Последние два-три года британца Нила Мартина активно прочат в новые Роберты Паркеры. С 2015 года он единолично рейтингует Бордо и Бургундию для Wine Advocate, подменяя босса на самых жарких фронтах файн-вайн. Ему 46 лет, 20 из которых он в вине. Мартин начинал закупщиком по Бордо и Бургундии в лондонском офисе японского импортера. Чтобы лучше понимать продукт, прошел обучение по всем программам WSET, получив диплом в 2000 году. Карьеру винного писателя начал сравнительно недавно, запустив в 2003 году сайт Wine-Journal.com в качестве хобби. Он предложил новый формат винной коммуникации, получивший неслыханный успех у публики.
С конца 2006 года Нил Мартин вместе со своим сайтом перебазировался на площадку eRobertParker.com, а с 2012 года стал обозревателем журнала Wine Advocate. Поначалу он занимался Испанией, Португалией, Южной Африкой, Аргентиной и Чили. Позже добавилась Бургундия. В 2017 году Мартин писал отчеты по Бордо, Бургундии и ЮАР. В конце ноября 2017 года пришла неожиданная новость: Антонио Галлони объявил, что с января 2018 года Нил Мартин вливается в команду vinous.com.
Говорит Нил Мартин очень расслабленно, медленно, с удовольствием. Складывается впечатление, что он тащится от каждой свободной минуты, когда можно не писать и не дегустировать, а просто сидеть в уютной винотеке в центре промозглой Москвы и болтать о чем угодно. Думаю, он бы не возражал, если бы мы все полтора часа проговорили не о вине, а о Radiohead или японских иероглифах или вообще молчали бы. Приятный саундтрек, легкий салат с морепродуктами – что еще человеку надо. На мое почти неприличное в данном контексте предложение продегустировать три красных российских вина, поежился, но спорить не стал. Под конец, будто вспомнив, что нужно интересоваться собеседником, спросил:
– А вы как попали в вино?
– По чистой случайности.
– Ясно, как и мы все.
Музыка
«С 16 лет я подрабатывал диджеем в клубах. Занимался этим лет пять или шесть. Потом захотел посмотреть мир и уехал в Токио. Жил там почти год, давал уроки английского. Когда вернулся из Японии, решил, что буду музыкантом, купил инструменты, оборудование, репетировал днями и ночами. Меня хватило на пару месяцев».
«У меня очень разносторонний вкус, я слушаю все: от Beatles до детройтского техно. Обожаю клубную музыку. Для большинства людей любимая музыка – та, на которой они выросли. Хотя потом они вообще перестают что-либо слушать, застревают где-нибудь в 80-х. Мне интересно все, что делается сегодня. Я читаю журналы, сижу на музыкальных сайтах, все время ищу что-то новое. Вот мы с вами сидим в ресторане, звучит музыка. Если я услышу что-то интересное, подойду к официанту и спрошу, что играет».
«Вино всегда сравнивали с классической музыкой. А мне нравилась Radiohead. Я подумал: а что если совместить тонкие вина и современную музыку? Почему, если мне нравится и то и другое, я не могу провести параллели? И оказалось, что такой подход многим близок: что среди людей, пьющих дорогие вина, много тех, кто с удовольствием ходит по клубам и рок-концертам, слушает рэп и техно. Мне кажется, многие читатели моего wine-journal.com даже не поняли, что он был про вино, им были интересны музыкальные рецензии».
«На вино можно смотреть, его можно нюхать, пробовать, осязать. Но вы не можете его услышать. Музыка – пятый элемент. Когда я пишу о музыке, я делаю это на полном серьезе, для меня это не иллюстрации к винам, не украшение. Я хочу заинтересовать тех, кто слушает музыку регулярно и хочет разбираться в ней. Это большая аудитория. Куда бы я ни приехал, люди спрашивают меня, что я сейчас слушаю».
Винных блогов стало слишком много.
Интернет-прорыв
«В 2005 году я подал заявку в Circle of Wine Writers. Мне вежливо отказали, написали, что Интернет, по мнению сообщества, неподходящая площадка для винной коммуникации. Вести винную колонку в газете считалось серьезным занятием. Сейчас все перевернулось с ног на голову: газеты закрываются, писать колонку в умирающих медиа никто не рвется. Тот, кто хочет заявить о себе, запускает свой блог или сайт. Проблема в том, что винных блогов стало слишком много».
«Когда в 2003-м я запустил wine-journal.com, блогов и социальных сетей толком-то и не было. Фейсбук появился в 2004-м, твиттер в 2006-м. Самого понятия «блогер» не было. Чтобы запустить сайт, мне пришлось учиться программировать, я освоил html. Пошел в книжный магазин, купил учебник по программированию. Он до сих пор у меня где-то валяется. В каком-то смысле это было здорово: крафтовый сайт, сделанный на коленке. У меня был друг, который разбирался в программировании, он немного поколдовал, и сайт стал выглядеть более профессионально, но устроен был все равно очень просто, чтобы я, который ничего в этом не смыслил, мог его спокойно наполнять».
«Сейчас у вас есть фейсбук, твиттер, инстаграм, вы можете очень тесно общаться со своей аудиторией. В 2003-2006 годах я не понимал, кто все эти люди, читающие wine-journal.com. Я мог оценить реакцию аудитории только по трафику. Сегодня прямой контакт с читателями не просто возможен, это часть работы. Вино очень социальная штука. Ты можешь транслировать в режиме реального времени все свои телодвижения. Люди могут прийти на фейсбук и сказать, что они не согласны, возмущены или наоборот в восторге. И не важно, ты только начал писать про вино или ты матерый винный писатель. Дженсис Робинсон эффективно осваивает новые каналы. И правильно делает. Если ты не в соцсетях, ты теряешь аудиторию. Я раньше много писал в твиттер, теперь перебираюсь в инстаграм».
«Главное, что мне дал wine-journal.com – это свой стиль. Я не был никому ничем обязан, писал что хотел и как хотел, по активности пользователей понимал, какие материалы удались, какие нет. Думаю, что эта свобода, с которой я писал о вине, заинтересовала и редакцию Wine Advocate. Кроме того, у меня было полмиллиона уникальных пользователей в месяц, больше, чем у любого винного журнала».
«Я удалил почти все материалы wine-journal.com, когда сайт перекочевал на площадку Wine Advocate в 2006 году. Во-первых, это была проба пера, во-вторых, там были очень личные истории. Фактически я начал писать Wine-Journal с нуля. Wine Advocate давал мне столько свободы, сколько, я уверен, ни одно издание не могло дать. Иногда я публиковал статью в полной уверенности, что завтра ее удалят. Но этого ни разу не произошло. Я продолжал писать о музыке, раз в месяц рецензировал лучший альбом месяца, начал писать про кино. Я делал все, что мне заблагорассудится, вплоть до 2012 года, когда у меня пошла совсем другая загрузка – отчеты по регионам. Wine-Journal – мой идеал винного писательства».
«После недавней реформы сайта robertparker.com все эти статьи куда-то делись. Руководство решило, что все авторы Wine Advocate периодически будут пополнять Wine-Journal. Раз в два месяца я тоже что-то публикую там. Но сейчас у меня просто нет на него времени».