My default image
Соджу: все о корейском национальном напитке
ГлавнаяСтатьиКрепкое и не толькоСоджу: все о корейском национальном напитке

Соджу: все о корейском национальном напитке

Соджу для корейца все равно что пиво Guinness для ирландца: алкоголь культовый, легендарный и при этом невероятно популярный. Если верить статистике, каждый совершеннолетний житель Кореи выпивает 53 бутылки этого напитка в год – то есть чуть больше одной бутылки в неделю. О том, как правильно пить соджу с друзьями, как приготовить корейский «ерш» и почему производители соджу должны быть благодарны дорамам, – в этой статье.

Соджу: все о корейском национальном напитке

Что такое соджу

Сложно сказать вот так сразу. Напиток, который гонят из риса? И да, и нет. Действительно, традиционное соджу представляло собой дистиллят, который выгоняли из риса, воды и корейских дрожжей нурук, но сегодня для производства этого алкоголя используют любое сырье с высоким содержанием крахмала – например, пшеницу, ячмень, сладкий картофель и тапиоку. При большом желании можно найти соджу, выгнанное из кукурузы, корейской сливы, винограда и даже сосновых иголок. Точно так же сложно определить точный процент алкоголя. Большая часть соджу, представленных в масс-маркете, – это напитки с крепостью от 12 до 20%, но некоторые (и при этом неплохие) образцы могут достигать крепости и в 25%, и даже в 45%!

ТОП100

Хотя харизма соджу может изменяться в зависимости от бренда, в целом оно имеет свежий, нейтральный вкус, похожий на водку, но с явно ощутимой текстурой и менее резким привкусом алкоголя. Его легче пить, чем водку или джин, и именно это стало одной из причин, почему соджу присутствует в каждой популярной дораме. Кроме того, бренды соджу часто сотрудничают с k-pop айдолами, что еще больше повышает узнаваемость и привлекательность напитка на международном рынке.

Сами корейцы описывают вкус соджу как «чистый», «сладкий» или «гладкий». Обычно первая порция имеет насыщенный и бодрящий вкус, отчетливо и резко отдающий спиртом, но с каждым последующим шотом характер соджу кажется мягче и легче.

the-creativv-JWqQFv0n5U4-unsplash.jpg

Фото: © The Creativv/Unsplash

Соджу, которое производится в промышленных масштабах, перегоняется из дешевых ингредиентов вроде сладкого картофеля, пшеницы или тапиоки. Конечный продукт терпко горчит – чтобы это замаскировать, производители используют искусственные подсластители, и именно благодаря таким подсластителям большинство недорогих соджу имеет тот самый сладковатый вкус. Совсем иначе ведут себя крафтовые соджу: они более сложные, с более продолжительным, звучным послевкусием и более широким спектром вкусовых характеристик. Например, соджу Golden Barley известно нотками корейской сливы и косточковых фруктов, а Samhae выделяется среди остальных своими ореховыми и солеными нюансами.

Производство соджу

Процесс производства соджу начинается с приготовления нурука, который представляет собой закваску для брожения из молотой пшеницы, риса и ячменя. Нурук смешивают с водой до тестообразной консистенции, а затем формуют в виде большого кекса и оставляют для брожения. Через несколько недель, после того как испарится вся влага и нурук затвердеет, его растирают в порошкообразную смесь.

Убедившись в том, что нурук готов, производители приступают к ферментации белого риса: его промывают, готовят на пару, дают остыть, после чего смешивают с порошком нурука и небольшим количеством воды. Перебродив в течение двух недель, эта смесь превращается в субстанцию, которую корейцы называют «вончжу». Но на этом все только начинается.

После еще некоторого брожения вончжу распадается на два слоя. Верхний слой прозрачно-золотого цвета называется «чхонджу» или «якджу». Нижний слой («такджу») представляет собой более мутную беловатую смесь, в которой оседает большая часть рисового осадка. Любопытно, что в дело идут все продукты брожения: например, такджу разбавляется и превращается в макколли – корейское рисовое вино, которое исторически считалось более дешевым (но при этом не менее вкусным) алкогольным напитком для фермеров и бедняков.

Для соджу используется верхний слой, который отфильтровывают и помещают в традиционный аппарат для перегонки – соджугори. В отличие от традиционных металлических перегонных кубов, соджугори делается из керамики, имеет форму песочных часов и разделен на три основные камеры. Чхонджу помещают в нижнюю камеру, где он испаряется. Поднимающиеся пары спирта конденсируются в верхней части, а затем через носик стекают в сборный сосуд. Готовый дистиллят собирается и выдерживается, а затем разливается в бутылки.

shutterstock_2468564169-min.jpg

Фото: © Shutterstock

Отметим сразу, что описанный только что метод представляет собой традиционный способ производства соджу. В наши дни этот процесс приобретает более масштабный и современный характер, включая использование медных перегонных кубов или вакуумной дистилляции. Кроме того, производители нередко добавляют ароматизаторы или подсластители в готовый дистиллированный спирт или дополнительно разбавляют его водой.

Виды соджу

На сегодняшнем рынке соджу представлено в трех разных ипостасях. Первый тип – это «чистое» соджу с довольно высоким (около 25%) содержанием алкоголя. Большинство брендов выпускают чистое соджу все реже и реже – из-за того, что популярнее становятся более легкие «разбавленные» образцы. При производстве этого напитка в дистиллят добавляют воду, чтобы снизить содержание алкоголя. Как правило, «разбавленное» соджу имеет содержание алкоголя около 14% – это делает его идеальным лонг-дринком. Наконец, в магазинах Кореи можно встретить ароматизированное соджу с фруктовым вкусом и крепостью в 12-14%. Этот легкий и приятный напиток можно употреблять самостоятельно или использовать в качестве ингредиента для коктейлей.

eiliv-aceron-Iu9whQlcnxE-unsplash.jpg

Фото: © Eiliv Aceron / Unsplash

Как пить соджу

Чаще всего соджу пьют в чистом виде, предварительно его охладив и наливая в рюмки примерно по 50 мл. В идеале этот процесс представляет собой мини-ритуал. Например, в корейской культуре считается неприличным наливать себе самому – вместо этого нужно передать бутылку другому, чтобы он налил вам. А если ваш собеседник старше вас, обязательно наливайте ему соджу, держа бутылку двумя руками.

Если соджу в чистом виде не для вас, попробуйте освоить сомэк. Этот своеобразный «ерш» (название которого происходит от слов «соджу» и «мэкджу», то есть «пиво») невероятно популярен в Корее. Чаще всего сомэк смешивают из расчета «две части соджу – пять частей светлого пива», но вы можете подобрать соотношение ингредиентов, исходя из ваших личных предпочтений. Любопытно, что в Корее продаются даже специальные сомэк-бокалы с линиями, отмечающими различные «золотые сечения».

Для тех, кому скучно просто смешать сомэк в бокале, существуют два несложных способа раскрасить жизнь новыми красками. Первый – «Соджу-бомба» – представляет собой вполне знакомый вариант нашего «ерша», когда шот с соджу бросается в кружку с пивом, после чего получившийся коктейль нужно немедленно выпить. Второй – «Сеульский поезд» – требует определенной сноровки и осторожности. Выстройте в ряд стаканы, наполовину наполненные пивом, после чего поставьте рюмки с соджу сверху на кромки между ними. Слегка щелкните по одной рюмке и наслаждайтесь тем, как остальные, словно костяшки домино, падают в пиво.

shutterstock_1993220489-min.jpg

Фото: © Shutterstock

Что попробовать

Chamisul («Чистая роса») – самый популярный в Корее бренд соджу; популярный настолько, что получил прозвище «гукмин соджу», то есть «национальное соджу». Более распространенное и более сладкое Chamisul Fresh имеет крепость 17%, а Chamisul Original с красной крышкой – 20%. Chamisul отличается от других брендов тем, что это соджу фильтруется не один и не два, а целых четыре раза, причем через бамбуковый уголь, чтобы обеспечить более чистый и свежий вкус.

Chum Churum («Как в первый раз»). Прямой конкурент Chamisul. Бренд делает акцент на использовании воды с пониженным содержанием щелочи, что придает Chum Churum мягкий вкус и слегка маслянистую текстуру. Основой для этого соджу становятся рис, картофель, батат и тапиока.

Для производства соджу C1 используется смесь очищенного риса, ячменя и тапиоки, а также вода из природных источников с горы Самгаксан. Популярность бренда связана с шелковистостью текстуры его соджу, которая, в свою очередь, объясняется использованием технологии SOVIA (Sound Vibration Aging Process), стабилизирующей процесс ферментации с помощью звуковых вибраций.

Фото: © Shutterstock

Фото: © Shutterstock

O2 Linn часто называют «кислородным соджу». Этот бренд утверждает, что в его напитках содержится в три раза больше кислорода, чем в большинстве других соджу, представленных на рынке. По словам маркетологов O2 Linn, это не только гарантирует напитку более свежий и четкий вкус, но и позволяет потребителю быстрее протрезветь.

Соджу Joeun Day («Хороший день») производится на винокурне Muhak Distillery в Ульсане из щелочной воды с горы Чири. Один из первых производителей соджу, который сделал упор на продукцию с низким содержанием алкоголя. Благодаря невысокой крепости в 16,9% и вкусу черники Joeun Day особенно популярно среди студентов университетов Кореи.

Артур Мирасов

бар-менеджер ресторана Koji

В России соджу пока не так популярен, как в Южной Корее, где он является национальным алкогольным напитком. Однако интерес к корейской культуре и кухне в последние годы растет, что способствует постепенному знакомству россиян с соджу. Перспективы развития соджу-культуры в России есть, особенно среди молодой аудитории, интересующейся азиатскими трендами.

Соджу отлично сочетается с традиционными корейскими закусками, такими как кимчи, пулькоги, чапчхэ, и другими блюдами корейской кухни. Также соджу можно использовать в коктейлях: из-за широкого вкусового спектра и маленькой крепости оно не только прекрасно сочетается с белыми спиртами, но и поддерживает тренд Low ABV коктейлей. Кроме того, соджу классно сочетается с пивом. Помимо употребления в чистом виде, соджу также используется в корейской кухне для приготовления различных блюд, таких как маринады, соусы и даже десерты.

Среди наиболее известных брендов соджу, представленных на российском рынке, можно выделить HiteJinro. Линейка этого бренда включает как классические варианты, так и ароматизированные соджу с различными вкусами – например, персиковый, клубничный, виноградный, сливовый и т. д.

Виталий Цай

шеф-бармен Coba, Cape, Ugolёk, LevelDva, FullMoon

Соджу для России – это продукт, который в основном знаком профессиональному сообществу и барным гикам. И тем не менее он набирает популярность прямо на наших глазах. Например, пробегая как-то ночью по Москве, я наткнулся на «Соджушную» – и не смог пройти мимо. Исполнение, правда, разочаровало, но первые ласточки, как говорится, уже полетели. Кроме того, стали появляться российские бренды соджу. В общем, интерес к продукту растет.

Если говорить о правильном употреблении соджу, то обычно азиатские напитки пьют либо в чистом виде, либо в составе микс-дринков. Но мне как бармену интересно выполнить другую задачу и раскрывать продукт и его вкус. Так, пара ложек фруктового или ягодного соджу придадут более многогранный вкус классическому гимлету. Соджу будет хорошо сочетаться с нейтральными спиртами (например, водкой), но в балансе кислого и сладкого. Ну и, конечно, как кореец, не могу обойти классику – сомэк, соджу + пиво. Это я даже не буду комментировать.

Хочу выделить две линейки соджу, которые 100% заслуживают внимания. Первая – это HiteJinro, огромный производитель, давно известный на рынке и с очень хорошим продуктом. Второй – Chum Churum Soonhari, ставший для меня недавно настоящим открытием. Закончить хочу строками, которые лучше всего передают идею соджу: «Как молодая птица, впервые летящая в небе; как росток, впервые поднявшийся из земли; даже с наступлением сумерек мы начинаем новый день, как утро, как весна, как в первый раз».

Сергей Пащенко

бренд-менеджер направления «Азия» Simple Group

В Корее есть поговорка: «Соджу на вкус как жизнь: иногда оно сладкое, иногда горькое, а иногда просто мягкое и спокойное». Для наших соседей соджу является по-настоящему культовым напитком, но с недавнего времени оно становится все более и более популярным в России. У нас его знают и любят многие, особенно молодежь – благодаря популяризации в корейских дорамах (например, таких как «Работай позже, веселись сейчас», она же Sulkkundosiyeojadeul), через музыку k-pop, кухню и другую «мягкую силу».

Кстати, о кухне. Идеальная пара для соджу – это жаренное на гриле мясо (самгёпсаль и прочие), а также «блинчики» с луком и морепродуктами: хэмуль паджон, таккальби и поссам. Если говорить о каких-то конкретных брендах, то крупнейшими и известнейшими являются HiteJinro со своим Chamisul и Lotte с брендом Chum Churum.

shutterstock_2012638418-min.jpg

Фото: © Shutterstock

Фото на обложке: © Samia Liamani / Unsplash.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email