Вино и кино
Честно сказать, все, что касается российского вина, можно описать как «удивительное рядом». Вот например: профессиональное винное сообщество уже сбилось с ног, рук и прочих мест, пытаясь донести до широкой аудитории сведения, что собственно происходит в этом направлении. Уже давно публику пытаются просвещать с помощью отличного тематического сайта «Наше вино» и гида по российским винам. В прошлом году активизировались организаторы винных туров в места не столь отдаленные – по винодельням Краснодарского края и Крыма. Появился даже специальный проект «Большое русское вино». Однако, по иронии судьбы, широкие массы совершенно случайно и поверхностно приобщаются к теме российского «элитного» вина через просмотр авторского кино про дворец.
Пожалуй, самое время углубиться в дремучий лес российского виноделия и понять, существуют ли в природе отечественные винные раритеты.
Премиум – с премии
Исходя из разглагольствований маркетологов о категории премиальных товаров, можно выделить главные признаки, которые просто обязано иметь вино соответствующего сегмента. Это прежде всего высокая стоимость, высокое качество (у которого ноги растут напрямую от репутации производителя) и известность бренда. А самое главное – обладание премиальным вином должно производить впечатление на окружающих и подчеркивать статусность субъекта, заполучившего заветную бутылку.
Приняв во внимание все вышеперечисленное, образцово-показательными по всем пунктам можно считать вина классифицированных шато Бордо. Что касается российских вин, то нюансы определенно есть. Если просто отталкиваться от ценника, на котором нулей нарисовано больше, чем обычно, то в яблочко нашего национального премиального сегмента попадают бутылки, чья стоимость составляет 5-6 тыс. рублей за стандартные 0,75.
В качестве примера можно привести топовые вина от крымской Uppa Winery – линейку Chernaya River Valley, в которой представлены моносорта с отдельных виноградников хозяйства – Cler Polati и Cler Nummulite.
Кроме этого, существует триптих «Фантом» от дуэта «Винодельня Ведерниковъ» & Артур Саркисян. «Фантом» – это одно название для трех различных блендов, где в разных пропорциях представлены красностоп золотовский и каберне совиньон. Кстати, это единственное «неоцененное» вино в авторском гиде «Российские вина», который на сегодня – единственная системная путеводная «звезда» по нашим винодельням и их продуктам. Создатель и главный арбитр гида Артур Саркисян принимает непосредственное участие в сотворении «Фантома», поэтому не берется ставить какие-то баллы своему подопечному, любезно предлагая читателям продегустировать и оценить вино.
Еще одним премиальным российским винным проектом можно считать «Коллекцию холостяка» (The Bachelor Collection). Это отдельный бренд «Долины Лефкадия» (Краснодарский край, Кубань), название которого никоим образом не связано с семейным статусом автора – Михаила Николаева. Задавшись целью создать идеальное вино с сугубо эгоистической целью «для себя», Михаил настолько воодушевился результатом, что ассортимент «холостяцкой» коллекции стал доступным для покупателей определенного круга, ищущих открытий в вине и готовых за это платить по счетам.
Почему так вышло, почему
Все эти многозначные цифры на ценниках, безусловно, налагают определенную ответственность на производителей. От таких вин ждут чего-то особенного и надо сказать, что виноделы как минимум пытаются объяснить, почему их самые дорогостоящие детища «лучшие из лучших».
В качестве убойного аргумента сегодня крайне модно стало использовать биодинамическую концепцию. Повальная биодинамизация мирового виноделия и влияние этого процесса на стоимость вина уже худо-бедно прописались в сознании среднестатистического винолюба, и он успел смириться с мыслью, что «биодинамическое значит более дорогое».
Uppa Winery позиционирует себя как первое и единственное в России хозяйство, трудящееся в соответствии с лунными фазами. Но, по правде говоря, их достижения на этом поприще нигде официально не оформлены. В списке тусовки Renaissance des Appellations, которой рулит гранд биодинамики Николя Жоли, Uppa не числится. Никаких привычных биодинамических логотипов вроде Demeter или Byodivin на их бутылках пока не обнаружено.
Так что пока козырями Uppa Winery, обосновывающими цену и эксклюзивность вин верхней линейки, можно считать миниатюрность производства (собственные виноградники хозяйства занимают чуть больше 10 га) и их способность достойно выступать против «иностранцев» с аналогичной стоимостью на слепых дегустациях.