Анатолий Корнеев
вице-президент Simple Group, автор идеи фильма
Уже 27 мая в прокат в кинотеатрах России выходит наш фильм о вине, авторское кино, состоящее из четырех новелл, показывающих «отражения» вина (reflections – отражения) в человеческой жизни, эмоции широкого спектра от поколенческой дилеммы до откровенного озорства. Вино – единственный персонаж, объединяющий четыре истории в разных жанрах, случившиеся в четырех странах. Выбор стран неслучаен, все четыре фундаментально важны для винной цивилизации, и одной из особенностей фильма стало то, что мы сохранили оригинальное звучание языков: фильм идет с русскими субтитрами. У каждой новеллы свой голос. Более того, поскольку музыку к фильму, очень талантливую и полную эмоций, написал Александр Шульгин, мы подготовили отдельный видеопроект с саундтреком к фильму. Он называется Voice of Wine.
Можно сказать, это первый российский фильм о вине, если не считать нескольких картин великих грузинских режиссеров 1960-70-х годов, воспевших труд виноградаря и винодела на земле, признанной мировым сообществом родиной вина. Все помнят «Листопад» Отара Иоселиани, а мне всегда был очень близок короткометражный смешной «Кувшин» Ираклия Квирикадзе: он во многом послужил вдохновением для Wine Reflections, в том числе и по формату сборника короткого метра.
Бэкстейдж со съемок в Грузии © архив SWN
Идея фильма возникла у меня, когда я случайно увидел в Facebook ссылку на учебную работу Виталия Музыченко, одаренного сомелье, который в какой-то момент решил попробовать себя в кино и ушел из вина учиться на режиссера. У ссылки не было много лайков, но я посмотрел, и мне на самом деле очень понравилась эта прекрасная работа, фильм про эмоции, «Переулок» – искрометный, легкий. Я подумал: «Господи, и это сомелье снимают фильмы? Вот это да! Почему бы нам с Виталием не сделать фильм о вине?» Так родился замысел, и от нашей первой встречи до первого просмотра прошло чуть более двух лет. Долго оттачивался сценарий, были десятки сюжетов, у нас осталось много великолепного материала для продолжения фильма. Я предложил синопсис грузинского эпизода, но в целом в том, что касается сценария, мы полностью доверились Виталию, не вмешивались в творчество.
В этом смысле я не автор картины, а автор идеи и ее локомотив. Фильм стал дебютной работой в кино для моей дочери Саши: она выступила продюсером и несла на своих плечах все сложности с организацией процесса, а он очень трудный, учитывая то, что у нас не было каких-то огромных ресурсов под проект и расходы шли фактически из семейного бюджета. Всю подготовку и съемки в других государствах, с актерами-иностранцами нужно было провести в очень сжатые сроки. Самому мне удалось поучаствовать в съемках только одной новеллы, в Италии, но знаю от ребят, насколько везде было непросто, особенно в Англии. Я очень рад, что в итоге волею судеб все сложилось.
Дебют состоялся, на мой взгляд, очень удачно. Здесь как в виноделии – важно, чтобы тебе самому продукт сильно нравился, это драйвит, когда выпускаешь его в рынок, ищешь единомышленников. Ты знаешь, что твоё вино не понравится всем поголовно, ведь самому этому продукту свойственна некая избранность и избирательность. Но мне кажется, что наше кино гораздо гуманистичнее и шире с точки зрения возможности вовлечь в его орбиту большее число зрителей, чем те фильмы, которые мы обычно видим в жанре «кино не для всех». Wine Reflections создан для людей, в чей объектив так или иначе попадает винная культура, кто путешествовал в странах, где у вина есть историческая роль. Это фильм про стиль жизни, он определенно «лайфстайловский».
В течение прошлого года Wine Reflections поучаствовал в нескольких международных фестивалях авторского кино, взяв золото в Китае и приз за лучший сценарий в Сиэтле, а теперь мы готовы показать его более широкой публике. Из-за пандемии график выхода фильма сдвинулся, но мы уже провели несколько закрытых показов, получив множество теплых отзывов от людей, которые работают с вином или являются достаточно увлеченными его потребителями. Конечно, профи, зарабатывающие на вине и глубоко знающие предмет, увидят в нем много любопытных и точных деталей, отсылок, делающих его актуальным и с точки зрения винного бизнеса. С другой стороны, профи из мира кино, критики и трендсеттеры, говорили: какая замечательная вещь, сейчас, в пандемию, в этом фильме ты совершенно осязаемо путешествуешь. Звучание родных для вина языков, красота винных мест, схваченная опытным взглядом оператора, создают этот фильм про разные эмоции, которые дарит вино. В то же время вино располагает к мыслительной функции, оно призвано разговорить наш внутренний голос.
К выходу Wine Reflections мы подготовили с редакцией Simple Wine News небольшой гид по фильму, который поможет чуть глубже понять винный подтекст, рассмотреть бутылки в кадре или даже проложить маршруты для будущих путешествий. Приятного просмотра и чтения!
Виталий Музыченко
режиссер и сценарист
В 2004 году я окончил Школу вина «Энотрия». Работал сомелье в ресторанах Da Milio, Villa, I Fiori, Mario Барвиха. Шеф-сомелье в отеле Swissotel, Metropol Moscow + Savva, ресторане Twins Garden.
Много раз участвовал в конкурсах сомелье, думаю, раз 20. В 2011-м выиграл в Петербурге «Балтийский кубок». И тогда принял решение уйти из профессии. В тот момент вино казалось каким-то закостеневшим. Это через пару лет на винном рынке началась новая волна…
Почему кино? Писал. И очень много придумывал историй, хотелось попробовать их реализовать. Нашел место, где серьезно, но недолго учат кино. Курс режиссуры игрового кино в Высшей школе экономики. Он длился год. Мастера: Владимир Кот, Александр Кот, Анна Фенченко. В 2012 закончил. Фильм «Переулок», который потом увидел Анатолий, снят в рамках учебы, в общем-то, мой первый опыт работы с актерами. Там познакомился с оператором, Андреем Зубаревым, с которым и дальше продолжал работать, включая Wine Reflections.
В киноиндустрии сложно найти свое место. Вторым режиссером идти не хотел, снимать видеоролики для ютуберов считал ненужным в моей жизни. В общем, вернулся к тому, что приносило заработок и где был «известен и уважаем», – в вино. Пробовал вино, делал винные карты со всякими наградами, пил с коллегами много вина, презирал шумиху вокруг гастрономии и шефов и писал сценарии. Так бы, наверное, и продолжалось, я практически смирился, что кино было иллюзией, но вот – судьба поклонилась. Выложил в очередной раз в Facebook старый фильм. Анатолий увидел и решил, что можем сделать фильм о вине. Саша, дочь Анатолия, как раз получила диплом кинопродюсера, и это был бы отличный первый опыт и для нее.
Бэкстейдж со съемок в Грузии © архив SWN
Сначала думали делать короткометражку. Решили, что я набросаю несколько историй и выберем одну. Я подготовил 10. Все понравились. Амбиции росли. Решили снять четыре по пять минут, но сценарии показали, что в пять минут не вписываемся. Анатолий просил сделать грузинскую историю о виноделе, теряющем урожай в град. У него была в голове похожая живая винная трагедия. Он даже написал синопсис. Его история тянула уже на полный метр.
Была надежда сделать их по 8-10 минут и пройти в короткий метр с 35-40-минутным альманахом. Но после первых съемок в Грузии, в сентябре 2018, поняли, что меньше 13 минут не получается. Результат воодушевил Анатолия, и мы стали готовить съемки остальных частей. Решили выходить на полный метр и делать части длиннее. Не вошло еще много интересного. Хватит на несколько фильмов. Сиквел возможен, скажем так.
Александра Корнеева
генеральный продюсер
С раннего детства я была погружена в мир вина. С раннего детства ездила с родителями по виноградникам, спускалась в погреба, сидела на дегустациях. Наверное, легкий запах сырости и чувство прохлады погребов – одно из самых ярких моих детских впечатлений.
На свой 19-й день рождения я оказалась в Каннах, как раз во время фестиваля. И глядя на этот город, в одночасье превратившийся в кинематографический Олимп, я не могла не загореться идеей, желанием во что бы то ни стало работать в киноиндустрии.
На следующий учебный год при поступлении в университет мне выпала возможность изучать помимо истории, которую я выбрала своим профильным предметом, еще любой другой из предложенных на курсе. К счастью, любым другим оказалась кинокритика. И из университета я выпустилась с дипломом по истории и кинематографу.
Затем жизнь отнесла меня ненадолго от кино: следующий год после выпуска я провела во Вьетнаме, заканчивая магистратуру по бизнесу. А на следующий мы уже разрабатывали с Виталием наш Wine Reflections, что стало для меня дебютом в продюсерской работе, но, помимо этого, еще и воплотило в жизнь мою детскую, а потом и взрослую мечту: соединить вино и кино в одной работе!
Фото на обложке: © архив SWN.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №140.