У всех на слуху красные ронские сорта сира (шираз), гренаш (гарнача), мурведр, кариньян. Часто их называют пряными, потому что пряные ароматы и определяют их типологию. Перечный букет обеспечивает тёплый характер. В долине Роны их пряность осязаемо связана с гарригами — полями дикорастущих ароматических трав. Говорят, виноград впитывает в себя их ароматы. Но свой пряный характер ронские сорта проявляют и в других регионах.
О гренаше пока говорят не так много, хотя по площади посадок среди красных сортов он занимает первое место в мире. Самый распространённый — не значит самый любимый: большая часть выращиваемого в мире гренаша идет на балковые вина. Без обрезки и прочих жёстких мер он может давать до 200 гл/га, при этом он один из самых алкогольных сортов (в XVIII веке в испанском Приорате были вина, в которых природная крепость гренаша доходила до 18°), так что сохраняет высокий уровень алкоголя (маскирующий отсутствие вкуса) даже при такой чудовищной урожайности.
Родиной гренаша (то есть гарначи) считается королевство Арагон на севере Испании, откуда он распространился по северным и южным склонам Пиренеев и попал в том числе во французский Руссильон, до 1659 года четыре века находившийся под властью Арагона. Из Руссильона гренаш отправился на восток и к XIX столетию прижился в Южной Роне. В Риохе его начали выращивать после эпидемии филлоксеры в начале XX века.
Ещё одну версию происхождения гренаша выдвигают жители итальянского острова Сардиния, которые называют этот сорт каннонау. Они считают его своим и говорят, что гренаш перебрался из Сардинии в Испанию в то время, когда остров находился под властью Арагона, то есть с 1297 по 1713 год.
Как бы то ни было, сегодня гренаш — самый распространённый красный сорт Испании, один из важнейших сортов южных регионов Франции (Южной Роны, Лангедока-Руссильона, Прованса, Корсики) и третий по значимости сорт Австралии. Он также встречается в Италии, Калифорнии, Южной Африке и Израиле. Кроме того, у него есть «родственники», живущие на юге Франции: гренаш розе (розовый), гренаш гри (серый) и гренаш блан (белый). Из последнего делают плотное и мягкое белое Châteauneuf-du-Pape.
Для гренаша нуар (чёрного) тепло играет более важную роль, чем состав почв. Он любит жаркий сухой климат и благодаря сильным, уходящим на большую глубину корням может выжить даже в тех местах, где месяцами не бывает дождей, — например, в аппелласьоне Шатонёф-дю-Пап и знойных районах Калифорнии. Но он не прост в обращении. Он резко теряет в качестве при высокой урожайности, быстро плесневеет, если вдруг стало сыро, любит солнечные террасы на большой высоте и гранитные почвы. Во время винификации ему требуется гребнеотделение, иначе вино будет травянистым. Он также склонен к окислению. Из-за ошибок при винификации вино может получиться бледным, неструктурированным, спиртуозным, агрессивным и при этом не пригодным для длительной выдержки. Но если винодел аккуратен в работе с гренашем, то результат может превзойти ожидания. Лучшие вина сорта — мягкие, плотные, с чудесным сливово-изюмным ароматом, способные развиваться в бутылках нескольких десятков лет.
Тот факт, что гренаш редко встречается в чистом виде, объясняется его склонностью к быстрому окислению, поэтому только владельцы старых виноградников на хороших терруарах могут добиться от него такой силы, что его можно будет выдерживать в маленьких бочках (барриках) и бутилировать «в одиночку». Старые лозы гренаша (в Шатонёф-дю-Пап, Провансе, Приорате и долине Баросса) дают вина поразительной мощи и концентрации.
Новое открытие гренаша
Долине Роны начало очень везти с прекрасными урожаями. Победная серия 1995, 1997, 1998, 1999 продолжилась и в новом тысячелетии: 2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2009, 2010. На вершину рейтингов поднялись вина не только из северной части региона, но и с юга. В Южной Роне растет более 20 сортов винограда. Но в местных ассамбляжах гренаш зачастую составляет более 50 %. Самые известные аппелласьоны — демократичный Кот-дю-Рон (Côtes du Rhone) и его старший брат Châteauneuf-du-Pape.
Вина под AOC Côtes du Rhone — один из лучших примеров отличного соотношения цены и качества в мире. Они прекрасно пьются молодыми.
Для Châteauneuf-du-Pape можно использовать 13 сортов винограда, но гренаш остается доминантой, особенно в специальных кюве со старых лоз. Элегантность и мощь характеризуют лучшие шатонёфы. Это безусловно мужественные и очень сексуальные вина.
Внешний вид
Лист небольшой, пятипалый, с глубокими вырезами, острыми зубцами, снаружи вощеный, снизу гладкий. Гроздь довольно плотная, среднего (иногда большого) размера, коническая; ягоды мелкие, скорее круглые, чем овальные, лилово-фиолетовые.
Вина из гренаша в «погребе мечты»
- из Испании - Alvaro Palacios L'Ermita
- из Калифорнии - Sine Qua Non
- из Австралии - Clarendon Hills, Torbreck
Типичные ароматы гренаша
- Не выдержанный в дубе: свежемолотый чёрный перец и другие пряности, красные ягоды.
- Недолго выдержанный в дубе: всё вышеперечисленное и ваниль.
- Длительная выдержка в дубе и бутылках: дым, тосты, дёготь, битум, табак, хьюмидор.
Винодел о сорте
Альваро Паласьос — романтик. Тяга к мистике вина привела его в монастырский Приорат, где у вина, как он говорит, католические корни. Там у него родилось кюве L’Ermita с 1,8 га 100-летних лоз гарначи, — одно из самых рейтиновых вин Испании сегодня.
«Гарнача капризна, она напоминает пино нуар тем, что требует изощрённых виноградарских практик и кропотливой работы. Гарнача раньше была очень распространена и в Риохе, но в 1980-х в моду вошел темпранильо и её стали вырубать. К счастью, я нашёл старые лозы в Приорате».
Репутация испанской гарначи была не очень хорошей, пока не нашлись те, кто смог заново раскрыть огромный потенциал этого винограда. Речь идет об Альваро Паласьосе и Рене Барбье — виноделах, чьи шедевры из региона Приорат в начале 2000-х стали мировой сенсацией. В 1980-х приятели за бесценок купили виноградники в горах Приората, где на камнях росли заброшенные 80–100-летние лозы гарначи и кариньены. Здесь они создали испанские вина нового стиля — богатые, изысканные и вопиюще терруарные. Приорат стал одним из самых модных регионов Испании, а мир поверил в потенциал гарначи.