Специалисты, которые добились многого – путеводные звезды для обозначения и освещения дальнейшего развития. В винном мире такими путеводными звездами являются винные критики, печатные и интернет-издания, а также разнообразные винные конкурсы. Они рассказывают о том, какие вина стоит пить, а какие – нет, какие качества и особенности ценятся профессионалами, какие годы урожаев выбирать и что попробовать.
Чем они друг от друга отличаются, как выбрать своего авторитета? Кому доверять, чья шкала оценки или даже философия ближе вам?
В целом винных критиков можно разделить на несколько групп. Первая – это винные персоналии, винные критики и журналисты, которые работают отдельно или в команде, их имена уже стали самостоятельными брендами. Это Роберт Паркер, Джеймс Саклинг, Дженсис Робинсон, Хью Джонсон, Оз Кларк, Лука Марони, Антонио Галлони, Нил Мартин и другие.
Вторая категория – это разнообразные винные издания, печатные и электронные. К печатным можно отнести винные справочники – Gambero Rosso, Guide Hachette, Duemilavini, Slow Wine, Falstaff. Очень многие справочники – итальянские. Электронные – американские Wine Spectator, Wine Enthusiast, Vinous, английский Decanter.
Третья – это независимые комиссии экспертов, которые, как правило, дегустируют вина вслепую и совместным решением выводят рейтинги и оценки вин. Таких винных конкурсов довольно много по всем миру. Некоторые – крупные, а некоторые – местечковые. Поэтому в супермаркетах можно увидеть недорогие вина, все сплошь увешанные золотыми медалями: наверняка они получены на таком местечковом конкурсе, где просто-напросто не было сильных конкурентов и медали раздавали всем.
Роберт Паркер
Не так давно он отошел от дел и теперь наслаждается отдыхом, но имя и фамилия этого американского винного критика еще долго будут ассоциироваться с самым известным человеком в мире вина, новатором и даже немного революционером.
Роберт Паркер юрист по образованию. Поэтому свое издание, а потом и сайт он назвал Wine Advocate. Винная тема настолько увлекла юриста, что он начал выпускать свои заметки о вине, которые в 1970-е стали очень популярными благодаря понятному языку, простому изложению и четкой структуре и логике, которых в те времена так не хватало. За это Паркер и полюбился читателям.
Потом было много изданий, газет, журналов, свои собственные винные гиды, книги и мировое признание. На сегодняшний день количество подписчиков его сайта исчисляется десятками тысяч человек, книги и справочники переведены на множество языков и издаются в нескольких десятках стран.
Паркер стал использовать 100-балльную шкалу, принятую в американской системе образования. Изначально такая система оценки подверглась критике, но спустя десятилетия можно сказать, что эта шкала прижилась, и теперь ею пользуются и другие винные критики, эксперты и издания. Как в ней оценивается вино?
50 баллов вино получает по умолчанию. Вина с оценкой ниже 50 баллов пить не рекомендуется. Паркер оценивает аромат, вкус, послевкусие, способность к выдержке, каждый параметр прибавляет вину то или иное количество баллов. В итоге вина получают следующие оценки:
- 96–100 баллов, Extraordinary – исключительное, великое вино;
- 90−95 баллов, Outstanding – выдающееся вино;
- 80−89 баллов, Above Average to Excellent – от выше среднего до очень хорошего;
- 70−79 баллов, Average – среднее (хорошее) вино;
- 60−69 баллов, Below Average – посредственное вино;
- Менее 59 баллов, Appalling – плохое вино.
Конечно, Роберт Паркер не раз подвергался критике. Изначально критиковали саму систему оценки, потом критике подвергся вкус Роберта. Сам винный критик не скрывает, что любая система оценки довольно субъективна и даже его оценки могут варьироваться в зависимости от разных факторов. Вкус же Паркера довольно понятен: он любит мощные, сильные, мужественные вина и недолюбливает тонкие и элегантные, поэтому увесистые бордо и тяжеловесы-супертосканцы у него в фаворитах. А вот тонкая бургундия и изящные неббиоло, например, не в почете. Некоторые специалисты даже так и говорят, когда описывают вина: «вино во вкусе Паркера».
Угодить Паркеру старались многие, ведь после его хорошей оценки спрос на вино и его цена могут резко возрасти. Рейтинг Роберта Паркера – это то, что может поднять продажи до небес или, наоборот, практически убить репутацию.
Грандиозный сайт Роберта Паркера содержит много подразделов, среди которых новости, статьи, теоретическая информация и, конечно, рейтинги. Самое интересное доступно по подписке, которая стоит $99 в год.