В Китае вводится собственная 100-балльная оценка вин

Валерия Труфакина

Автор

11 июня 2020

Из-за особого «китайского вкуса» гиганту электронной коммерции страны JD.com потребовалась альтернатива другим международным системам.

Каков вкус у 300 миллионов

Более чем 380 млн онлайн-потребителей каждый месяц пользуются площадкой JD.com по всему миру. Компания «Циндун» (Jingdong Mall) была основана в 1998 году в Пекине и через 5 лет открыла интернет-магазин. Сегодня это вторая по величине e-commerce платформа в Китае.

Площадка JD.com еще и крупнейший виноторговец – в прошлом году она продала 40 миллионов бутылок своим внутренним 302 млн пользователей. Ей принадлежит 36,4% французского сегмента рынка, на втором месте вина из Китая (23,9%), на третьем – из Австралии (19,9%). Большинство вин, продаваемых на платформе, стоят от 100 до 200 юаней (14-28 долларов) за бутылку, ценник топовых позиций доходит до 60 000 юаней (8 500 долларов). Компания утверждает, что в качестве импортера установила прочные отношения с такими винодельнями как Domaine de la Romanée-Conti, Petrus, Chateau Lafite Rothschild и Dom Pérignon, а также Concha y Toro и Robert Mondavi.

JD.com подкупает партнеров тем, что может использовать глубокое понимание покупательских привычек, чтобы точно ориентироваться на своих клиентов и помочь брендам получить доступ к новой аудитории. И вот в интервью менеджеров регулярно всплывает такая деталь: компания следит за винами, которые «соответствуют китайскому вкусу». Это такой неуловимый термин, который угнездился с ростом числа молодых потребителей, но что он означает, пояснений нет. Само собой, китайский вкус отличается от, допустим, европейского, поэтому винную тему его обладателям надо преподносить иначе. Кто бы спорил. 

Оценить правильно

Китайская ассоциация алкогольных напитков (CADA) – официальная регулирующая организация по напиткам, окормляющая вина, спиртные напитки и пиво – уже предложила собственную систему оценки вина еще два года назад. Теперь эта система официально введена в действие, и первая партия вин оценена с ее использованием.

Надо понимать, CADA интересует не столько особый «китайский вкус», сколько щекотливый политический момент: почему, собственно, китайцы должны пользоваться системой оценок Дженсис Робинсон или Джеймса Саклинга? Не авторитетно как-то для такой солидной страны и такого суперприбыльного рынка. К сожалению, в Китае пока не завелись собственные Роберт Паркер или Wine Spectator, которые могли бы, как в 1980-х в США, влиятельно стимулировать винодельческую и виноторговую промышленность.

Поэтому CADA дипломатично комментирует свою разработку так: «Текущие международные стандарты, которые мы использовали, существуют уже много лет. Время идет, общество развивается, они [существующие стандарты] больше не могут удовлетворить наши текущие потребности. Чтобы решить сложную проблему покупки вина и помочь потребителям выбрать качественный продукт, мы запустили китайскую систему оценки вина».

Китай в настоящее время занимает седьмое место в мире по производству вина, и, согласно прогнозам IWSR-Vinexpo, к концу 2020 года он станет вторым по величине винным рынком в мире (в деньгах) после США.

Рейтинг по-китайски

Новая рейтинговая система остается 100-балльной и имеет некоторые общие черты с признанными международными методами оценки вина – оценка цвета, вкуса, структуры и послевкусия. Остается неясным, в чем рейтинг заточен под китайскй вкус, но CADA настаивает на том, что «он не будет заострять внимание на отличительных нотах черники или клубники», и что он больше подходит для «китайских потребителей, в рационе которых больше зерновых культур».  

Проанализировав опубликованные CADA данные с майской совместной с JD.com дегустации, Vino Joy News констатирует: система использует 10 различных критериев для оценки качества вина: чистоту и цвет; интенсивность; элегантность и изысканность; сложность и развитие; баланс структуры; тело; текстура танинов (у красных); сложность; послевкусие; качество и типичность. Каждая категория получает максимум 10 баллов, и вино суммарно может получить до 100. Рейтинг выходит в виде диаграммы с окончательной оценкой без описательных заметок. В некоторых опубликованных примерах отмечены 20 различных критериев оценки, каждый из которых суммирует до 5 баллов.

Пока не требуется оценивать все импортные и местные вина по этой системе, но предполагается, что она будет принята в качестве национального отраслевого стандарта оценки в будущем.

Penfolds Max’s The Promise Shiraz 2016 оценен в 93,6 по китайской рейтинговой системе

А не придется ли нам изучать новый стандарт?

Реакция, как и ожидалось в таком консервативном вопросе, как оценка качества вина, оказалась неоднозначной. Джеймс Саклинг, например, вроде и похвалил, и тут же посетовал на сложность и трудоемкость. Некоторые опрошенные отметили, что оценка «тело» имеет отношение не к качеству, а к стилю вина, поэтому обычно не применяется в других привычных системах.

Некоторые опасаются, что заявленный «китайский вкус» может подорвать сложившееся разнообразие вкусов и предпочтений в разных регионах Китая. Фактически не определено, как эта новая система отражает именно «китайский вкус» как таковой.

Одно можем констатировать: китайская винодельческая промышленность переходит к глобальной зрелости и амбициозно пытается сделать систему рейтинга вина золотым стандартом для любых обзоров любых вин. 

Фото обложки: Shutterstock.

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari