В условиях, когда российское виноделие активно развивается и оформляется структурно, проявляя запросы на лидеров и оформляя идеологию, требуется беспристрастное мнение со стороны, отражающее текущие реалии. Назрел вопрос переоценки ценностей, касающихся вкусов потребителей, мнения экспертов и идей производителей. Именно эти три фильтра призваны обеспечить актуальность нового рейтинга российских вин. Точнее, рейтинга на медийной платформе «Forbes Россия».
Реализация проекта доверена винным экспертам Игорю Сердюку и Андрею Григорьеву как постоянным колумнистам Forbes. Почетный председатель экспертного совета – замдиректора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности РАН Александр Панасюк. В экспертную комиссию вошли представители нескольких винных школ: известные международные эксперты британец Роберт Джозеф и австралиец Бретт Криттенден, винные академики Татьяна Селиванова и Олеся Рябова, винные эксперты и преподаватели Александр Купцов и Василий Расков, московские сомелье-чемпионы Антон Панасенко и Александр Фомичев, винный эксперт Денис Руденко и еще несколько специалистов.
В 2021 году рейтинги Top100wines.ru будут проведены в следующих категориях:
- вина тихие сухие белые;
- вина тихие сухие красные;
- вина игристые классические и акратофорные.
Кроме общего рейтинга «сотня лучших», в данных категориях будет сформирован собственный ТОП.
Итоговый список первой сотни опубликуют 14 декабря, а также в январском выпуске журнала «Forbes Россия». Накануне публикации, 13 декабря, состоится Винная ассамблея Forbes с бизнес-конференцией, дегустационным салоном и гала-приемом, во время которого пройдет церемония награждения.
Фото: © пресс-служба Top100wines.ru
Оффтоп про деньги
Ни одно серьезное мероприятие без финансовой подпитки не провести. Тем более рейтинг Forbes, обставленный со всевозможной серьезной значимостью и пышностью – от работы экспертной комиссии до итоговых торжеств. Поэтому звание титульного спонсора Top100wines.ru обойдется в 5 млн рублей, генеральное спонсорство – в 3 млн рублей, участника спонсорской группы – 1,5 млн рублей.
Некоторые детали
Как было сказано на пресс-конференции, спасибо за то, что не назначили рейтинг «Главным национальным» или «Наипервейшим независимым». Организаторы пообещали, что он будет не «одноразовым», а ежегодным и традиционным. Рейтинг призван открыть новые регионы и винодельни. Независимость оценки планируют обеспечить в том числе отсутствием спонсорства от винопроизводящих структур.
Поскольку «Форбс» ассоциируется с «премиальностью», относительно российского вина, где премиальность ориентировочно начинается с 500 рублей, так примерно и определен порог вхождения. Минимальный релиз наименования – 900 бутылок, оформленных в соответствии с законодательством, с акцизом и контрэтикеткой.
Важно, что отказ от рейтинга со стороны производителей не гарантирует их неучастие в отборе – если экспертный совет решит, что без их лучших вин рейтинг будет неполон, сначала обратятся к винодельне с предложением о предоставлении определенных образцов на бесплатной основе. Чтобы как минимум избежать обвинений, что комиссия непонятно где приобрела ее вино с нарушением условий хранения. При отказе образцы будут приобретаться в рознице без согласования с винодельней.
В расчет возьмут также итоги голосования на сайте о наборе лучших образцов – если комиссия кого-либо случайно пропустит.
Фото: © пресс-служба Top100wines.ru
И еще немного подробностей:
- Участники рейтинга оплачивают взнос за каждый образец. Судя по регламенту, заявка обойдется в 3500 рублей.
- Участвует последний релиз. Игристые одного винтажа, но с разным сроком выдержки считаются разными релизами.
- В списке будут вина в разных ценовых категориях – от масс- до премиум-маркета.
- Негоцианты-производители российского вина, т. е. из российского винограда, с зарегистрированной ТМ, допускаются к участию.
- Списки не вошедших в сотню опубликованы не будут.
- Организаторы рассчитывают на участие 300–350 образцов, но это не точно.
Финальная дегустация 10 ноября определит первую «сотню». Места ранжируются не только по баллам, но и с учетом цены и объема выпуска при прочих равных положениях. Более дешевое вино будет выше более дорогого. А релиз в 100 тыс. бутылок – выше релиза в 10 тыс. бутылок, поскольку это фактор доступности для потребителей. Плюс будут учитывать субъективный фактор – модность, актуальность. Ну и про активность бренда на рынке не забыли. Но в основе рейтинга, конечно же, остаются вкусовые, органолептические качества вина.
Фото на обложке: © пресс-служба Top100wines.ru.