My default image
«ВиноГрад» изнутри: репортаж с ПМЭФ-2024
Поделиться
Понравился материал?
3
ГлавнаяЛюдиМнения«ВиноГрад» изнутри: репортаж с ПМЭФ-2024

«ВиноГрад» изнутри: репортаж с ПМЭФ-2024

По традиции одну из самых интересных программ на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) предложила гостям тематическая площадка «ВиноГрад». Она была почти целиком посвящена российскому виноделию – во всем его многообразии, от промышленных гигантов до совсем бутиковых проектов. Алексей Дудин побывал, послушал и записал специально для SWN.

«ВиноГрад» изнутри: репортаж с ПМЭФ-2024

Конференц-зал, где проходили семинары, лекции и тематические дегустации, располагался в гигантском основном корпусе «Экспофорума», а свободная дегустационная зона – в просторном павильоне через дорогу. Так что участники и гости регулярно курсировали между ними, чтобы теорию своевременно подкрепить практикой и наоборот.

ТОП100

На площадке «ВиноГрад» экспонировались такие винодельни, как «Абрау-Дюрсо», «Усадьба Дивноморское», «Криница», «Мантра», «Вина Арпачина», «Новый Свет», «Усадьба Перовских», «Сатера», «Винодельня Ведерниковъ», «Массандра», «Инкерман», «Поместье Голубицкое», «Шато Тамань», «Скалистый берег», Château de Talu, «Дербент Вино», Domaine de la Vivandière, Gavras Estate и др. Разумеется, в полной мере был представлен проект «Большое Русское Вино» от Simple Group, включающий в себя сегодня такие знаковые хозяйства, как «Имение Сикоры», «Долина Лефкадия», «Галицкий и Галицкий», «Усадьба Маркотх», «Шумринка», «Балаклава» и Loco Cimbali Winery и ряд новинок.

Фото: © Фотобанк Роскогресс

Фото: © Фотобанк Росконгресс

Что приятно, на дегустационной площадке зачастую присутствовали первые лица и ключевые специалисты винодельческих хозяйств. Так, рядом со стендом «Абрау-Дюрсо» можно было встретить председателя совета директоров Павла Титова, за стойкой ростовской винодельни «Вина Арпачина» – Екатерину Малик, а почти по соседству – одного из лучших севастопольских мастеров Рема Акчурина. Крымский проект Domaine de la Vivandière представлял его основатель Патрис Ле Ланн, «Новый Свет» – главный технолог Дарья Задорожная, а Cock t’est belle – совладелец и главный шампанист Илья Волошин.

Патрис Ле Ланн, Domaine de la Vivandiere. Фото: © Фотобанк Роскогресс

Патрис Ле Ланн, Domaine de la Vivandière. Фото: © Фотобанк Росконгресс

Впервые в рамках «ВиноГрада» было организовано особое закрытое пространство, где во все дни форума четко по расписанию давали «Путешествие по России» – гастрономическое шоу от Юлии Синицы (Effect X), «Росконгресса» и Артема Гребенщикова, одного из лучших шеф-поваров страны. Со стороны виноделен в шоу участвовали Alma Valley и «Усадьба Дивноморское».

В кулуарах можно было встретить не только виноделов, но и других известных персон: винного эксперта и Лучшего сомелье России 2013 Владислава Маркина, автора гида «Российские вина» Артура Саркисяна, ресторатора и создателя Bigati Fest Алана Бигати, финалистку дегустационной «Лиги чемпионов» Регину Халикову, бренд-шеф-сомелье ресторана Twins Garden Светлану Ломсадзе, писателя и сценариста Александра Цыпкина, певицу Аниту Цой, журналиста и рок-музыканта Максима Ефимова, отельера Юниса Теймурханлы («Гельвеция»), ресторатора Дмитрия Гольдфарба (Stroganoff Group) и многих других.

Фото: © Фотобанк Роскогресс

Фото: © Фотобанк Росконгресс

Заглядывали на площадку и крупные государственные деятели (в том числе зарубежные). Очевидцы утверждали, что «стояли совсем рядом» с Денисом Мантуровым (первый вице-премьер), Андреем Костиным (глава ВТБ), Кириллом Комаровым (замглавы «Росатома»), Павлом Титовым (президент «Деловой России») и Борисом Титовым (уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей). Ну а глава МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев и вовсе был модератором стратегической сессии «Российское вино как национальное достояние. Формирование нового культурного кода» – пожалуй, ключевого события на площадке в рамках всего ПМЭФ-2024.

Напомним, что Дмитрий Киселев является также председателем правления Ассоциации «Федеральная саморегулируемая организация виноградарей и виноделов России», и говорил он на сессии, помимо прочего, о приоритетных текущих задачах ассоциации, среди которых совершенствование прослеживаемости происхождения винограда, виноматериала и бутилированного вина, поддержка честной конкуренции и сокращение негативного влияния импорта. А кроме того, получение новых коммуникационных возможностей для продвижения продуктов российского виноделия.

Одним из спикеров сессии выступил Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple Group. Он отметил, что текущая ситуация на российском рынке позволяет удвоить объем потребления вина за ближайшие годы за счет стандартизации винодельческих районов и терруаров и корректировки существующих нормативов. В качестве возможных решений Анатолий предложил кратное увеличение рекомендованного в рамках субсидирования виноградников срока плодоношения лозы, а также необходимое для производства высококачественных вин уменьшение урожайности. Вот интересные тезисы его выступления:

Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple Group.

Анатолий Корнеев, сооснователь и вице-президент Simple Group. Фото: © Фотобанк Росконгресс

  • Конечно, у нас есть четко выстроенная стратегия. Мы в первую очередь являемся дистрибьюторами премиального российского вина. И в него верим. И знаем его очень глубоко. Поэтому я буду говорить сейчас не с позиции эмоций или политики. Как нам удвоить продажи российского вина за очень короткий промежуток времени (один-два года)? Есть такие задачи: увеличение объемов производства, посевных площадей, наведение порядка в этом, изменение форм сельского хозяйства.

  • Формирование нового культурного кода подразумевает написание основополагающего, фундаментального документа, который должен бы называться «Стратегия развития виноградарства и виноделия в России до 2050 года». И вот здесь мы скупо сформулировали задачи, которые стоят перед сельским хозяйством. У нас до сих пор в большинстве случаев – экстенсивная модель ведения хозяйства. То есть мы гоним с одного куста 20 гроздей. Вместо того чтобы сосредоточиться на двух-трех гроздях и сделать их качественными. И, как следствие, сделать конкурентоспособным наш продукт. И вот тут нам надо немножко задуматься. Давайте притормозим, давайте поговорим. Вы не можете эту экономическую модель «в моменте» подрубить. Потому что она кормит предприятие. Неэффективное на сегодняшний день, в большинстве случаев.

  • Здесь надо помнить и о другом: у нас с вами, помимо этих названных целей, которые я полностью разделяю, должна быть еще одна цель. Мы должны с вами сделать так, чтобы в России задумались наконец-то о перераспределении долей спиртных напитков в пользу вина, которое мы поддерживаем и субсидируем. При том что сейчас сами себе наступаем на горло: одной рукой даем деньги, а другой – формируем вот этот ошибочный подход к сельскому хозяйству, который предполагает на сегодняшний день средний возраст лозы 15-20 лет. В то время как во всем мире эти показатели – 50-60 лет. Получается, что у нас три раза осваивается бюджет, который дается на субсидии виноградников. И питомниководство, в том числе, страдает от этого, потому что не хватает саженцев.

  • В этой связи давайте поставим себе цель – даже в рамках той нормы потребления спиртных напитков, которая у нас есть, – посмотреть на то, каким образом выглядит вино в структуре, в «корзинке» спиртных напитков. И вы увидите, что эта отрасль очень эффективна. Меня даже не медицинские аспекты беспокоят. Меня интересует то, что 9 млрд литров вина, а это 9% всего алкоголя в России, – они «отвечают» за 21% вырученных денег.

    Фото: © Фотобанк Роскогресс

    Фото: © Фотобанк Росконгресс

  • Можно изучить и другую статистику. У нас страна чудовищного пивного алкоголизма. Давайте наведем здесь порядок! Всего-навсего – изменение акцизной политики, снижение акцизного фона. А это ключевой параметр. Потому что эластичность цены имеет пределы. По данным Росстата, бутылку отечественного вина в среднем мы продаем за 520 рублей. Я знаю, как оставить эти 520, не залезая в кошелек нашему конечному потребителю, и заставить наши предприятия зарабатывать на 20% больше! Мы отдаем нашим, российским производителям НДС, мы его перестаем выплачивать. Это 50 млрд рублей. И компенсируем повышением акциза на пиво – всего лишь 20 рублей вместе с НДС на литр. Стоимость одной бутылки пива сегодня – 48 рублей. Если вы добавите сюда 10%, вы не измените драматически отношение к этому напитку. Но вы чуть-чуть сократите его потребление.

  • Куда двигаться? Нам нужно увеличивать подушное потребление вина. «Забирать» из крепких спиртных напитков и пива, пропагандируя различные дополнительные формы... Поэтому о дистанционной торговле нужно говорить еще громче. Кроме того, мы до сих пор не замечаем такие простые площадки для российского вина, как бензоколонки. Во всем мире на станциях заправки везде продается пиво и вино. В Италии, Франции и далее по списку. На сегодняшний день эта тема у нас абсолютно закрыта. И мы не можем помочь той же компании «Лукойл», например, которая должна сдерживать (социально-экономически) рост цен на бензин. Мы не можем обеспечить их дополнительным каналом сбыта. А это ведь колоссальный канал сбыта!

  • Минздраву не нужно заниматься лицемерием. Он не позволяет дистанционную торговлю вином, заботясь о нашем здоровье. Но при этом – какое количество магазинов «КиБ» в шаговой доступности мы имеем в каждом доме? Вы мне хотите сказать, что туда нельзя спуститься и набухаться, выпав из-за руля? Можно. И кому придет в голову дорогостоящий продукт (520 рублей на полке, напомню) сейчас конвертировать в эту сторону? Какой водитель у нас рискнет напиться, купив бутылку за 520-1000 рублей? Я говорю сейчас и про премиальное российское вино.

  • Давайте, может быть, начнем с наведения порядка в параллельном импорте. Взять крупные зарубежные холдинги... Эти люди громко уходили с нашего рынка, а мы даем им сейчас возможность завезти через третьи страны сопоставимое количество вина. Где логика? Эти люди не хотели продавать. Но при этом, если опять-таки говорить про экономическую дипломатию, они не очень хотят терять наш рынок сбыта. Лицемерие.

    Слева направо: Александр Плотников, Борис Титов, Анатолий Корнеев. Фото: © Фотобанк Роскогресс

    Слева направо: Александр Плотников, Борис Титов, Анатолий Корнеев. Фото: © Фотобанк Росконгресс

  • Давайте наведем порядок с «виносодержащими» напитками. Всеми этими «Боско» и «Санто-Стефано». Это 60 млн бутылок! Освободите их для российского потребителя! И это будет конкретной мерой поддержки. И не надо ее откладывать.

  • Есть и еще одна проблема (в связи с инициативой Минпромторга квотировать российское вино в ресторанных картах. – Прим. ред.). У нас не хватает для HoReCa такого количества номенклатуры, чтобы заполнить 50% винной карты российскими винами. Но я предлагаю другую схему. У нас есть возможность самую «оборачиваемую» страницу винной карты – разливное вино, хаус-позиции – на 50-60% сделать российской. И даже все 100%. Понимаете, где можно зарабатывать и растить имидж? Потому что у каждого ресторана – от 6 до 20 позиций разливного вина, на котором он делает объем. Отдадим российскому вину 30% самой винной карты, постепенно увеличивая эту квоту. Мне кажется, это рациональная позиция. Потому как в России сейчас насчитывается всего около 300 SKU, которые пригодны с точки зрения качества для ресторанов. Но для ресторанов нужно 10 000 SKU! Им не нужны шаблонные карты. Им нужна конкурентная логика.

  • Словом, я за экономическую, «предпринимательскую» модель развития.

Фото на обложке: © Фотобанк Росконгресс.

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email