Каждый, кто смотрел фильм Sour Grapes на Netflix, помнит, как бургундец Лорен Понсо из Domaine Ponsot отправился в Нью-Йорк. Хотя владельцы виноделен обычно летают на переговоры о продаже, Лорен отправлялся не заключать сделку, а препятствовать ей. Дело было в одном из лотов крупнейшего винного аукциона США Acker Merrall & Condit – бутылках Clos de la Roche Domaine Ponsot 1929 года. Лорен знал то, чего не знали будущие участники аукциона: домен стал делать вино с виноградника Grand Cru Clos de la Roche только с 1934 года. Выставленные на торги бутылки были подделкой.
Поддельный товар принадлежал индонезийцу Руди Курниавану, который за годы до этого снискал славу обладателя обширной коллекции редких вин. Винные критики и журналисты награждали Руди щедрыми эпитетами вроде «владельца лучшего винного погреба на планете», «обладателя выдающего вкуса, изменившего рынок». Кажется невероятным, что столько влиятельных представителей индустрии попали под очарование одного коллекционера. Но журналистов бесплатно приглашали на дегустации культовых вин, аукционеры благодаря покупкам и последующим продажам бутылок от Курниавана удвоили объемы продаж в 2006-м, подняв их до уровня в $35,4 млн. И мало кто задумывался о том, соответствуют ли этикетки бутылок их реальному содержимому, и откуда у недавнего студента из Индонезии миллионы долларов для покупки редчайших винтажей.
Но за шесть лет до того, как выступление Лорена Понсо обрушило репутацию Руди и продажи аукционного дома, и за десять лет до того, как ФБР раскрыло лабораторию по изготовлению реплик оригинальных вин, в Америке был единственный эксперт, называвший подделку – подделкой, а Курниавана – мошенником.
Шерлок Холмс винного мира
Морин, вы входите в топ-50 самых влиятельных женщин винного мира, вас называют лучшим специалистом по аутентификации вин и винным детективом. Как вы пришли к этой профессии?
В 90-х я училась в Бостонском университете на программе менеджмента в сфере гостеприимства. Параллельно с университетскими курсами я училась в школе сомелье, часто бывала во Франции и Бельгии, и когда у меня с подругами появилась возможность поучаствовать в Kevin Zraly’s International Wine Competition, организованном одним из лучших преподавателей в мире вина, я с удовольствием согласилась. Мы были единственной женской командой, причем с женщиной-тренером. Я еще помню насмешливые взгляды других команд, но в итоге мы заняли первое место. Нам помогло то, что мы еще во время учебы и поездок глубоко окунулись в мир вина и познакомились с открытыми людьми, которые делились своими знаниями. Мэри Юинг-Маллиган (Mary Ewing-Mulligan, MW) приглашала меня на лекции в своей школе в Нью-Йорке. Клайв Коатс (Clive Coates) присылал свои книги о Бургундии.
Поэтому после выпуска я хотела пойти работать сомелье. Получила сертификацию Court of Master Sommeliers, но тут вмешался несчастный случай. На вечеринке с друзьями на открытом воздухе я неудачно упала, сильно повредив колени, и на несколько лет оказалась в инвалидном кресле. Работать в зале для меня было физически невозможно, и так я стала управляющим ресторана. И через четыре года Фрэд Дэйм (Fred Dame, Master Sommelier), который запомнил меня еще по экзаменам в Court of Master Sommeliers, предложил мне заняться одним из первых аукционов вина в Нью-Йорке. Законы в США отличаются от штата к штату, и если благотворительные аукционы в Калифорнии уже не были новинкой, то в Нью-Йорке аукционы вин только были легализованы.