SWN
Редакция SWN
Редакция SWN
ГлавнаяСтатьиРазвлеченияКиноадвент от SWN: 9 фильмов и сериалов о еде и вине

Киноадвент от SWN: 9 фильмов и сериалов о еде и вине

Еда и вино в последние годы стали невероятно популярной темой, поэтому фильмов о поварах, виноделах, ресторанных критиках, виноторговцах, кондитерах и других представителях мира эногастрономии становится все больше. Отобрали самые симпатичные из них за последние пару лет, чтобы у вас было что посмотреть на каникулах.

В этом списке вы не найдете «Меню» и «Медведя» – и без наших усилий они самые известные представители жанра. Все упомянутые картины доступны на российских стриминговых сервисах, а если начать марафон 31 декабря, их как раз хватит на все каникулы.

Киноадвент от SWN: 9 фильмов и сериалов о еде и вине

«Под виноградной лозой»

Реж.: Эрин Уайт, Дэнни Мулрон, Джошуа Фриззелл, Кэти Вульф; 2021-2023.

Фильмы из Новой Зеландии редко оказываются в поле зрения мировой общественности. Последний раз это произошло с «Реальными упырями» (2014), и его режиссера Тайку Вайтити немедленно переманили в Голливуд. Сериал «Под виноградной лозой» – следующий заметный продукт новозеландского экспорта, который полюбили по всему миру. Главная причина его популярности кроется в дивно уютной и милой истории, которая не скатывается ни в переслащенный романтизм, ни в набор решающих все проблемы «роялей в кустах».

Завязка сюжета крайне незамысловатая: в Новой Зеландии умирает винодел, оставляя свои виноградники в наследство двум дальним родственникам, а именно падчерице от пятого брака, австралийской светской даме с финансовыми трудностями, и племяннику, разведенному лондонскому адвокату, временно лишенному лицензии. Оба, разумеется, рассчитывают продать винодельню, забрать деньги и вернуться домой. Однако на месте выясняется, что покупателя, готового заплатить достойную цену, попросту нет, и в итоге нечаянные компаньоны начинают заниматься виноделием самостоятельно, хотя мало что в этом понимают.

ТОП100

Ребекка Гибни и Чарльз Эдвардс, исполнившие главные роли, обладают удивительно теплой экранной «химией», которая пока кажется дружеской, но, если надежды поклонников на романтическую линию оправдаются, это будет выглядеть крайне органично. На протяжении двух сезонов (третий уже на подходе) герои строят взаимоотношения друг с другом и окружающими, крутят романы с другими людьми, разбираются в вине (и иногда злоупотребляют им), помогают друзьям и близким решать их проблемы, а порой даже ищут выход из экзистенциальных кризисов на фоне живописных виноградников Центрального Отаго.

Libertine+Pictures+-+Under+the+Vines+-+David+Daisy+Vineyards.jpg

Фото: © Libertine Pictures

«Рецепт любви»

Реж.: Чан Ань Хунг; 2023.

Оригинальное название фильма – «Страсть Додена Буффана», и кинолента так хорошо передает на экране страсть главных героев к кулинарии, что с ходу залетела во все списки лучших фильмов о еде. Первые полчаса – гимн старинной французской кухне. Герои, почти не произнося ни слова, готовят богатый обед на несколько перемен: нарезают, шинкуют, чистят, жарят, варят, бланшируют, взбивают и запекают. Кухонные сцены потрясающе сняты в естественном освещении, благодаря которому солнечные блики играют на лоснящихся баклажанах, отдраенных медных сотейниках и гладкой поверхности бульонов.

Вьетнамский режиссер Чан Ань Хунг прожил во Франции много лет и, будучи сам уроженцем страны, где к еде относятся всерьез, удивительно органично рассказывает разворачивающуюся на гастрономическом фоне историю молчаливой любви между богатым гурмэ и его гениальной поварихой, роли которых исполнили Бенуа Мажимель и Жюльетт Бинош. Когда-то они были парой в реальной жизни, и эта близость чувствуется на экране.

По части рецептов команду консультировал выдающийся французский шеф Пьер Ганьер, чьи рестораны по всему миру суммарно удостоены более 10 звезд Michelin. В титрах он значится как «гастрономический режиссер» и даже появляется в фильме в крошечном, гомерически смешном камео.

Фото: © IFC Films Release

Фото: © IFC Films Release

«Мадам Клико»

Реж.: Томас К. Нэппер; 2023.

Биография самой знаменитой вдовы Шампани, написанная канадским профессором Тилар Маццео, вышла несколько лет назад, а в прошлом году американская актриса Хейли Беннетт («Великий уравнитель», «Элегия Хиллбилли», «Сирано») вдруг поняла, что хочет сыграть эту выдающуюся женщину. Беннетт собрала международную команду и запустила проект в производство.

