Чего стоят медали на этикетках

Вита Лукьянченко

Cпециалист в области винного маркетинга в компании Diva Bordeaux, Бордо

26 марта 2020

В одной только Франции за год проводится больше сотни «авторитетных винных конкурсов», а уж по миру – тысячи. Хотя зачастую их авторитетность может вызвать ухмылку у профи, средний покупатель с радостью откликается на медали, появляющиеся на бутылках.

На выбор бутылки вина в супермаркете покупатель тратит в среднем 1,39 минуты. Участники процесса по обе стороны винного прилавка находятся в неравных условиях.

С одной стороны – продавец или производитель вина c полным доступом ко всей информации о продукте, с другой – покупатель, которому доступны лишь те обязательные сведения, которые вынесены на этикетку или контрэтикетку. Но у среднестатистического покупателя нет достаточных знаний, чтобы даже этот минимум правильно интерпретировать.

Потребитель ищет интуитивно понятные знаки отличия, демонстрирующие, что это вино лучше других. Золотая медаль говорит сама за себя. Даже наличие на этикетке элемента, стилистически напоминающего золотую медаль, положительно влияет на продажи.

Материала по этой теме не так много, но, например, агентство Orth, проанализировав рынок Чехии, пришло к выводу, что потребитель определяет вино как более качественное, если это официально признано группой экспертов.

Это подтверждается и разработками Institut Universitaire de la Vigne et du Vin Университета Бургундии: покупатель лучше оценивает вина, имеющие медали. Стоит отметить, что более выраженный положительный эффект золотая медаль оказывает на неискушенного потребителя.

Изыскания австралийцев Lockshin, Jarvis, d'Hauteville et Perrouty доказали, что для малоизвестной, как и для только выходящей на рынок марки низкого ценового сегмента, золотая медаль на этикетке окажет положительное влияние на продажи, особенно если речь идет о вине из известного винодельческого региона.

Золотая медаль подразумевает что вино участвовало в некоем состязании наравне с другими винами и было признано профессиональным жюри лучшим.

Но что значат «наравне», «другие вина», «лучшим» и кто эти «жюри»?

Все конкурсы можно условно разделить на национальные, в которых могут участвовать только вина, произведенные в этой стране, и международные.

Во Франции, втором по величине мировом производителе, в 2019 году насчитывалось 135 конкурсов, строгий учет которых ведется в официальном бюллетене правительственной комиссии по вопросам конкуренции, защиты прав потребителей и предотвращения мошенничества (DGCCFR).

«Вкус превыше всего» – слоган Le Concours Général Agricole, одного из старейших национальных конкурсов Франции, который вот уже 150 лет проводится Министерством сельского хозяйства совместно с Национальным центром выставок и конкурсов сельского хозяйства (CENECA). Каждый год 22 000 продуктов оценивает жюри потребителей. Чтобы стать судьей, достаточно заполнить анкету и пройти однодневное обучение.

К этой же категории относятся Concours des vins de Mâcon, с 1925 года проводимый мэрией Макона, Concours de Bordeaux – Vins d'Aquitaine под патронажем сельскохозяйственной палаты Жиронды, здесь в жюри только профессиональные дегустаторы.

Международные конкурсы многочисленны и разнообразны. Чтобы хоть как-то отличаться в сознании потребителя, они хвалятся своей:

  • известностью

Decanter World Wine Awards (DWWA) – № 1 среди винных конкурсов;

  • масштабами

В самом большом конкурсе Китая China Wine & Spirits Awards (CWSA) участвуют более 1000 профессиональных дегустаторов;

  • возрастом

Challenge International du Vin – старейший международный конкурс, проводимый во Франции; Japan Wine Challenge – старейший конкурс Азии;

  • неординарностью

International Wine Challenge – каждое вино получает оценки от 12 судей, которые присуждают их в зависимости от соответствия вина стилю региона и терруара;

  • разнообразием и опытом судейского состава

На International Wine & Spirit Competition (IWSC) жюри состоит не просто из профессионалов винной отрасли, но включает специалистов из разных областей: сомелье, виноделов, импортеров и закупщиков торговых сетей;

  • титулами судей

В состав жюри Decanter входят только Masters of Wine и Master Sommeliers, а также признанные винные критики;

  • и даже их гендерной принадлежностью

Sakura Awards Japan – жюри состоит только из японских представительниц винного профессионального сообщества.

