Осознанное потребление
Ключевыми словами 2019 года можно назвать баланс и ответственность. И если Грета Тунберг призывает к ответственности перед окружающей средой, то современные потребители в развитых странах все более осознанно относятся к собственному телу. В Англии с каждым годом все более массовыми становятся кампании отказа от алкогольных напитков на определенный период: Dry January, Go Sober for October.
Подобные потребители подогревают интерес к безалкогольным напиткам, от моктейлей до джина и виски, не содержащих алкоголя, таких, как Seedlip или Ceder’s. Временный отказ от алкоголя не требует резкого изменения образа жизни: зайти в бар и пообщаться с друзьями, заказав безалкогольный напиток – это новая норма.
Забота об окружающей среде
Дистиллеры не просто задумываются о том, как сократить влияние на окружающую среду: экологичность стала частью стратегии и маркетинга компаний. В Шотландии вся индустрия шотландских виски в 2018 году выполнила план по 20%-му переходу на экологически чистые источники энергии – на четыре года раньше запланированного срока.
При этом усилия производителей направлены не только на уменьшение доли ископаемого топлива или более легкую экологичную упаковку. Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, Bacardi в партнерстве с американскими барами начали производство виниловых пластинок из использованных пластиковых трубочек. Другие берутся за поддержание экосистем. Например, в прошлом году Glen Scotia поставила ульи со 100 000 пчел, чтобы поддержать экосистему для исчезающих видов растений и животных, а годом ранее благодаря вискикурне Glenmorangie в залив Дорнок Ферт впервые за 100 лет вернулись устрицы.
Премиумизация
Премиум-спирит продолжает набирать обороты. Только в США luxury и суперпремиальный сегменты с 2012 года росли на 6-7%, значительно опережая рост премиального и среднего ценовых сегментов. Схожую статистику приводят гиганты мирового рынка. Diageo объявила, что их премиум-бренды являются лучшими игроками на развитых рынках. В 2018-2019 гг. Reserve – премиальный сегмент портфолио – вырос на 11%, превышая показатели других сегментов.
Pernod Ricard в пресс-релизе за III квартал 2019 года сообщила, что ее speciality brands, которые преимущественно относятся к премиальному сегменту, демонстрируют уверенную динамику. В этой связи Pernod продолжает расширять ассортимент артизанальными брендами вроде итальянского джина Malfy или бурбона Rabbit Hole. Beam Suntory приводит информацию о том, что в первой половине 2019 года их «стратегический фокус на премиализации» был вознагражден двузначным ростом суперпремиум бурбонов, текилы Hornitos Tequila и джинов Sipsmith и Roku. Аналогичный рост +10% к прошлому году показывают премиальные бурбоны из портфолио Brown-Forman.
Байцзю и сетю
Названия Moutai, Wuliangye, Yanghe и Luzhou Laojiao немного говорят даже профессионалам, но это четыре самых дорогих бренда крепкого алкоголя в мире, по данным Brand Finance Spirit Reports. При этом Moutai прирос на 43% по сравнению с показателями предыдущего года, достигнув отметки $30,5 млрд. Высокие темпы роста демонстрируют и остальные. Wuliangye показал динамику в +10% и стоимость в $16 млрд, Yanghe вырос на 16% и стоит $9,1 млрд, а Luzhou Laojiao с ростом в 40% оценен в $5,4 миллиарда, обогнав Johnnie Walker. Совокупная стоимость китайских брендов байцзю составила в этом году 54% среди топ-50 брендов чарта.
При этом китайские бренды начинают выходить с азиатского на международный рынок. В августе этого года на лондонском The International Wine & Spirit Competition были представлены десятки китайских брендов, из которых байцзю получили пять золотых медалей с отличием и одиннадцать просто золотых, а сетю удостоились еще четырех золотых медалей.
Новые категории, смещающие границы
Консервативному взгляду новые категории вроде виски со вкусом соленой карамели или вина, выдержанного в бочках из-под бурбона, могут показаться кошмаром похуже филлоксеры или испанской инквизиции. Но статистика показывает обратное: покупатели готовы экспериментировать с новыми категориями, пробовать непривычное, а многие из них быстрее решаются на знакомство с новым напитком через параллели с чем-то уже знакомым. Тактику «присоединения» к устоявшейся категории использовали Penfolds, предложившие Lot 158 – крепленый шираз с байцзю, ставший успешным продуктом на китайском рынке невзирая на цену в $150 за бутылку. Эту же тактику использовал Jameson, выпустивший виски, выдержанный в бочках из-под стаута. Бренд коньяка Bache-Gabrielsen усилил позиции на американском рынке, выпустив выдержанный в американском дубе коньяк.
Одним из самых инновационных проектов прошлого года стала лондонская дистиллерия Rebel Rabbet, экспериментирующая с расами дрожжей для ферментации и различными методами дистилляции и выдержки. На дистиллерии используют техники из пивоварения и производства виски и джина, а спирты не относятся ни к одной из устоявшихся категорий. Их первый релиз, например, сочетает технологии производства все тех же пива, виски, и джина. Это смесь овса, солода, ячменя и ржи, ферментированная дрожжами Saison ale, прошедшая тройную дистилляцию по ирландскому рецепту и затем настоянная на розовом перце, лакрице, айве, семенах кориандра и стручках ванили.