят технические детали – это даст понимание, как работать с оборудованием.

H68A5443 copy.jpg

Фото: © Роман Суслов

Было бы неплохо углубиться в историю искусств, познакомиться с истоками и эволюцией за последние 2000 лет. Такой экскурс очень полезен, будет перед глазами весь исторический пирог. Не встанет вопрос о композиции и не появится страха перед кадром. Наизусть все учить не надо, нужны впечатления и понимание.

Дальше человек просто должен постоянно расширять свой кругозор и смотреть, что и как делают люди вокруг. Не для того, чтобы следить за трендами, а чтобы анализировать. Это помогает четко осознавать, что нравится и в какую сторону хочется двигаться и менять свой стиль».

Вдохновение

Семен Кузьмин: «Я подписан на крутых шефов. Мне нравится за ними следить, потому что они сами задают тенденции. Мне больше интересно, что происходит с обратной стороны камеры. Еда диктует тренды съемки: если у тебя крутая еда, то ты не будешь снимать ее в стиле «голландской бабки». Я ориентируюсь на качество, поэтому подписан на гуру рекламных фото, которые следуют классике. Тренды нужны больше тем, кто ведет соцсети».

Instagram-аккаунты* для вдохновения от Семена Кузьмина: 

  • питерский фуд-фотограф Павел Сабля (@mandarin_neodin)
  • предметный и фуд-фотограф из Нидерландов Стефани Гиртс (@stefaniegeertsphotographer) 
  • коммерческий фотограф Дэвид Батлер из Новой Англии (@davidbutlerstudios)
  • бэкстейдж съемок от журнала ISO1200 (@iso1200magazine) 
  • создатели визуального контента Creatively Squared  (@creativelysquared)

Роман Суслов: «Мне нравится, как снимают для ресторана Noma. Я подписан на всяких не очень знаменитых людей, фотографов и художников. Еще я активно пользуюсь Pinterest».

Instagram-аккаунты* для вдохновения от Романа Суслова: 

  • художница и фотограф Филиппа Стэнтон (@5ftinf)
  • мишленовские рестораны Noma (@nomacph), Piazza Duomo (@piazzaduomoalba) и Frantzén (@restaurantfrantzen) 
  • премия The Best Chef (@thebestchefawards)
  • мексиканский ресторан Pujol (@pujolrestaurant)
  • автор книги «Искусство кулинарного шедевра» Мэнди Ли (@ladyandpups)
  • фотохудожник из Парижа Пьер-Ив Руссо (@russopierreyves)
  • британский фотограф натюрмортов (@her_dark_materials)
  • журнал о еде Hungry for More (@hungryformore.mag)

* Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook, признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ.

Фото на обложке: © Семен Кузьмин.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email