Как Таро проделали путь от игральных карт до винных этикеток и стали вдохновением для брендов? Читайте в нашей статье. А путь был долгим и занял более 500 лет.
В 1743 году вышла книга «История города Витербо» итальянского историка Фелисиано Бусси, в ней он процитировал еще более раннего коллегу Джованни Ковелуццо, который рассказывал о том, что в 1379 году в Витербо из страны сарацинов пришла игра в карты. Называлась она Naibi и предположительно стала прототипом карт Таро. Старших арканов в Naibi еще не было, а поскольку изображения людей запрещены Кораном, это были карты с орнаментами-арабесками. В стамбульском музее хранится неполная колода подобных карт.
Со временем в игре появились старшие арканы, произошло это предположительно в Италии, где она стала называться Tarocco или Tarocchi, Tarock – в Германии и Tarot – во Франции. Одна из старейших известных по сей день колод была создана в 1450 году и носит название «Таро Вискони-Сфорца», по имени заказчика карт, миланского герцога. В этой колоде присутствуют все старшие арканы, кроме «Башни» и «Дьявола» (не известно, утеряны ли они или тогда еще не являлись частью колоды).
«Таро Вискони-Сфорца». Фото: © Wikipedia / Общественное достояние
Гадать на картах Таро стали значительно позже, только к концу XVI века появились первые упоминания об использовании карт для предсказания судьбы человека. Современная колода состоит из старших арканов, их в колоде 22, а также из младших – 56 карт и 4 масти – кубки, жезлы, мечи и пентакли. В младших арканах есть еще так называемые придворные карты – карты с изображениями людей.
Сейчас работу карт Таро часто объясняют тем, что они за многие столетия стали символом и отражением коллективного бессознательного – да, согласно той самой теории Карла Юнга. Таким образом, архетипы, которые веками, даже тысячелетиями существуют в наших головах, получили воплощение в картах. Карты Таро стали своего рода проводниками, позволяющими заглянуть в бессознательное, которое может ответить на вопрос, дать совет или направить.
Изображения карт пропитаны символами и метафорами, которые могут рассказать уникальную историю, наполненную деталями и смыслами. Но помимо эзотерики и символизма, карты Таро всегда весьма эстетичны: свои версии оформления колод рисовали художники и дизайнеры, превращая их в произведения искусства.
Фото: © Shutterstock
В последние годы карты Таро все чаще стали появляться в сферах, не связанных с эзотерикой. Например, в 2021 году вышла кутюрная коллекция Christian Dior, каждый образ которой был посвящен одному из старших арканов Таро. А Dolce & Gabbana еще в 2009 году выпустили коллекцию ароматов, олицетворяющих некоторые старшие арканы, парфюмы так и названы в честь них – L’Imperatrice («Императрица»), La Roue de la Fortune («Колесо Фортуны»), La Lune («Луна»), La Force («Сила») и так далее. Также в 2022 году на Венецианской биеннале на одной из встреч, посвященных искусству, была рассмотрена тема «Сюрреализм, оккультизм, Таро и магия».
Конечно, красивые загадочные изображения не могли не вдохновить виноделов на создание этикеток. Арканы способны рассказать о концепции, ценностях, настроении и характере вина гораздо глубже.
Чаще всего виноделы выбирают самые «романтичные» образы. Например, «Влюбленные» – это открытость любви и эмоциям, новые возможности, выбор и принятие судьбоносного решения; «Императрица» – женское начало, изобилие, благополучие; «Звезда» – новые идеи и стремления, благоприятный прогноз на будущее; «Луна» – загадочность и обманчивость, иллюзии и отсутствие ясности; «Солнце» – жизненная энергия, позитив, просветление; «Мир» – завершение цикла, гармония, единство со Вселенной.
Например, пьемонтский бренд Malvirà для своего логотипа выбрал изображение по мотивом аркана «Колесо Фортуны» – колесо, ангел и дракон, символизирующий дьявола. Сюжет этой карты – о добре и зле, удаче и провале. Семья виноделов объясняет выбор тем, что карты и вина всегда были неотъемлемой частью культуры Пьемонта: по вечерам в местных тавернах их можно было увидеть на каждом столе. А на этикетках вин Malvirà из арнеиса и барберы можно увидеть арканы «Колесница», «Императрица», «Луна» и «Мир».