Результат понравился не всем: любители вина обычно остаются в недоумении, поскольку фильм поверхностно рассказывает о том, почему Барба-Николь Клико-Понсарден до сих пор считается одной из величайших женщин в истории виноделия. Тем, кого интересует именно эта сторона вопроса, лучше обратиться к книгам по истории шампанского.

Кино же представляет красивую и печальную историю любви на фоне прекрасных виноградников. Не совсем то, чего ждешь от названия «Мадам Клико», но этот промах продюсеров не делает картину менее достойной. Если не ожидать иллюстрированного пособия по производству игристых и настроиться на романтический лад, впечатление будет гораздо лучше. Актеры отлично справляются со своими ролями, любовная история отличается необычностью, оператор Каролин Шампетье («Корпорация “Святые моторы”») идеально перенесла на экран залитые солнцем виноградники и освещенные свечами погреба, а зрителям заранее известно, что в финале героиня преодолеет все невзгоды.

Фото: © Caroline Duboi

Фото: © Caroline Dubois

«Джулия»

Реж.: Мелани Мейрон, Дженэ ЛаМарк, Скотт Эллис, Эрика Дантон, Чарльз Макдугалл; 2022-2023.

Милый и познавательный сериал о том, как жена дипломата, увлекшаяся готовкой, стала великой Джулией Чайлд – родоначальницей современного фуд-телевидения и главным амбассадором французской кухни в англоязычном мире. Выдающаяся английская актриса Сара Ланкашир, несмотря на усилия гримеров, не совсем похожа на свою героиню внешне, однако ей удалось воссоздать харизму и неповторимое обаяние этой очень высокой, не особо ловкой и не слишком красивой женщины, которая, тем не менее, абсолютно уверена в том, что она делает. Один из критиков описала «Джулию» как «профи-порно» (по аналогии с фуд-порно): «люди, которым не все равно, хорошо выполняют свою работу».

Как это принято в Англии, сериал балансирует между драмой и безбашенной комедией, причем последняя часто связана с техническими трудностями того времени. В 1960-е годы телевидение располагало громоздкими, неповоротливыми камерами со множеством проводов, и современным зрителям, воспитанным на легких, подвижных стедикамовских кадрах, будет весьма забавно наблюдать, как Джулия пытается не споткнуться о провода, а операторы занимают самые неожиданные позы, чтобы зафиксировать нужный ракурс.

Критики назвали сериал «валентинкой знаменитой женщине», и это действительно объяснение в любви: искреннее, временами грустное, временами веселое, откровенное и очень хорошо снятое.

Фото: © HBO Max

Фото: © HBO Max

«Ничего»

Реж.: Мариано Кон, Гастон Дюпра, Джеронимо Карранса; 2023.

Аргентинцы Мариано Кон и Гастон Дюпра неожиданно создали один из самых обсуждаемых сериалов прошлого года. Всего пять серий, которые вместе длятся примерно как обычный фильм, – идеально для бинджвотчинга. Сюжет не отличается чрезмерной драматичностью, но при этом удивительным образом затягивает с первых минут.

Формально история сосредоточена на том, как пожилой ресторанный критик, у которого неожиданно умерла домработница, заботившаяся обо всех его нуждах последние 40 лет, пытается обучить всему необходимому пришедшую на ее место юную иммигрантку с талантом к кулинарии.

На самом деле это кино в первую очередь о Буэнос-Айресе, городе, который герой обожает, а авторы показывают во всей полноте – от сверкающих центральных проспектов до потрепанных старых кварталов и рынков. Это также фильм о дружбе – старинного американского друга главного героя играет Роберт Де Ниро, впервые участвующий в сериале. И, конечно, это лента о еде. В дневнике почившей домработницы подробно описаны миллионы мелочей: эквадорские бананы не годятся для готовки, а артишоки нужно покупать только в апреле. Сам главный герой посещает рестораны, собирается написать книгу о еде и учит свою новую помощницу разбираться в более тонких материях. Заодно он излагает поэтичную китайскую философию еды (отчасти придуманную им самим). Идеальное зрелище, чтобы замедлиться и поразмышлять о вечных ценностях.

Фото: © Disney +

Фото: © Disney +

«Капли Бога»

Реж.: Одед Рускин; 2023.

«Капли Бога» изначально были крайне успешной мангой Тадаси Аги и Шу Окимото, которая выходила почти 20 лет и в итоге достигла объема около 40 томов. Затем ее адаптировали в анимационный сериал, а позже и в дораму, больше 10 лет назад, когда манга еще продолжала выходить. Тот сериал был сделан чисто японскими силами и прошел почти незамеченным за пределами страны. Сейчас же главное японское произведение о вине стало крупным международным проектом под руководством израильского режиссера и с участием актеров из Японии и Европы.

