Как появляется пробковая болезнь
Дефект пробки – явление не новое, однако изучить его до конца и понять все механизмы развития пока не удалось. Известно, что болезнь вызывает целая группа веществ, именуемых 2,4,6-трихлоранизол (TCA) и 2,4,6-триброманизол (TBA). Ни одно из этих соединений не присутствует естественным образом в коре пробкового дерева. Они появляются во время реакции фенольных (дубильных) веществ коры с хлорином, который раньше часто использовали для дезинфекции при обработке дерева. В результате получается соединение под названием 2,4,6-трихлорфенол. Оно, в свою очередь, с помощью присутствующих на винодельне микроорганизмов (грибков, дрожжей и бактерий) превращается в уже известный нам TCA. Похожая цепочка развития и у TBA. В ней хлорин заменяется на бром, используемый в пестицидах, консервантах и антипиренах, средствах огнезащиты дерева.
Интересно, что пробковая болезнь нередко выявлялась в винах еще до стадии розлива. К тому же известны случаи, что вино, укупоренное винтовой пробкой, тоже демонстрировало этот дефект. Причина в том, что TCA может развиваться не только в коре пробкового дерева, но и в других видах древесины. На винодельнях используют дубовые бочки и применяют дерево в элементах конструкции и декора. Раньше было принято проводить санитарную обработку этих помещений хлорсодержащими средствами, что в условиях довольно влажной среды приводило к развитию трихлоранизола во всех деревянных изделиях. Известны случаи, когда производителям приходилось полностью переоборудовать и реконструировать винодельню, чтобы избавиться от напасти.
Аромат пробки
Определить испорченное пробкой вино – не всегда просто. Во-первых, уровень концентрации трихлоранизола и схожих с ним соединений различается от случая к случаю. Во-вторых, у разных людей чувствительность к таким компонентам тоже варьируется. Производители пробки утверждают, что большинство потребителей могут выявить дефект лишь при концентрации, превышающей 6 нг/л, однако независимые научные исследования доказывают, что некоторые опытные дегустаторы могут обнаружить «пробку» уже на уровне 1 нг/л. Несмотря на природные различия между людьми, навыки дегустации, и в том числе выявления пробковой болезни, можно развивать путем регулярных тренировок.
Классические маркеры вина «с пробкой» – это запах мокрого картона, газеты, сырого подвала, старой влажной тряпки. Несмотря на красочность образов, не во всех испорченных винах их легко обнаружить. Ярче всего пробка проявляется в молодых белых, собственная ароматика которых не способна замаскировать дефект. А вот с выдержанными в дубе красными все становится сложнее. В них ароматы выдержки – специи, дубовые и табачные нотки, грибные ароматы – могут закамуфлировать болезнь. При низких концентрациях трихлоранизол может даже не чувствоваться в вине, тем не менее ароматы напитка будут приглушены или совсем задавлены дефектом, вино будет казаться плоским и «уставшим».
У сомелье есть полезная привычка: нюхать пробку сразу после открытия бутылки. Делается это не для создания антуража, а для проверки на дефект. Сама пробка может зачастую навести на мысль о проблеме. Если она пахнет не вином, а мокрым картоном и затхлым погребом, с большой вероятностью в вине будет присутствовать трихлоранизол.
Что делать, если вино оказалось «с пробкой»
Если вам попалась бутылка, пораженная пробковой болезнью, не спешите от нее избавляться. Во-первых, это отличная возможность разобраться, как именно дефект проявляется в вине и как его ощущаете именно вы. Можно даже собрать друзей и совместно обсудить впечатления от дегустации такого вина. Важный момент: «коркнутое» вино абсолютно безопасно для физического здоровья! А вот психологическому состоянию может быть нанесен ущерб, особенно если испорченная бутылка дорогая, редкая и не подлежащая обмену.
К сожалению, способов избавить вино от неприятного запаха и вкуса трихлоранизола не существует. Если вы перельете вино в графин или дадите ему «подышать», дефект только усилится. В сети иногда можно встретить информацию, что от пробки можно избавиться, поместив в вино целлофановый пакет или обычную пищевую пленку. Эти теории основаны на исследованиях профессора Калифорнийского университета в Дэвисе Эндрю Уотерхауса, на сегодня уже устаревших. Дело в том, что оригинальная формула целлофана включала поливинилиденхлорид (ПВДХ), который в большинстве стран сегодня не используют. Именно с ним реагировали молекулы трихлоранизола, образуя прочные связи. После извлечения пленки из вина дефект исчезал, забирая с собой, однако, и большую часть ароматической палитры. Тем не менее, если у вас есть испорченная бутылка, пищевая пленка и интерес к химии, почему бы не провести дома подобный эксперимент?
Во многих случаях «коркнутое» вино можно вернуть продавцу. Если у вас сохранился чек о покупке бутылки, ее можно отнести в магазин и обменять на другую или вернуть деньги. В винных бутиках и крупных супермаркетах с этим точно не должно быть проблем. Естественно, если вино с дефектом попалось вам в ресторане, сотрудники обязаны его заменить, независимо от того, есть ли в заведении сомелье или нет.