My default image
Великая Степь: Волга
ГлавнаяЭкспедицияВеликая Степь: Волга

Великая Степь: Волга

В составе первой группы экспертов Большой Русской Винной Экспедиции я проехал от Волгограда до Ростова, посетив все главные винные хозяйства и сколь-нибудь достойные внимания достопримечательности бескрайней степной равнины, протянувшейся между низовьями двух великих рек. Ряд открытий и сложившихся картинок поразил меня самого, и после этой поездки Нижнюю Волгу я воспринимаю как «регион вопреки», типа канадского Онтарио или бразильской Долины Сан-Франсиску. Но буду рассказывать по порядку.

С высоты птичьего полета ландшафт Волгоградской области не выглядит винодельческим раем. Ровная, выжженная к середине лета степь по типу техасской прерии местами прорезана шрамами оврагов. Только там, где течет большая вода, глаз цепляется за скудные островки растительности.

Однако на земле картина другая. Уже в аэропорту нас встретила реклама жилого комплекса под названием «Виноград», а вся дорога до отеля оказалась через один увешана билбордами, анонсирующими фестиваль российских вин «Волга-Дон Вин Фест». Наша экспедиция понемногу начинала проникаться винным духом этих мест.

Для меня не сюрприз, что климат нижневолжских степей экстремален для виноделия: я вырос в Астрахани и помню, что мой дед каждую осень укрывал столовый виноград, только «винная» изабелла и так выживала.

Справиться с засушливым резко континентальным климатом, когда зимой ниже -20, а летом выше +40, можно либо имея какой-то уникальный рельеф, создающий микроклимат, который сглаживал бы эти перепады, либо очень интенсивно работая на винограднике (укрывая, раскрывая, поливая, обрезая намного тщательнее), либо используя «невиниферу».

А лучше все сразу.

В свое время эту науку пришлось освоить чешско-немецким миссионерам-гернгутерам, основавшим поселение Сарепта, которое в наше время находится в границах Красноармейского района Волгограда.

Даже сегодня отстроенные 200 лет назад хозяйственные здания, церковь и даже винные погреба поражают своей основательностью.

Фото: © Татьяна Платонова

Фото: © Татьяна Платонова

Но вот сорта для виноделия переселенцам пришлось использовать местные, а растения нужно было научиться укрывать от морозов. Виноделие общины моравских братьев осталось для собственных нужд, а за пределами они прославились продукцией из более подходящих для местных условий культур, таких как горчичное масло или арбузный мед нардек.

Каменные здания Сарепты с немецкой точностью воспроизводят архитектуру других подобных общин гернгутеров. Стройматериал для них было не так просто отыскать в степи, и трудолюбивые миссионеры возили его на подводах из Дубовки, городка, который находится севернее Волгограда и является настоящей столицей нижневолжского виноделия.

От Потапенко до Потапенко

Фамилия Потапенко наверняка знакома не только винным специалистам, но и энтузиастам российского виноделия. Новочеркасский НИИ виноградарства и виноделия и несколько окультуренных вариантов амурского вида Vitis носят это имя. 

Однако менее известно, что это фамилия двух братьев, Якова Ивановича и Александра Ивановича, каждый из которых внес огромный вклад в развитие селекции винограда. Главные достижения старшего брата, Якова, пришлись на 1960-1970-е годы. Под его руководством были выведены холодоустойчивые гибриды V. vinifera и V. amurensis: северный, заря севера, фиолетовый ранний и цветочный, каждый из которых вошел в мировой фонд виноградарства. В копилке Александра, который был младше брата почти на 20 лет, – также несколько знаменитых гибридов (например, неретинский и мариновский), но он считал, что более правильный путь – это окультуривание Vitis amurensis. «Культурные» версии амурской лозы и получили его имя.

Помимо прочего, Александр Потапенко был популяризатором виноделия в низовьях Волги и Дона и автором красивой, но очень спорной теории о преемственности этого промысла в регионе со времен хазар. Его гипотезу поддерживал и знаменитый историк и этнограф Лев Гумилев, а известный путешественник Тур Хейердал подружился с селекционером и даже стал крестным отцом его сына.

Фото: © Татьяна Платонова

Фото: © Татьяна Платонова

Дубовка

Сейчас семейную винодельню «Гусевъ» легко найти на любой интерактивной карте. Семь лет назад, когда я впервые приехал в Дубовку, Дмитрий встречал меня на трассе, потому что риск потеряться был слишком велик. 

А на самом деле это, возможно, старейший частный винодельческий проект в России. Начинался он, правда, скорее как садоводческий, когда Эдуард Гусев, отец Дмитрия, более 30 лет назад получил земельный участок и решил заняться разведением столового винограда. Резкий поворот в его увлечении произошел, когда через несколько лет Гусев-старший познакомился со своим соседом из села Оленьего, что в 15 км к северу от Дубовки. Соседа звали Александр Иванович Потапенко.

Потапенко в то время был увлечен работой с V. amurensis и верил в то, что дальневосточная лоза способна выдать такое же сортовое разнообразие, что и винифера. Он даже считал, что результаты его работы уже нельзя считать амурским видом, и предлагал называть его «зимостойким русским виноградом».

Ученый заразил своими идеями Гусева-старшего и работал вместе с Гусевыми, когда уже Дмитрий, закончив вуз, стал заниматься селекцией. Разведение холодоустойчивых сортов до сих пор является одним из направлений семейного бизнеса.

Фото: © Татьяна Платонова

Фото: © Татьяна Платонова

Дмитрий, несмотря на сельскохозяйственное образование и долгую работу в качестве селекционера, углубился в винодельческий аспект и быстро обнаружил, что для успеха нужно пытать счастье с V. vinifera. Резкая континентальность климата и отсутствие промышленного виноградарства сдерживают в этих местах развитие филлоксеры, поэтому высаживать виноград можно и на собственных корнях, однако погодные условия требуют капельного орошения и укрывания винограда на зиму. Уже в начале 2010-х годов вина Дмитрия стали появляться в поле зрения экспертов и с тех пор регулярно попадают в топ-листы различных конкурсов и рейтингов.

Совершенно естественно, что климат этого прохладного региона, который долгое время считался самым северным в российском виноградарстве (Дубовка располагается на 49-м градусе северной широты), больше подходит для производства белых и игристых вин. Но в хозяйстве растут и бордоские каберне с мерло, и донские красностоп с цимлянским черным, а также упомянутые гибриды младшего Потапенко.

Небольшой объем производства (около 40 тыс. бутылок) не отражает степень влияния, которое проект Гусевых оказывает на развитие виноделия в регионе. По сути дела, Дмитрий стал вдохновителем и консультантом и для хозяйств Волгоградской области, и для соседей из Астрахани и Саратова.

Фото: © Татьяна Платонова

Фото: © Татьяна Платонова

Виноградник Гусевых расположен на пологом склоне, с которого виден и близлежащий Свято-Вознесенский женский монастырь, и находящиеся чуть поодаль участки винодельни «Покровская». Это более «размашистый» проект: из 200 га, принадлежащих хозяйству, лозы высажены на 40. Владеет и руководит им Сергей Чулков, который ранее занимался другими видами бизнеса, а теперь потихоньку привыкает к достаточно инерционному и непростому винодельческому. 

Основной упор хозяйство делает на международные сорта, хотя в обойме есть ркацители, красностоп и мариновский. Заявленные мощности позволяют выпускать в разы больше вина, а главным сдерживающим фактором является время, которое требуется на закладку своих виноградников.

Ожидаемый проект хозяйства – выдержанные вина, которые Чулков обещает выпустить, когда сотрудники и эксперты сочтут их готовыми. Недавно к команде винодельни присоединился в качестве консультанта Алексей Сапсай, который, помимо прочего, поможет «Покровской» выпустить линейку игристых вин.

Фото: © Татьяна Платонова

Фото: © Татьяна Платонова

Средняя Ахтуба

Если попробовать воспроизвести североитальянскую коммуну в волжских степях, то получится поселок Киляковка. Чуточка воображения – и местное озеро превратится в Гарду или Комо, дом основателя компании Grass с башенками – в замок на холме, а покрытые виноградниками склоны винодельни «Зимовец» – скажем, в зону Монферрато.

Профессиональный строитель и металлург Владимир Зимовец решил заняться виноделием после ухода на пенсию. В 2008 году он посадил в Киляковке первые саженцы, купленные у Дмитрия Гусева. В дополнение к троице международных белых сортов здесь выращивают ркацители, из которого молодой винодел Дарья Гулькова сделала хорошо сбалансированное оранжевое вино; ароматический сорт венгерской селекции гечеи заматош, который в паре с совиньоном блан идет на игристое; и только что высажен цитронный магарача. Красные сорта представлены обычным набором из пино нуара, каберне, мерло и саперави северного.

Фото: © Татьяна Платонова

Фото: © Татьяна Платонова

Пойма

«Вилла София» расположена в Волго-Ахтубинской пойме, и, даже не будучи гидроинженером, можно предположить, что до водоносных слоев грунта здесь вполне реально добуриться. Граница участка – противопаводковый вал. Владимир Ведмедь, инженер-энергетик, строитель, а теперь отельер и винодел, купил этот участок случайно в 2004 году, еще не думая заниматься виноградом. Просто кусок земли понравился ему, потому что он со всех сторон огражден валом.

Владимиру потребовалось более 10 лет и, безусловно, примеры Гусевых и Зимовца, чтобы решиться на занятие виноделием. В 2015 году появился виноградник, потом – винодельня, на которую стали приезжать с экскурсиями.

С 2022 года хозяйство консультирует Сергей Коротков, известный по работе на винодельнях «Гунько» и «Агролайн». Создана система дистанционного управления: все операции проводятся по протоколам, которые Сергей контролирует через облачные сервисы. В текущем портфеле – три чистеньких сортовых белых вина из международных сортов и неплохой розовый бленд (из черных международных). Красные и игристые вина пока на выдержке.

В 2020 году хозяйство получило лицензию, а на прошедшем недавно конкурсе «Южная Россия» – первую медаль. Владимир с волнением рассказывает, как стоял перед жюри, которое называло победителей – известные винодельни «тех, кого нельзя называть», и вдруг услышал, что среди этих знаменитостей говорят о его хозяйстве: «Назвали. Нашей радости не было предела».

Владимир Ведмедь. Фото: © Татьяна Платонова

Фото: © Татьяна Платонова

Вслед за винодельней на участке выросли рекреации, ресторан, искусственное озерцо, было высажено 500 деревьев, кустарники, и в завершение всего появилась гостиница на 28 номеров с бассейном. Место превратилось в маленький оазис в выжженной степи под Волжским, в котором каждые выходные нет свободных мест.

Продолжение следует...

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №160.

Фото на обложке: © Татьяна Платонова.


Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email