Роднит все эти конкурсы то, что на них представлены вина со всего мира и с каждым годом количество их растет. Вы даже можете основать свой конкурс, назвать его, к примеру, «Лучшее вино галактики», описать правила, зарегистрировать в DGCCFR, если речь идет о Франции, и начинать присуждать медали вполне официально.

* По результатам Concours de Bordeaux – Vins d'Aquitaine 2019 винам-участникам было присуждено 1014 медалей: 405 золотых, 440 серебряных и 169 бронзовых

Можно ли доверять этим медалям?

И как уследить за производителями, которые могут поставить на этикетках любые медали, какие вздумается?

Процесс интеграции медали на этикетку сложен и строго регламентирован, некоторые конкурсы защищают свои медали водяными знаками и магнитными полосами не хуже банковских купюр. Государственные организации неусыпно следят и проверяют продукцию на предмет соответствия.

В 2007 году во Франции было проведено 464 проверки на складах у производителей, а случай подтасовки с медалями был выявлен только один. В то же время было отмечено, что каждый пятый образец не совсем соответствовал тому, что был заявлен на конкурс. Это вполне объяснимо, ведь вино — живой организм, оно живет и развивается. И все же открытым остается вопрос, идентично ли то вино, которое компания отправляла на конкурс, и то, что потом окажется с медалью на полке супермаркета.

Для больших производителей подача вин на конкурс – конвейер, который требует больших временных и денежных затрат, но никогда не останавливается.

Одна крупная французская компания, постоянный участник всевозможных конкурсов по всему миру (391 вино было представлено на 18 конкурсов в 2018 году), только на оплату регистрационных взносов в год тратит в среднем 40 тысяч евро, без учета расходов на доставку и стоимости самих бутылок. Например, на конкурс в Гонконге было отправлено по шесть бутылок каждого наименования, доставка которых обошлась в 120 евро за каждую.

Зачем производители идут на эти траты?

Кроме заветной золотой медали, которую можно будет поместить на этикетку заранее оговоренного числа бутылок участвовавшего в конкурсе миллезима, компания получит еще и инфоповод, который сможет использовать в своей стратегии продвижения. Но в море бесчисленных конкурсов, которых с каждым годом становится больше и больше, предприятиям приходится выбирать «наиболее полезные», где выше шанс на медаль и которые известны среднестатистическому потребителю.

В рамках моей дипломной работы в SupAgro Montpellier я проводила анонимное анкетирование среди потребителей в трех странах – Франция, Россия и Германия – на предмет их знания и отношения к 20 различным винным конкурсам и их наградам.

Результаты получились достаточно неожиданные: не было выявлено никакой значительной связи между полом, возрастом и даже профессиональной принадлежностью респондентов и их доверию к различным медалям. Существенно на разницу ответов влиял лишь один фактор – страна проживания респондента. 

Французы лучше знают французские конкурсы и их медали: Le Concours Général Agricole, Concours des vins de Mâcon, Gilbert&Gaillard, немцы – немецкие Mundus Vini, Berliner Wein Trophy, россияне – Decanter World Wine Awards, International Wine Challenge, International Wine & Spirit Competition.

Но что касается ответа на вопрос «Каким медалям вы доверяете», респонденты всех стран единодушны: Concours Général Agricole и Decanter Wine Award.

Фото: архив SWN.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №130.

  • Вита Лукьянченко

    Cпециалист в области винного маркетинга в компании Diva Bordeaux, Бордо

  • 26 марта 2020

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari