My default image
Часто задаваемые вопросы об экспедиции и ТОП-100
Поделиться
Понравился материал?
3
ГлавнаяЭкспедицияЧасто задаваемые вопросы об экспедиции и ТОП-100

Часто задаваемые вопросы об экспедиции и ТОП-100

Рассказываем основное про Большую Русскую Винную Экспедицию SWN х Ratingtelling в формате FAQs.

Многие в винном сообществе наслышаны о Большой Русской Винной Экспедиции SWN х Ratingtelling с начала июля, когда мы провели презентацию проекта для медиа. Репортажи с колёс про ход миссии регулярно выходили на swn.ru, а с сентября в каждом выпуске печатного SWN появляются большие, несколько более аналитические материалы с отчётами по отрезкам маршрута (кстати, они будут продолжаться в SWN и в следующем году, так что если вы винодел, принимали экспедицию и ещё не увидели себя на наших страницах, то, скорее всего, ваш субрегион будет описан в одном из следующих выпусков). Кроме того, интереснейшие видеорепортажи, снятые Алексеем Соловьёвым из Ratingtelling, можно найти на Youtube-канале @soloviev_aleksey в сериях «На своём месте» и «Большая Русская Винная Экспедиция». А для тех, кто до сих пор ничего про экспедицию не слышал, рассказываем основное в формате FAQs.

В чём идея экспедиции и рейтинга?

Идея была оценить как можно больше российских вин, рассказать о них читателям. Сначала устроили грандиозный тур по винодельням, продолжавшийся 100 дней (так случайно получилось). На всех винодельнях вслепую дегустировали ассортимент на базе цифровой анкеты Wineincognito. В каждой дегустации согласно регламенту обязательно участвовали пятеро экспертов. В накопленной по результатам тура базе данных по оценкам сформировался шорт-лист вин, которые ещё раз продегустировали на финальной дегустации в Москве в составе опять же пятерых экспертов. В шорт-листе было 160 вин, но некоторые из них оказались недоступными к покупке (закончился сток), поэтому они автоматически в ТОП-100 не попали.

Цели проекта согласно регламенту

Основная цель:

  • максимальное освещение, популяризация, повышение маркетинговой привлекательности и доверия конечного потребителя к идее открытого соревнования и к самому его объекту — российскому вину.

Сопутствующие цели:

  • выявление и популяризация лучших практик и стилей виноградарства и виноделия;
  • повышение прозрачности рынка и справедливости конкуренции в отрасли;
  • становление АВВР и жюри конкурса как лидеров мнений для отрасли и потребителей;
  • повышение информированности потребителей об уровне производимого в России вина;
  • повышение престижа вина как продукта, а виноделия и виноторговли как рода занятий;
  • развитие российской системы защищённых географических указаний, идентификации признаков аутентичности для каждого ЗГУ, их продвижение, а также разъяснение и популяризация концепта ЗГУ для конечного потребителя.

Чем рейтинг SWN отличается от других рейтингов российских вин?

Очевидных отличий несколько. Во-первых, наш рейтинг не авторский, а коллективный. Собственно как и само издание, над которым всегда работает команда.

Во-вторых, коллективно дегустировали не в уютных конференц-залах Москвы, а прямо на винодельнях, хотя и при соблюдении строгого регламента и идентичных условий всех дегустационных сессий. Бокалы и мешочки возили с собой, всегда в группе был отдельный человек, который обеспечивал или контролировал подачу образцов строго вслепую, следил за последовательностью образцов — так, чтобы эксперты совершенно не были к этому причастны.

В-третьих, наш рейтинг полностью цифровизирован благодаря партнёрству с Ratingtelling с их инновационной анкетой для оценки вина Wineincognito. Она удобная, надёжная и прозрачная. Подробно о том, как работает Wineincognito, Алексей Соловьёв рассказывал в сентябрьском выпуске SWN (вы также можете найти его интервью на swn.ru).

В-четвёртых, ТОП-100 — не самоцель. Нам не менее дорога серия больших публикаций, которые создаются по результатам БРВЭ, мы даже планируем книгу. Мы накопили огромную фототеку и лично разузнали все детали. Мы в том числе изучили туристический аспект маршрута по винодельням, отели и рестораны, достопримы и будем ещё долго рассказывать обо всём этом читателям.

В-пятых, мы хотели отойти от номенклатурного или слишком гламурного языка, характерного для многих медиа. В общем, SWN сделал этот проект для своей аудитории, которая лишь частично совпадает с аудиторией коллег.

