Благодаря Instagram* случилось повальное увлечение жанром фуд-фотографии, популярное до сих пор. Еда фотогенична и безупречно «позирует», но все не так просто, и есть нюансы, которые стоит учесть. Своими опытом и рекомендациями делятся главные по фуд-съемкам для SWN (и не только) в Москве и Санкт-Петербурге – Роман Суслов и Семен Кузьмин.
Семен Кузьмин – профессиональный фотограф, специализирующийся на гастрономических съемках. Кстати, его снимок уже больше года стоит на фоновой заставке официального сайта гида Michelin.
Роман Суслов – известный фотограф, чей профессиональный интерес также смещен в сторону фуд-съемок. У Романа художественное образование, а еще он любимец White Rabbit Family.
Правила съемки
Семен Кузьмин: «Нет разницы между съемкой на телефон или камеру – правила одни и те же. Расскажу об основных. Очень важна одна «температура» света. Например, нельзя, чтобы на еду одновременно падал холодный свет из окна и теплый от лампочек в кафе. И фотоаппарату, и телефону тяжело красиво их соединить.
Фото: © Семен Кузьмин
Второе – гораздо лучше снимать в iPhone не на основную или широкоугольную камеру, а на «телережим 2x». Это возможность есть у айфонов с двумя-тремя камерами. Тем, у кого нет модных телефонов, советую снимать на самое большое фокусное расстояние. А на фотоаппарат лучше всего снимать еду на расстоянии 100-130 мм.
При съемке сверху тень обязательно должна быть снизу в кадре. При вертикальном ракурсе свет не может исходить от того, кто снимает. Это влияет на восприятие: получается перевернутая фотография. При взгляде на такую фотографию не сразу понятно, что с ней не так, а когда переворачиваешь, все встает на свои места.
«Закон Ньютона» про то, что все тяжелое стремится вниз, действует и для фото. Композиционно тяжелая белая тарелка должна быть внизу при вертикальном или боковом ракурсе. Наверху у кадра должно быть в два раза больше свободного пространства. Блюдо можно еще поместить в центр или сбоку, но тоже в нижней трети кадра.
Есть еще «правило трех цветов» как при составлении образа. То есть в кадре гармонично будут смотреться белая скатерть с белой тарелкой (70% фотографии), на которой лежит кусок шоколадного торта (20%) с листиком мяты или малиной (10%). Это четкая схема: заполняющий цвет, рисующий и акцентирующий. Акцент всегда указывает, куда нужно смотреть. Если в кадре есть другие яркие детали, то взгляд будет бегать и сбиваться.
Фото: © Семен Кузьмин
Еще очень важно, чтобы все было аккуратно. Суп не может быть расплесканным, даже если его таким принес официант. Лучше вытереть салфеткой. Прежде чем фотографировать, нужно посмотреть, все ли нравится и выглядит красиво».
Роман Суслов: «Как таковых негласных правил нет. Разве есть какое-то сообщество съемщиков еды? Конечно, обязательно должен быть сделан стандартный кадр сверху, который называется top-view. Блюдо может смотреться лучше в ракурсе три четверти, но кадр сверху непременно нужен. На телефон, кстати, как раз лучше снимать так, потому у него широкоугольный объектив. При другом ракурсе могут быть аберрация и преломление – это когда уменьшается задний план.