Вино продолжает оставаться одной из самых эффективных альтернативных инвестиций, зачастую опережая по темпам роста фондовые рынки, недвижимость и классическое искусство. Но подделки никуда не делись: по данным Ведомства по интеллектуальной собственности ЕС (EUIPO), мошенники ежегодно приносят $3,18 млрд ущерба мировой индустрии спиртных напитков.
Фото: © BitWine
NFT – это уникальный цифровой сертификат, который хранится в блокчейне и не может быть клонирован. Он гарантирует оригинальность любого предмета: как цифрового, так и физического. Так коллекционер, купивший бутылку вина с NFT-сертификатом, может легко проверить ее происхождение и проследить движения на вторичном рынке. Но было бы скучно, если бы продавались лишь токены на реальные бутылки. Посмотрим, что еще предлагают на винном NFT-рынке.
Завести виртуальный погреб
Компания BitWine совместно с сомелье Лорен Вейл разработала коллекцию из 1000 цифровых вин, вдохновленных великими винами из реального мира. Каждое, по сути, уникальное произведение искусства. Если основатель Facebook Марк Цукерберг прав и все мы скоро будем жить в метавселенной, то почему бы не завести погреб с виртуальными винами, которыми можно похвастаться перед друзьями, когда они придут в гости? BitWine продают NFT блоками по 50 вин из разных регионов производства – есть даже лот за $300 тыс.
Фото: © BitWine
Услуги посредника
Компания WiV Technology помогает производителям и дистрибьюторам со всего мира продавать NFT на их вина. Тем временем платформа Wokenwine, которая начнет работать уже этим летом, будет помогать хозяйствам наладить прямые продажи токенов на свои позиции.
Аналогичный проект – Winechain – до конца 2022 года запустит бывший вице-президент по розничной торговле Amazon в ЕС Ксавье Гарамбуа. «Наша цель – построить динамичные и интерактивные отношения между престижными винодельнями и требовательными потребителями. Производители осознали возможность создания отличного канала прямого доступа к клиенту, который они смогут контролировать, и поскольку они понимают, что мы сможем обеспечить первоклассное хранение и отгрузку», – сказал Гарамбуа журналу Decanter.
Покупатели получат доступ к редким винам с гарантией подлинности — бутылки будут храниться в погребе Winechain до момента отправки. При желании коллекционеры смогу продать винные NFT.
Платформа Cult Wines, основанная еще в 2007 году, также помогает хозяйствам токенизировать их вина. Так, в июле 2021 года они продали за $100 тыс. NFT на баррик Château Angélus 2020 винтажа – к нему также прилагалось цифровое произведение искусства, приглашение на дегустацию, ужин и сбор урожая.
Фото: © Cult Wines /Château Angélus
Тем временем компания Hello Fam! сделала коллаборацию с израильской винодельней Jezreel Valley – ящик их вина Genesis Vintage 2021 можно купить только с помощью блокчейна, к нему также прилагается цифровой арт. Вино будет храниться в течение неопределенного времени в застрахованном помещении с контролируемой температурой. В любое время инвестор сможет погасить свой токен и получить бутылки.
Прямые продажи от хозяйств
Прогрессивные хозяйства обходятся без посредников и создают токены на свои вина самостоятельно. Так поступили в Yao Family Wines – калифорнийской винодельне, принадлежащей суперзвезде NBA Яо Мину. Они продали 200 бутылок The Chop Cabernet Sauvignon 2016, к каждой из которых прилагался коллекционный цифровой арт.
Château Darius, расположенное в Сент-Эмильоне, также продает NFT для каждого урожая. В пакет входит цифровой арт, две физические бутылки вина и возможность хранить их на винодельне.
Культовая австралийская винодельня Penfolds в ноябре 2021 года за 12 секунд продала NFT на бочку своего Magill Cellar 3 Cabernet Shiraz 2021 за $130 тыс. Чуть позже, в январе, они распродали еще одну партию NFT-лотов – 300 бутылок Penfolds Magill Cellar 3 2018 ушли за 10 часов.
Фото: © Penfolds
Какие еще плюсы
- NFT может выступать новой формой краудфандинга – коллекционеры покупают токены новоиспеченного хозяйства, чтобы помочь ему начать работу.
- Токены также позволяют винодельне или первоначальному эмитенту продолжать зарабатывать деньги на вторичном рынке. Бутылка Romanée-Conti 1945 года в 2018 году ушла за рекордные $558 тыс. Однако винодельня не заработала на этой сделке – все ушло аукционному дому и посреднику. Если бы 77 лет назад хозяйство привязало к этой бутылке NFT, оно смогло бы получить часть прибыли. Ведь во многих блокчейнах NFT можно запрограммировать так, чтобы первоначальному владельцу капал процент от каждой транзакции на вторичном рынке. Но тогда, конечно, такой возможности не было.
Фото: © Sotheby's
А есть ли минусы
- Мошенники могут получить доступ к вашему блокчейн-хранилищу и вывести токены на другие аккаунты. Так, в начале 2022 года хакеры украли у коллекционера Тодда Крамера 15 изображений со «скучающими обезьянами» в виде NFT-токенов на сумму $2,2 млн. Потеряла digital-работы и голландская художница Лоис ван Барле – спустя время она нашла их выставленными для продажи на ведущем NFT-маркете OpenSea.
- Невозможно проследить судьбу бутылки, если человек решил забрать ее из погреба. NFT представляет собой лишь свидетельство о праве собственности, оно остается действительным только до тех пор, пока вино безопасно хранится в погребе производителя, аукционного дома или сторонней площадки. Как только вино лишается их надзора, в теории токен должен быть уничтожен.
- Высокая доля криптоинвесторов приходится на молодых людей. А эта аудитория, полагает обозреватель винного рынка США Роб Макмиллан, не сильно заинтересована в вине, больше сфокусирована на своем здоровье. Индустрия делает недостаточно для изменения своего маркетингового позиционирования, чтобы привлечь и удержать эту группу потребителей, убежден эксперт.
Фото на обложке: © Pawe Czerwinski/Unsplash.