Алексей Соловьёв:

Уже устал перечислять все очевидные отличия на вопрос о «конкуренции» между рейтингами. Мы уже всё сказали: что мы «цифровые», что у нас кворум, что мы обзванивали все винодельни, ко всем приехали, кто не встал на позицию неприятия (таких единицы, но были). Теперь понял, что главное наше отличие — настоящность, искренность, простота. Мне критики говорят: Лёш, у тебя в роликах виноделы не отфотошопленные. Так мы потому что не про гламур, а про жизнь, про настоящее, а не про отфотошопленное российское виноделие. Потому что и без нас маркетологи людям подсовывают слишком много гламурных картинок, а люди выбирают по ним. А мы показывали как есть: как нас кусали осы, как мы замерзали, когда два дня дегустировали в погребе у «Фанагории», как нас дождём залило. Поэтому наш рейтинг — он настоящий и живой, а не выстроенный в струнку и вышколенный. И опять же хочу подчеркнуть, что у системы Wineincognito нет мирового аналога, нет такой штуки ни у кого в мире — почему-то никому в голову не пришло.

Как отбирались дегустационные образцы?

Команда дегустировала вслепую образцы, предоставленные винодельнями, которые мы просили подобрать сеты согласно регламенту проекта. Цитируем.

Формальные критерии отбора SKU на этапе полевого скрининга:

  • наличие складских запасов в хозяйстве или у дистрибьютора;
  • факт бутилирования;
  • факт маркировки либо планы по маркировке до 01.09 текущего года.

Почему в ТОП-100 в итоге много вин старых урожаев?

Идея рейтинга — помочь хозяйствам обратить внимание покупателей на их самые классные вина. Допустим, хозяйство ещё не продало какой-то урожай, который при этом отлично развился, — так почему бы не подсказать покупателю идею приобрести такое выдержанное вино?

Ещё один аргумент состоит в том, о чём часто спорят в блогосфере: многие российские виноделы пренебрегают необходимой и достаточной бутылочной выдержкой вина, выпуская на рынок неготовые продукты. Так что если есть возможность переориентировать покупателя на продукты готовые, то почему бы и нет?

Кто эксперты?

В каждой дегустации обязательно участвовали пятеро экспертов из пула профессиональных дегустаторов с большим опытом сотрудничества с Ratingtelling — разработчиком цифровой анкеты для комплексной оценки вин Wineincognito. Кстати, эта система умеет оценивать не только вина, но и самих дегустаторов.

За пять лет с запуска первой версии Wineincognito были проведены сотни дегустаций, через которые прошли более 250 человек — сомелье, кавистов, преподавателей и так далее, обладающих экспертным мнением в области дегустационной оценки вина. Команда Ratingtelling имеет сводки по тестам уровня экспертизы. Например, есть тест на повторяемость оценки (когда эксперту дают пробовать одно и то же вино с небольшим временным зазором, а затем сравнивают, насколько его отметки по тем или иным параметрам совпадают в двух турах) или на её совпадаемость (с оценками большинства экспертов, включая оценки мировых критиков).

Таким образом, у Wineincognito сформирована база эталонных экспертов, и именно из этого пула привлекались участники экспедиции. В том числе штатные сотрудники SWN, участвовавшие в БРВЭ в качестве экспертов, как и другие, кто давно сотрудничает с Wineincognito.

За выбор, привлечение и «калибровку» экспертов отвечала команда Ratingtelling.

На разных этапах маршрута состав группы экспертов менялся. Как проводилась «калибровка»?

Отвечает Алексей Соловьёв:

Он менялся не полностью, поскольку я и Валерия Труфакина были постоянно на маршруте. По прибытии новой группы экспертов мы проводили несколько установочных дегустаций, чтобы добиться сбалансированного подхода. Кроме того, перед каждой дегустацией на винодельнях — каждый день — проводится калибровка на нулевом, неоцениваемом образце, ведь на восприятии основных параметров вина может сказываться самочувствие или погода. Работали в общем ритме, несмотря на обстоятельства. Напомню, что по правилам Ratingtelling обсуждение образцов во время дегустации запрещено, а виноделы могут вам подтвердить, насколько дотошны и даже невыносимы мы были по части соблюдения нашего регламента.

Анкета Wineincognito официально внесена в реестр российского ПО. Она обеспечивает мгновенную обработку результатов коллективных экспертных дегустаций, учитывает огромное количество дескрипторов, гарантирует сохранность и прозрачность данных.

Можно ли считать дегустацию слепой, если вы уже знаете, на какой винодельне находитесь?

Отвечает Алексей Соловьёв:

Говоря о слепой дегустации, многие не учитывают, что есть несколько её видов. При просто «слепой» может объявляться тема (направление) либо производитель. В данном случае мы знали, в каком регионе находимся и на какой винодельне, но что нам представляют — нет. Некоторые не слишком доброжелательные виноделы (да, были и такие) наливали «подставные», не свои образцы. «Двойная слепая» — это когда у дегустаторов нет вообще никакой информации о представленных образцах. «Тройная слепая» — когда вино разливают в чёрные бокалы. Так написано во всех учебниках.

Анатолий Корнеев, председатель редакционного совета SWN:

Проект принёс много неожиданных открытий, и надо понимать, что сам ТОП-100 — это лишь верхушка айсберга, а внутри накоплен колоссальный объём оцифрованных данных, который может быть долго и очень по-разному полезен разным людям и структурам. В базу данных Wineincognito занесены технические и дегустационные параметры, а также индивидуальные и коллективные оценки экспертов по более чем 2000 вин, из которых можно делать какие угодно выборки, по-разному их анализировать. Эта информация имеет большое прикладное значение. Экспедиция сделала актуальный срез того, что есть сегодня в российском виноделии, с обзором в 360 °, привнеся критический взгляд практиков — сомелье, продающих вино, видение экспертов-маркетологов и преподавателей винных школ.

Некоторым из принявших участие в проекте сомелье, которые работают в топовых ресторанах Москвы, предпочитая Бургундию и Шампань, не помешало узнать, что в российском виноделии интересного гораздо больше, чем 25 SKU.

Однако в трактовке результатов следует обойтись без радужного шапкозакидательства. На страницах SWN это не отображено, но нужно сказать правду о том, что, как показала подготовка к экспедиции и её финальная зачётная таблица, из примерно 3600 производимых в России наименований вин львиная доля — это продукты, которые совершенно «не в рынке» ни по каким современным параметрам оценки. Из зарегистрированных 246 российских винопроизводителей при планировании маршрута примерно четверть даже не учитывали: это так называемые «разливайки», работающие на балке, будь то на Юге или в Подмосковье. Отрасль развивается и шагает гигантскими шагами, у неё есть много сильных сторон, но есть также слабые, есть риски и угрозы. И это, на основании созданной экспедицией SWN и Ratingtelling базы данных, следовало бы обсуждать и препарировать на различных уровнях, собраниях и форумах. В том числе с точки зрения развития технологического парка виноделен.

А конечному потребителю SWN помогает сгруппировать и осмыслить информацию о винах, которые являются элитой отрасли.

Виноделам, которые не найдут себя на первом месте, а также будущим критикам и блогерам, которые, безусловно, будут искать, как ущипнуть Simple, напомню, что так или иначе все мы делаем общее дело, а само попадание вина в ТОП-100 — это огромная положительная оценка. Я это знаю как винодел в Италии. Виноделам же советую не копить обиды, а прислушаться к оценкам практиков, которым предстоит продавать и промоутировать ваши вина в будущем.

Что касается присутствия в рейтинге вин проекта компании Simple «Большое Русское Вино», думаю, что для профессионалов рынка и фанатов отечественного виноделия оно не покажется удивительным: все эти хозяйства традиционно занимают топовые позиции в любых рейтингах российских вин, а многие из них были высоко оценены и мировыми рейтингами и критиками. Мы за это их и выбрали в портфель, а отбирали в своё время очень придирчиво! Так или иначе, мы не скрываем, что это вина из проекта БРВ, по каждому образцу в ТОП-100 для читателя это отмечено, так что он сам может решать, как ему к этому относиться. В конце концов, в рейтинге много других вин.

Наконец на часто задаваемые вопросы типа «А чем рейтинг SWN отличается от других, от рейтинга Артура Саркисяна или top100Wines, который делает команда Игоря Сердюка, или от рейтингов Роскачества и “Южной России”, а теперь ещё и Кубка АВВР?» или «Зачем вообще ещё один рейтинг?» я отвечу так. Изданию Simple Wine News 18 лет. Выпуски серии выходят по 8–10 раз в год, собирая рекламу, привлекая внимание множества читателей, как профи, так и любителей вина. Редакция сотрудничает с большим количеством независимых экспертов и практически со всеми компаниями — импортёрами алкоголя. Фактически SWN занимает в России ту же позицию ключевого отраслевого печатного издания, как Decanter в Великобритании или Wine Spectator в США. И поэтому у него есть не только право, но и обязанность делать собственный рейтинг вин России, заглядывая в будущее быстро развивающегося российского виноделия и открывая его широкому кругу читателей.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email