Правила этикета в ресторане

Этикет: как вести себя в ресторане

Ксения Маркова

Специалист по европейскому светскому этикету

9 сентября 2020

Специалист по европейскому светскому этикету Ксения Маркова специально для SWN рассказала про ошибки с точки зрения этикета, которые способны испортить любую встречу в ресторане, даже до того, как подадут еду.

Лишенные в течение некоторого времени привычного живого общения, мы научились ценить то, что раньше казалось обыденным и вечным. Сейчас, пусть и с ограничениями, мы вернулись к образу жизни, похожему на прежний и, конечно, очень рады возможности встречаться со старыми друзьями и новыми знакомыми. И, наверно, никому не хочется по неосторожности или незнанию осложнить эту встречу – будь то чашечка кофе или ужин с соблюдением социальной дистанции. Для этого стоит обратить внимание на следующие моменты.

Опаздываем вовремя

Пунктуальность – по-прежнему важное правило хорошего тона и демонстрация уважения к человеку и его времени. Случается всякое, но сообщить о возможности задержки лучше, как только это становится понятным, а не когда человек уже наверняка подходит к месту встречи. Зная об изменениях заранее, он бы, возможно, зашел куда-то по дороге, спокойно закончил свои дела или просто отправился пешком к месту встречи. Никакой необходимости вдаваться в глубинные объяснения о причинах и подробностях нет, но должно быть очевидно, что вы сожалеете о доставленном неудобстве.

© Austin Distel/Unplash

Заполняем пропуски

К сожалению, иногда уже в том, в каком порядке входить в зал ресторана, может заключаться ошибка. Большинство по привычке просто пропускают вперед даму. Такое правило есть, но со многими нюансами. Если к столу нас провожает кто-либо из персонала, то дама следует за ним, а джентльмен замыкает процессию, а вот если столик предстоит отыскать самим, то наоборот.

Если по какой-то невероятной причине, а такого быть не должно, встречающий человек на входе отсутствует, то идти в зал и располагаться там самим – не очень хорошая идея. Но повторю: ситуация, при которой ресепшн пустует, – патовая.

Тариф без багажа

Все крупные предметы – сумки или рюкзаки – правильнее будет оставить в гардеробе. Если это невозможно, то как минимум рюкзак стоит снять со спины и позаботиться о том, чтобы им никого не задеть и не потревожить.

Сумка – очень коварный предмет. В современных ресторанах часто предлагают специальную скамеечку, но если ее нет, то в зависимости от типа стула убираем сумку слева от себя, за спину или на колени, но только не на стол! И даже самый красивый модный и дорогой клатч – не на стол.

Сразу добавлю, на столе должно быть лишь то, что нужно для трапезы, поэтому очки, кошельки, ключи и, кстати, телефоны – тоже остаются в сумке.

© Jay Wennington/ Unsplash

Соблюдаем дистанцию

Раньше я бы обратила внимание на то, что для приветственного рукопожатия всегда лучше встать, а также не здороваться через стол. Сейчас же этот самый популярный для Европы и проверенный со времен рыцарей способ демонстрации дружеских намерений – под вопросом.

Разные культуры дают нам огромный выбор альтернатив – от намасте и кивка до простой улыбки. Из-за опасности заражения сейчас многие правила, связанные с приветствиями и поцелуями, меняются. По умолчанию протянутая рука может поставить человека в сложное положение, ведь отказ от рукопожатия во все времена считался неслыханной грубостью.

Сегодня все придерживаются разных взглядов на сложившуюся ситуацию, не стоит считать свою точку зрения единственно верной. Вопрос контакта остается на личное усмотрение и является очень деликатным.

Пожалуйста, счет!

О деньгах говорить особенно не принято, если, конечно, это не деловая встреча, где финансовые вопросы – центральная тема беседы. В остальных случаях правила хорошего тона позволяют очень четко дать понять, что именно подразумевается: приглашение посидеть за счет инициатора или предложение грядущий счет разделить. Естественно, приглашения за счет гостя не существует.

Поэтому «приглашаю вас...» – однозначно указывает, за чей счет планируется банкет. «Давайте сходим» – может иметь различный финал: счет делят примерно пополам или каждый платит за себя или могут быть другие варианты, которые и станут предметом предварительной договоренности. В тот момент, когда человек принял предложение или приглашение, всем участникам должно быть понятно, на что именно он согласился. И нет более неудобной ситуации за столом, чем споры по поводу счета. 

Фото на обложке: © Gabriel Santos/Unsplash.

  • Ксения Маркова

    Специалист по европейскому светскому этикету

  • 9 сентября 2020

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari