Что происходит в мире крепкого алкоголя

Сергей Панов

Автор

12 ноября 2019

Если представить себе глобального потребителя крепкого алкоголя в 2019 году, можно было бы сказать следующее: он стал меньше пить, обращать больше внимания на качество содержимого своего бокала, чаще пробовать новые версии привычных напитков и принципиально новые категории, а также все больше задумываться о влиянии на окружающую среду.

Осознанное потребление

Ключевыми словами 2019 года можно назвать баланс и ответственность. И если Грета Тунберг призывает к ответственности перед окружающей средой, то современные потребители в развитых странах все более осознанно относятся к собственному телу. В Англии с каждым годом все более массовыми становятся кампании отказа от алкогольных напитков на определенный период: Dry January, Go Sober for October.

Подобные потребители подогревают интерес к безалкогольным напиткам, от моктейлей до джина и виски, не содержащих алкоголя, таких, как Seedlip или Ceder’s. Временный отказ от алкоголя не требует резкого изменения образа жизни: зайти в бар и пообщаться с друзьями, заказав безалкогольный напиток – это новая норма.

Зайти в бар и пообщаться с друзьями, заказав безалкогольный напиток – это новая норма.

Забота об окружающей среде

Дистиллеры не просто задумываются о том, как сократить влияние на окружающую среду: экологичность стала частью стратегии и маркетинга компаний. В Шотландии вся индустрия шотландских виски в 2018 году выполнила план по 20%-му переходу на экологически чистые источники энергии – на четыре года раньше запланированного срока.

При этом усилия производителей направлены не только на уменьшение доли ископаемого топлива или более легкую экологичную упаковку. Чтобы уменьшить загрязнение окружающей среды, Bacardi в партнерстве с американскими барами начали производство виниловых пластинок из использованных пластиковых трубочек. Другие берутся за поддержание экосистем. Например, в прошлом году Glen Scotia поставила ульи со 100 000 пчел, чтобы поддержать экосистему для исчезающих видов растений и животных, а годом ранее благодаря вискикурне Glenmorangie в залив Дорнок Ферт впервые за 100 лет вернулись устрицы.

Премиумизация

Премиум-спирит продолжает набирать обороты. Только в США luxury и суперпремиальный сегменты с 2012 года росли на 6-7%, значительно опережая рост премиального и среднего ценовых сегментов. Схожую статистику приводят гиганты мирового рынка. Diageo объявила, что их премиум-бренды являются лучшими игроками на развитых рынках. В 2018-2019 гг. Reserve – премиальный сегмент портфолио – вырос на 11%, превышая показатели других сегментов.

Pernod Ricard в пресс-релизе за III квартал 2019 года сообщила, что ее speciality brands, которые преимущественно относятся к премиальному сегменту, демонстрируют уверенную динамику. В этой связи Pernod продолжает расширять ассортимент артизанальными брендами вроде итальянского джина Malfy или бурбона Rabbit Hole. Beam Suntory приводит информацию о том, что в первой половине 2019 года их «стратегический фокус на премиализации» был вознагражден двузначным ростом суперпремиум бурбонов, текилы Hornitos Tequila и джинов Sipsmith и Roku. Аналогичный рост +10% к прошлому году показывают премиальные бурбоны из портфолио Brown-Forman.

Четыре самых дорогих бренда крепкого алкоголя в мире – Moutai, Wuliangye, Yanghe и Luzhou Laojiao.

Байцзю и сетю

Названия Moutai, Wuliangye, Yanghe и Luzhou Laojiao немного говорят даже профессионалам, но это четыре самых дорогих бренда крепкого алкоголя в мире, по данным Brand Finance Spirit Reports. При этом Moutai прирос на 43% по сравнению с показателями предыдущего года, достигнув отметки $30,5 млрд. Высокие темпы роста демонстрируют и остальные. Wuliangye показал динамику в +10% и стоимость в $16 млрд, Yanghe вырос на 16% и стоит $9,1 млрд, а Luzhou Laojiao с ростом в 40% оценен в $5,4 миллиарда, обогнав Johnnie Walker. Совокупная стоимость китайских брендов байцзю составила в этом году 54% среди топ-50 брендов чарта.

При этом китайские бренды начинают выходить с азиатского на международный рынок. В августе этого года на лондонском The International Wine & Spirit Competition были представлены десятки китайских брендов, из которых байцзю получили пять золотых медалей с отличием и одиннадцать просто золотых, а сетю удостоились еще четырех золотых медалей.

Новые категории, смещающие границы

Консервативному взгляду новые категории вроде виски со вкусом соленой карамели или вина, выдержанного в бочках из-под бурбона, могут показаться кошмаром похуже филлоксеры или испанской инквизиции. Но статистика показывает обратное: покупатели готовы экспериментировать с новыми категориями, пробовать непривычное, а многие из них быстрее решаются на знакомство с новым напитком через параллели с чем-то уже знакомым. Тактику «присоединения» к устоявшейся категории использовали Penfolds, предложившие Lot 158 – крепленый шираз с байцзю, ставший успешным продуктом на китайском рынке невзирая на цену в $150 за бутылку. Эту же тактику использовал Jameson, выпустивший виски, выдержанный в бочках из-под стаута. Бренд коньяка Bache-Gabrielsen усилил позиции на американском рынке, выпустив выдержанный в американском дубе коньяк.