Главная героиня, обиженная (в основном справедливо) на отца-энофила, из японского юноши в манге превратилась во французскую девушку. Ее главный соперник, выдающийся сомелье, остался юношей из Японии, что привнесло некоторый романтический флер, хотя любовь в истории – совсем не главное. Покойный отец завещал свою бесценную коллекцию вина тому из них, кто победит в сложном наборе испытаний, и весь сериал – это холодноватое, визуально захватывающее и интеллектуальное соревнование двух совершенно разных персонажей, обладающих невиданными способностями к дегустации.

Фото: © Apple TV

Фото: © Apple TV

«Голод»

Реж.: Ситисири Монгколсири; 2023.

Неожиданный ответ из Таиланда на фильм «Меню». Юная наследница крошечного семейного бизнеса работает в лапшичной в переулках Бангкока. Готовит она несложную еду, но явно обладает талантом. Почти случайно она попадает на кухню знаменитого шефа в шикарный ресторан, где решает попробовать себя в роли мастера по работе с воком. Шеф оказывается, как и полагается, перфекционистом и тираном (один из его афоризмов, которыми он щедро делится с героиней, звучит так: «На кухне нет места демократии, на кухне царит тоталитаризм»), а также ярким представителем современной высокой кухни, где важно не только, что в тарелке, но и как это подано. Так, например, он подает «хлебный курс… без хлеба».

В отличие от «Меню», по мере развития сюжета фильм превращается в драму о цене успеха и профессиональных иллюзиях, но снят он стилистически довольно похоже: яркие, резкие кадры удивительных блюд, жадно поедающие их люди, динамичные монтажные нарезки с кухни. От фильма, снятого в азиатской стране, можно было ожидать чего-то более аутентичного, но джетсеттеры подстроили дорогие рестораны всего мира под себя. Впрочем, увидеть, как это выглядит на примере Таиланда, тоже очень интересно.

Фото: © Netflix

Фото: © Netflix

«Уроки химии»

Реж.: Берти Эллвуд, Тара Миле, Милисент Шелтон, Сара Адина, Берт; 2023.

«Уроки химии» сняты по роману Бонни Гармус – о том, как талантливая Элизабет Зотт борется с мизогинией и предубеждениями в суровом мужском мире 1950-х. Одаренной химику узколобые мужчины готовы поручать лишь бегать за кофе и мыть пробирки, но никак не позволяют ей развивать собственную научную карьеру. В результате Элизабет увольняется с должности лаборанта и, чтобы обеспечить себя и свою дочь, соглашается вести кулинарное шоу «Ужин в шесть».

При этом Элизабет – вовсе не забитая жертва системы, а сильная, увлеченная своим делом женщина, для которой химия гораздо важнее, чем мнение окружающих. Бри Ларсон, даже получившая похвалу от тех, кому сериал не очень понравился, превосходно сыграла умную, холодноватую героиню, которая лишь изредка позволяет себе эмоционально оттаять.

При очевидном феминистическом заряде сериал не превращается в лобовую агитку, и авторы не только живописуют мрачные 1950-е, но и с удовольствием наряжают Ларсон в женственные наряды той эпохи, в которых Элизабет становится телезвездой в жанре «рассказать домохозяйкам, что происходит с едой во время готовки с точки зрения химика». В итоге получается идеальное, чуть глянцевое зрелище о силе человеческого духа для зимних каникул.

Фото: © Apple TV

Фото: © Apple TV

«Идеальное сочетание»

Реж.: Стюарт Макдональд; 2022.

Типичный холлмарковский ромком (Hallmark – кинокомпания, специализирующаяся на семейных фильмах) об австралийских виноделах и американских виноторговцах. Виктория Джастис играет виноторговца из Лос-Анджелеса, она решает уйти из компании с неприятным боссом и начать собственное дело. Для продвижения героине нужно найти первого поставщика, чьи интересы она будет представлять, – отличную винодельню, но пока не слишком известную. Отыскать подходящий вариант оказывается не так просто, поэтому за договоренностью с потенциальным клиентом она отправляется аж в Квинсленд, где рейтинговая Vaughn Family Wines, по слухам, ищет американского дистрибьютора. Владелица отшивает ее с порога, но героиня упирается и нанимается на овечью ферму, принадлежащую винодельне, чтобы доказать твердость своих намерений.

С логикой в этом фильме не так реалистично, как в «Под виноградными лозами», а «рояли выпадают из кустов» с завидной регулярностью, но тем не менее картина вполне подходит для тихого зимнего вечера в компании шардоне или шираза из Квинсленда. Герои симпатичные, пейзажи живописные, городская девушка вынуждена стричь и купать овец (что всегда выглядит забавно), мускулистые овцеводы порой появляются без рубашек, и даже есть овца по имени Баа-рбра Стрейзанд.

Фото: © Vince Valitutti/ Netflix

Фото: © Vince Valitutti / Netflix

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email