Одним из самых инновационных проектов прошлого года стала лондонская дистиллерия Rebel Rabbet, экспериментирующая с расами дрожжей для ферментации и различными методами дистилляции и выдержки. На дистиллерии используют техники из пивоварения и производства виски и джина, а спирты не относятся ни к одной из устоявшихся категорий. Их первый релиз, например, сочетает технологии производства все тех же пива, виски, и джина. Это смесь овса, солода, ячменя и ржи, ферментированная дрожжами Saison ale, прошедшая тройную дистилляцию по ирландскому рецепту и затем настоянная на розовом перце, лакрице, айве, семенах кориандра и стручках ванили.

Ром без пепси-колы

Любителей рома можно разделить на две категории: тех, кто смешивает его в коктейлях и рассматривает его как ингредиент мохито и куба либре, и тех, кто пьет ром в чистом виде. Представители второй категории, как и любители солодовых виски, ищут новых ощущений, новых вариантов выдержки, готовы экспериментировать и интересуются происхождением напитков. «Люди во всем мире отходят от стереотипа, что единственными изысканными напитками являются вино, коньяк и виски, – рассказывает мастер-дистиллер дома Angostura Джон Джордж. – Ром по комплексности вкуса может не уступать этим напиткам».

Фактически ром является последней классической категорией крепкого алкоголя, вышедшей в премиальный сегмент. По данным IWSR, международный рынок рома в 2018 году вырос всего на 0,2% , при этом сегмент суперпремиальных ромов вырос на 9%. Новую концепцию восприятия ромов презентовали в этом году и на дегустационном конкурсе. IWSR отошел от классификации по цвету, сосредоточившись на дифференциации по сырью (меласса или сок сахарного тростника) и методу дистилляции. По словам судьи конкурса Петера Холанда, «это лучший способ сравнивать вкус яблок со вкусом яблок, а не количество присутствующей Е150». 

Текила и мескаль

Хотя джин продолжает расти на глобальном рынке, в этом году в Великобритании его рост сменился плавным спадом. При этом текила продолжает уверенный рост как в среднеценовом, так и в премиальном сегментах. Diageo отчиталась о 29%-м росте всех брендов текилы в 2019 году, а принадлежащий Campari бренд Espolon пользуется таким спросом, что компания предупредила о значительном росте цен на агаву и дефиците сырья. Приобретенный Bacardi бренд текилы Patron показал лучшую динамику среди топ-50 брендов алкоголя, поднявшись на 14-ю строчку списка. Интерес к категории подогревает и участие звезд. Casamigos Джорджа Клуни, приобретенная Diageo, Крис Нот из «Секса в большом городе» с его брендом текилы Ambhar – лишь пара из числа громких примеров.

Крафтовые дистиллерии

Доля рынка крафтовых дистиллерий активно растет в первую очередь на американском рынке. С 2011 года количество новых дистиллерий увеличилось на 35%. Хотя артизанальные производители крепких напитков не могут похвастаться теми же темпами роста, что и крафтовые пивовары, прогноз ежегодного роста этой категории составляет 15-20%, и 60% опрошенных игроков рынка считают, что в ближайшее время их доля будет расти. На крафт по определению наложены ограничения объема производства. Чтобы считаться крафтовой, дистиллерия должна самостоятельно проводить процесс дистилляции, выдержки и бутилирования и разливать не более 280 000 дал в год.

Подобно тому, как в Шампани принадлежащие международным корпорациям крупные дома перенимают черты рекольтанов, снижая содержание сахара и выпуская кюве с отдельных виноградников, крупные бренды крепкого алкоголя используют техники, свойственные кустарным производителям. Например, Maker's Mark, один из крупнейших производителей бурбона, запустил программу Private Select, позволяя частным клиентам или рестораторам самим выбрать клепки для финальной довыдержки бурбона согласно собственному вкусу.

Писко

2019 год стал дважды значимым для писко. В мае открыл свои двери первый колледж писко в Брюсселе, а на лондонском конкурсе International Wine & Spirit Competition учредили отдельную номинацию для напитка. Ароматичные виноградные дистилляты привлекают все больше внимания как бартендеров, так и потребителей: в той же Бельгии в 2018 году продажи писко выросли на 250%.

По словам Кристель Гиберт, исполнительного директора IWSC, «было фантастическим признать растущее качество писко путем создания отдельной номинации, которая подчеркнула бы популярность этой категории». «За последние годы появился целый ряд чилийских и перуанских производителей, которые показали, что за этой категорией стоит пристально следить в будущем», – добавила Гиберт. Вероятно, что росту популярности поможет и учебный центр колледжа писко, уже этим летом выпустивший 120 студентов, в числе которых бартендеры, бар-менеджеры отелей и судьи международных конкурсов, получившие более глубокие знания о терруарах и процессе производства этого дистиллята. 

Еще о трендах в мире крепкого алкоголя читайте в ноябрьском выпуске Simple Wine News.

Фото: Ваня Березкин; Ameer Basheer on Unsplash; Moss on Unsplash.

  • Сергей Панов

    Автор

  • 12 ноября 2019

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari