Винные карты — говорим о трендах
Винные карты: откуда тренды растут

Винные карты: откуда тренды растут

Александр Рассадкин

Автор

12 января 2021

Александр Рассадкин продолжает рассказывать о том, как учитывать различные виды коммуникации при создании винных карт. В прошлый раз мы разбирали стилистическое деление вин по их органолептическим признакам, а также набор самых популярных позиций, которые продают себя сами. В этот раз поговорим о трендах.

Содержание
  • 1990-е
  • 2000-е
  • 2009–2013
  • 2015–2019
  • Винная карта воображаемого винного бара

Умение отражать тенденции мира вина в карте становится все более важным и определяет теперь уровень не только винного ассортимента, но и ресторана в целом. С развитием рынка HoReCa гости стали образованнее и любопытнее. Страх перед неизведанным сменился интересом к новому. Темп жизни и скорость передачи информации привели и к ускорению смены трендов. Но чтобы понять, что есть тренд сегодня, нужно разобраться, какие тенденции господствовали до этого. Давайте посмотрим, как в современной России менялись винные карты, и плавно подойдем к ситуации сегодня.

© Louis Hansel/Unsplash

1990-е

Эпоха зарождения

Не будем обсуждать, что пили в царскую эпоху или при Советах. Все это отдельные истории со своим началом и со своим же концом, который никак не связан с сегодняшней темой. Конечно, наши первые дорогие рестораны в 1990-х выглядели как попытка вернуть былую роскошь дореволюционных времен, но в очень «советском» исполнении. Первые полноценные винные карты и первые сомелье появились лишь в самом конце 90-х.

Мы, как и любой зарождающийся рынок, считали, что вино бывает только французским. Сомелье должен носить на шее тастевен (фр. tastevin – чаша для пробы вина), а карта должна быть похожа на энциклопедию в кожаном переплете. С кожаным переплетом проблем не было, а вот с наполнением... В ресторанах намного чаще пили DRC и «петрюсы», но за пределы Бордо, Шампани и Бургундии выйти было практически нереально. В зависимости от уровня заведения, переплет мог скрывать перечень как дорогих, так и столовых вин.

© архив SWN

© Роман Суслов

2000-е

Рост культуры

С 2000 по 2005 год пошел качественный рост. Появились школы и конкурсы для сомелье, а количество самих сомелье в ресторанах уже измерялось десятками. Открывались новые рестораны и туристические направления. Писались и переводились книги о вине, появились первые журналы. Импортеров стало больше, они начали занимать пустовавшие до этого ниши. Так мы узнали об итальянских, испанских и новосветских винах.

Сложно представить, но в середине 2000-х Италия была чем-то очень новым, малоизведанным и не для всех. Нет, речь не о тоннах недорогого пино гриджо, а о супертоскане, Пьемонте и навороченных белых из Фриули и Альто-Адидже.

С ростом цен на нефть увлечение этими винами стало приобретать более массовый характер, пока наш винно-гастрономический «Титаник» не наткнулся на экономический кризис 2008 года. Можно отметить, что винные карты изменились и визуально: все меньше «кожи» и все больше креатива при создании разделов.

© Роман Суслов

2009–2013

Жизнь после кризиса

На экономический наложился и внутренний акцизный кризис российского винного рынка, и мы увидели резкое сокращение числа импортеров, как следствие – ассортимента и рост цен. Я прекрасно помню те времена, так как это было начало моей профессиональной карьеры. Тогда шабли перестало быть «вином до 1000» (смешно сейчас звучит, не правда ли?). Открылась труба бюджетного пино гриджо. Много было Чили. Его и в 2008-м было много, но в супермаркетах, а в 2010-м эти же бутылки появились в винных картах.

При резких изменениях цен это характерно – пытаться удержать привычные цифры в картах, подставляя более доступные позиции. Тяжелая ситуация привела к довольно досадной картине. Сохранилась привычка иметь винную карту, держать в ресторане сомелье, но сам уровень вин заметно просел.

К счастью, машина винной культуры продолжала набирать обороты. Знания и энтузиазм профессионалов рынка не позволили этим печальным тенденциям нанести серьезные травмы. Новозеландский совиньон пошел в народ, а вот немецкий рислинг еще представлялся абсолютно никому не нужной категорией. Я уже не говорю об Австрии.

И вроде бы уже настало то самое время, когда нас должна была накрыть волна «био-шмио», но кризис 2014 года замедлил этот процесс. Не буду повторяться – сценарий был похожим. Снова банкротство импортеров, перебои поставок и рост цен.

© Anton Mislawsky/Unsplash

2015–2019

О современных трендах

Общее направление трендов не сильно повернуло с 2015 по 2019 год, но некоторые изменения все же произошли. Следует, впрочем, учесть, что время прихода тренда и его сила зависят от конкретного места. То, что было популярным в Москве в 2015 году, может только начинаться где-нибудь в Ижевске или никогда не прийти в Улан-Удэ. Поэтому, говоря о трендах «у нас», я имею в виду Питер и Москву. Чтобы не запутаться, я разбил основные направления на отдельные абзацы.

Переворот вкусов

Смена трендов должна происходить ярко, в этом весь смысл. Поэтому нужно взять все, что было характерно для прошлой эпохи, и перевернуть. Мы жили в мире, где большинство белых вин были легкими, а красных – насыщенными. Теперь все наоборот: сложные и насыщенные белые и гастрономичные и тонкие красные.

Если вы привыкли, что розовое должно быть максимально бледным, то правила поменялись, сейчас в моду входят насыщенные, почти красные вина. Помимо этого, давно начался процесс глобального изменения вкуса. «Сладкое» под давлением ЗОЖ и профессиональной сноб-тусовки постепенно проигрывает борьбу «кислому». Причем кислый вкус одерживает победы и на других фронтах: пообщайтесь с современными любителями кофе или пива.

© Janko Ferlic/Unsplash

© Anton Murygin/Unsplash

Географические сдвиги

В 2015-м мы наконец-то открылись винам Германии и Австрии. Рислинги, грюнеры, шпеты и цвайгельты не только стали естественным атрибутом карты, но и мерилом ее современности. Вытесняя поднадоевшую Италию, они заняли прочное место в «бокалах» и даже попытались ворваться в «премиум».

Прошла любовь к Новому Свету. Для сомелье «Чили» стало ругательством, хотя народная любовь к совиньонам, ширазам и мальбекам никуда не делась. Солидный кусок от Италии вернула себе Франция. В мировом масштабе продолжается расширение географии. Новые страны, новые регионы. Но это скорее можно объяснить тягой ко всему новому (см. следующий абзац). Во Франции внимание переместилось на Луару и в Жюру в 2015-м, а к 2018-му заново проснулся интерес к Северной Роне. В Италии сейчас модно обсуждать вина Этны и Северного Пьемонта. Испанцы по-новому открывают Каталонию, Галисию и Мадрид.

Удиви меня!

Изменилось и отношение к вину. Выросло поколение потребителей, которое жаждет новых впечатлений и поводов для поста в Instagram. Они идут в ресторан не для того, чтобы утолить голод или вкусно поесть, а за новыми ощущениями.

К вину те же требования: новые страны, новые сорта, новые этикетки, подходы – что угодно, лишь бы удивить! Под этот запрос появляется новый тип заведений – винные бары. Не то чтобы их не было раньше, но теперь они стали выполнять образовательно-развлекательную функцию. Даже некоторые рестораны взяли ее на себя, и их винные карты втянули в себя все разнообразие винного мира.

Это также повлияло на расширение ассортимента бокальных позиций. Некоторые заведения даже стали использовать новый формат: помимо бутылки (0,75 л) и бокала (0,125 л) они предлагают «дегустационную порцию» (50–75 мл).

В конце 2019 года можно было с уверенностью сказать, что российский винный рынок достиг исторического максимума представленных на нем вин. Особенно интересно наблюдать, как становятся популярными сорта, которые еще вчера считались неподходящими для создания интересных вин. Гаме, алиготе, айрен, глера, ламбруско, гарнача – в приличном обществе такое даже не произносили, а теперь это самые обсуждаемые сорта.

© Pietro Tebaldi/Unsplash

Идеологические сдвиги

Я знаю, что вы ждете рассказов о популярности натуральных и биодинамических вин, но сегодня речь пойдет не о сере, рогах и лунных циклах. Человеку всегда нужен был простой способ определения, что есть хорошо, а что плохо. В разные эпохи эту функцию выполняли совершенно разные признаки. Когда-то качество скрывалось в «терруаре». Затем его ценность подменили системой контроля качества и различными классификациями. Для многих важную роль играли современные технологии и достижения науки, а для кого-то все решали оценки винных критиков.

И вот мы, устав от глобализации, корпораций и коммерции, потянулись к «человеческому». Нам стало интересно авторское кино, крафтовое пиво и аутентичное вино. Но как понять, какое вино «аутентично»? Нет никакой всемирной комиссии авторских вин и единого реестра. Эту функцию и выполняют различные «био-шмио» сертификаты и закапывание рогов. Так потребитель понимает, что винодел «запаривается» и старается сделать аутентичный продукт.

К этому добавилось еще и то, что сам винодел стал ближе к народу. Рассказы про 15 поколений виноделов и аристократическое происхождение увеличивают дистанцию и превращают мир вина в пыльный сборник средневековых сказок и легенд. Все чаще сомелье привлекают истории «простых ребят»-виноделов, которые пьют с ними вместе, а еще вчера были серфингистами или IT-специалистами.

Всем, правда, не так важно, как именно распыляется препарат 505. Производители Шампани доказали, что можно обойтись и без сертификатов и луны, достаточно отделиться от крупных массовых производителей. В данном случае это маркировка Récoltant Manipulant (RM). И уже не имеет значения, используешь ли ты серу и фунгициды, ведь ты находишься в зоне авторского и артизанального.

В 2015-м многие рванулись делать 100% «натуральные» карты, однако к 2019-му передовые заведения Европы стали добавлять от 10 до 25% «классики». В 2018–2019 годах «органика» стала массовым явлением и пошла в супермаркеты, перестав быть символом аутентичности. В Европе это случилось на несколько лет раньше.

© Foradori

Крафтовый подход

Не могу я удержаться от аналогий с пивом. Уж слишком много схожих процессов здесь происходит. Про идеологию мы уже поговорили, тут все понятно. Но недавно я обратил внимание еще на одно сходство. В мире пива производители давно ушли от идеи «терруарности» к идее «стилей». Крафтовики каждый год придумывают новую интерпретацию какого-нибудь исторического всеми забытого стиля. И смысл сводится к тому, что по всему миру варят по ныне актуальному рецепту. Производители не стремятся делать одни и те же сорта из года в год, они постоянно изобретают новые этикетки, за которыми скрываются новые стили.

А теперь вернемся к вину. Что такое на самом деле петнат? Это сделанный по определенной технологии стиль вина, не привязанный к географии и даже не совсем связанный сортами. Его, как какой-нибудь стаут, могут сделать где угодно, и он уже стал самостоятельной категорией. То же самое с «оранжевыми» винами. Еще одна воскрешенная технология (чем не Gose или IPA?), получившая свой раздел в винной карте.

Не получилось массово продвинуть название для всех этих карбонических легких красных вин, но все же иногда можно услышать термин vin de soif (жаждоутолители). В 2018–2019 в разных точках планеты виноделы возрождают интерес к винам, выдержанным под дрожжевой пленкой (как херес fino или vin jaune в Жюре). Рецептов в вине в любом случае будет меньше, в отличие от пива здесь больше ограничений по ингредиентам, но общие тенденции похожи. 

© Роман Суслов

© Роман Суслов

Оформление и сервис

Очень грубо можно сказать, что от вычурности и сложности вино уходит в простоту и лаконичность. Магический и недоступный мир вина, который представал перед нами в виде винных альманахов и проводников-переводчиков-сомелье, постепенно уходит в прошлое. Карты становятся проще, надоело придумывать авторские разделы, вина зачастую просто напечатаны списком на листе из крафтовой бумаги. С бумаги карта может переместиться и в планшет, и на меловую доску.

Сомелье не носят костюмы, не говоря уже про тастевены и декантацию над свечой. Винные бары вообще подразумевают, что каждый, кто работает в зале, сам и официант, и сомелье. Даже название профессии вызывает все больше споров и обсуждений.

При этом никуда не девается желание удивлять гостя и миксовать необычность с традициями. Так в 2014–2016 гг. все вдруг вспомнили про сабраж, затем престижные заведения с большим ассортиментом старых вин стали использовать так называемые port tongs (разогретые на огне щипцы для откалывания горлышка старого вина вместе с пробкой). Отдельного разговора заслуживает система Coravin, позволяющая наливать вино из закрытой бутылки. Благодаря ей в передовых ресторанах мира «на бокалах» появились великие вина.

В нашей же стране некоторые не совсем верно истолковали основное назначение девайса и оценили энтузиазм российского гостя. Кто-то поставил на коравин пино гриджо, а кто-то всю винную карту, что привело к постепенному увяданию «понадкусанных» вин. Важно понимать, что не все тренды применимы ко всем рынкам. У нас, к сожалению, не так много гостей, которые готовы пить по бокалам Hermitage от J. L. Chave.

Не только вино

Современное западное общество становится все более космополитичным. Это касается и винных профи. Сейчас уже редко услышишь фашистские лозунги о том, что «вино – лучший из напитков», а желание исследовать и удивлять выводит за границы виноградного сырья. Чтобы было удобнее переходить, для «винных» людей построены своеобразные мостики к другим напиткам.

Мир пива манит кислотными, выдержанными и «дикими» бельгийскими стилями (Lambic, Gueuze, Red Flanders, Oud Bruin). Можно даже иногда выдерживать в винных бочках или проводить ферментацию в бутылке на «шампанских» дрожжах.

«Винные» бочки – отличный проводник и в мир крепких напитков. Кто откажется попробовать торфяной виски бочковой крепости, выдержанный в бочке из-под «петрюса»?

Сложно представить модную винную карту без артизанальных сидров. Некоторые даже ставят их в один раздел с игристыми винами, особенно если этот сидр сделан знаменитым сомелье.

Самые продвинутые профессионалы давно не боятся саке, но чтобы оно не пугало гостя, появляются свои «винные» сорта: игристые, с хорошей кислотностью или сделанные в сотрудничестве с известными виноделами.

© Coravin

2020…

Что же нового принес нам 2020 год? Основные изменения коснулись сервиса и закупочной политики. Очередной кризис со всеми его классическими атрибутами снова оттолкнул рынок назад, и творческое уступило место логическому. Карты подсохли, поубавилось желание экспериментировать. Многие снова стали использовать термин «цена-качество». Не хочется здесь говорить про доставку вина и соблюдение санитарных норм при сервисе, но последнее, судя по всему, надолго останется важным аспектом. Больше бесконтактных винных карт, проработка сайтов и возможности предзаказа – это и в обычной жизни сделало бы сервис удобнее.

Что касается винных трендов, то резких изменений в ближайшее время ожидать не стоит. Крафтово-артизанальная волна еще не вышла на пик даже на Западе, а в России этот процесс точно продлится до 2025 года. Единственная угроза – гибель профессионального сообщества и «винной» HoReCa. Все предыдущие кризисы вино выживало благодаря энтузиазму и профессионализму людей, с ним работающих. Если в мире вина пропадет элемент общения, то резко начнет падать вовлеченность и мы скатимся к тому, что предрекают предсказатели-маркетологи. А они предрекают рост популярности вина в жестяных банках, безалкогольных вин, винных коктейлей и смешанных напитков.

© Henar Langa/Unsplash

Винная карта воображаемого винного бара

Допустим, бар находится где-нибудь в Лондоне, чтобы творческий полет не ограничивала суровая действительность. Ассортимент снова на 100% Simple/Vinopolis. Я старался избегать повторения вин одного производителя, но все равно было сложно поместиться в рамки даже 50 вин. Ниже расширенная версия, в Simple Wine News №136 вышла сокращенная. Справа обозначены тренд/категория для каждой позиции.

Champagne & Other Bubbles

  • NV Tour de Gendre Petillant Naturel, Brut, Sud-Ouest, France | петнат
  • 2016 Sumarroca Cava Gran Reserva, Brut Nature, Catalunya, Spain | классика
  • NV Paltrinieri Radice Lambrusco di Sorbara, Brut, Emilia-Romagna, Italy | «мутное» ламбруско
  • NV Vigneti Massa Anarchia Costituzionale, Dolce, Piemonte, Italy | «мутное» москато
  • NV Casa Coste Piane Brichet, Brut, Veneto, Italy | «мутное» просекко
  • NV Jacky Blot Triple Zero, Brut Nature, Loire, France | брют натюр + ансестраль
  • 2010 Mestres Cava Clos Nostre Senyor Gran Reserva, Brut Nature, Catalunya, Spain | классика
  • NV Pierre Gimonnet & Fils Cuis 1er Cru Blanc de Blancs, Brut, Champagne, France | рекольтан
  • NV Chartogne-Taillet Le Rosé, Brut, Champagne, France | рекольтан
  • 2011 Paul Bara Grand Millesime Brut Grand Cru Bouzy, Champagne, France | рекольтан
  • NV Egly-Ouriet Les Vignes de Vrigny 1er Cru, Brut Nature, Champagne, France | рекольтан
  • 2011 Pierre Peters Cuvée Spéciale Les Chetillons Blanc de Blancs, Champagne, France | рекольтан
  • NV Tarlant BAM!, Brut Nature, Champagne, France | рекольтан + редкие сорта
  • 2008 Louis Roederer Cristal, Champagne, France | классика

Orange & Rosé

  • 2018 Aleksandrovic Varijanta Rosé, Sumadija, Serbia | редкие страны
  • 2018 Pierluigi Zampaglione Don Chisciotte, Campania, Italy | оранж
  • 2018 Riecine Rosé, Toscana, Italy | био
  • 2016 Ktima Ligas Lamda, Macedonia, Greece | оранж + редкие страны и сорта
  • 2017 Domaine Bruno Clair Marsannay Rosé, Bourgogne, France | классика
  • NV Pranzegg GT, Alto Adige, Italy | оранж
  • 2016 Vodopivec Vitovska, Friuli, Italy | оранж
  • 2008 Gravner Ribolla, Friuli, Italy | оранж

© Константин Глумер

Sweet & Fortified

  • NV Valdespino Manzanilla Deliciosa 0.75 | классика + выдержка под «флором»
  • 2014 Oremus Tokaji Late Harvest, Hungary 0.5 | классика
  • 2017 Nigl Gruner Veltliner Eiswein, Niederösterreich, Austria 0.375 | Австрия в моде
  • 2016 Reichsgraf von Kesselstatt Riesling Scharzhofberger Spätlese, Mosel, Germany 0.75 | классика
  • 2013 Quinta do Noval LBV Porto, Portugal | классика
  • NV Geoffroy Ratafia de Champagne, France | рекольтан, редкая категория
  • 1999 Château Suduiraut Sauternes, Bordeaux, France 0.75 | классика + возраст

White

  • 2019 Reboreda A Telleira, Galicia, Spain | редкие сорта
  • 2018 Sikory Riesling Family Reserve, Kuban’, Russia | редкие страны
  • 2018 Domaine du Tariquet Amplitude Gros Manseng, Sud-Ouest, France | редкие сорта
  • 2019 Horst Sauer Escherndorfer Lump Silvaner, Franken, Germany | редкие сорта
  • 2017 Domaine Paul Pillot Aligoté, Bourgogne, France | алиготе в моде
  • 2018 Tascante Buonora Etna Bianco, Sicilia, Italy | Этна в моде
  • 2018 Marc Kreydenweiss Kritt Pinot Blanc, Alsace, France | натюр
  • 2018 Domaine Pellé Morogues Menetou-Salon, Loire, France | натюр + Луара в моде
  • 2018 Clemens Busch Riesling vom Roten Schiefer, Mosel, Germany | классика + био
  • 2018 Bruno Giacosa Roero Arneis, Piemonte, Italy | культовый производитель
  • 2018 Domaine de Bellevue Gaia, Loire, France | натюр + Луара в моде
  • 2017 Selvadolce Crescendo, Liguria, Italy | натюр + редкие сорта
  • 2018 Julien Brocard Chablis 7eme, Bourgogne, France | натюр
  • 2015 Valdesil Pezas da Portela Valdeorras, Galicia, Spain | редкие сорта
  • 2017 Thierry Germain Clos du Moulin Saumur, Loire, France | Луара в моде + био
  • 2018 Herve Souhaut Domaine Romaneaux-Destezet, Ardeche, France | натюр
  • 2018 F.X.Pichler Grüner Veltliner Durnsteiner Smaragd, Wachau Austria | классика + Австрия в моде
  • 2016 Te Mata Elston Chardonnay, Hawke’s Bay, New Zealand | Новый Cвет для баланса
  • 2017 Enric Soler Improvisacio, Catalunya, Spain | натюр + редкие сорта
  • 2014 Château Fieuzal Blanc, Pessac-Leognan, Bordeaux, France | классика
  • 2016 Petrolo Boggina B, Toscana, Italy | культовый производитель
  • 2017 Domaine Drouhin Oregon Arthur Chardonnay, Oregon, USA | Новый Cвет для баланса
  • 2016 Domaine de St. Pierre Arbois, Jura, France | Жюра в моде
  • 2017 Pierre-Yves Colin-Morey St. Aubin En Remilly, Bourgogne, France | классика
  • 2018 Emmerich Knoll Loibenberg Grüner Veltliner Smaragd, Wachau, Austria | классика + Австрия в моде
  • 2010 Trimbach Riesling Cuvée Frederic-Emile, Alsace, France | классика
  • 2015 Etienne Sauzet Puligny-Montrachet, Bourgogne, France | классика
  • 2016 Gunderloch Riesling Rothenberg GG, Rheinhessen, Germany | классика
  • 2017 Georges Vernay Les Terrasses de l’Empire Condrieu, Rhone, France | классика + культовый производитель
  • 2006 Cantina Terlan Pinot Bianco Rarity, Alto-Adige, Italy | возраст
  • 2016 Nicolas Joly Savennieres Coulée de Serrant, Loire, France | культовый производитель + Луара в моде
  • 2008 Domaine Bonneau du Martray Corton-Charlemagne Grand Cru, Bourgogne, France | культовый производитель + классика

© Роман Суслов

Red

  • 2015 Domaine Le Roc Fronton le Classique, Sud-Ouest, France | редкие сорта и регионы
  • 2018 Regina Viarum Ribeira Sacra Mencia, Galicia, Spain | сорт менсия в моде
  • 2019 Tue-Boeuf Vin Rouge, Loire, France | натюр + Луара в моде
  • 2018 Anita & Hans Nittnaus Blauer Zweigelt, Burgenland, Austria | Австрия в моде + био
  • 2018 Galitsky & Galitsky Cosaque, Kuban, Russia | редкие страны
  • 2016 Bertani Secco-Bertani, Veneto, Italy | классика
  • 2016 Domaine Bernard Baudry Chinon Rouge, Loire, France | Луара в моде + био
  • 2018 Bodegas Chacra Barda Pinot Noir, Patagonia, Argentina | био + Новый Cвет для баланса
  • 2016 Knipser Spatburgunder Blauer, Pfalz, Germany | красная Германия в моде
  • 2018 Guy Breton Regnie, Beaujolais, France | натюр + Божоле в моде
  • 2014 Hans Igler Blaufrankish Ried Hochberg, Burgenland, Austria | Австрия в моде
  • 2015 Colombera & Garella Lessona Pizzaguerra, Piemonte, Italy | Северный Пьемонт в моде
  • 2017 Domaine Curtet Autrement Rouge, Savoie, France | редкие сорта и регионы
  • 2016 Donnafugata Sul Vulcano Etna Rosso, Sicily, Italy | Этна в моде
  • 2014 Domaine de l'A (Castillon Cotes de Bordeaux), Bordeaux, France | био + классика
  • 2016 Tenuta di Valgiano Palistorti Rosso Colline Lucchesi, Toscana, Italy | натюр
  • 2018 Château Thivin Cuvée Zaccharie Cote de Brouilly, Beaujolais, France | Божоле в моде
  • 2016 Descendientes de J. Palacios Villa de Corullon, Castilla y Leon, Italy | сорт менсия в моде
  • 2018 Foradori Sgarzon, Trentino, Italy | редкие сорта + био
  • 2017 Alain Graillot Crozes-Hermitage, France | классика
  • 2018 Comando G La Bruja de Rozas, Madrid, Spain | сорт гарнача в моде
  • 2016 Domaine Alain Gras St.Romain, Bourgogne, France | классика
  • 2017 Mullineaux Granite Syrah, Swartland, South Africa | модный Новый Cвет
  • 2013 Clos Triguedina Les Galets Cahors, Sud-Ouest, France | классика
  • 2016 Bertinga, Toscana, Italy | новая звезда Тосканы
  • 2017 Felton Road Pinot Noir Bannockburn, Otago, New Zealand | Новый Cвет + био
  • 2008 Château d’Armailhac Grand Cru Classé Pauillac, Bordeaux, France | классика
  • 2015 Chanin Wine Duvarita Vineyard Pinot Noir, California, USA | Новый Свет, модный регион (Санта-Барбара)
  • 2016 Alvaro Palacios Finca Dofi Priorat, Catalunya, Spain | культовый производитель
  • 2014 Domaine Hudelot-Noellat Vougeot 1er Cru les Petits Vougeot, Bourgogne, France | классика
  • 2016 Domaine de la Grange des Peres, Languedoc, France | культовый производитель
  • 2014 Château Les Carmes Haut-Brion, Pessac-Leognan, France | классика
  • 2014 G. Macarello e Figli Barolo Monprivato, Piemonte, Italy | культовая классика
  • 2014 Diamond Creek Volcanic Hill, California, USA | культовая Калифорния
  • 2013 Domaine Pierre Gelin Chambertin Clos de Bèze, Bourgogne, France | классика
  • 2009 Soldera Sangiovese, Toscana, Italy | культовая классика

Фото на обложке: © Семен Кузьмин

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №136.

  • Александр Рассадкин

    Автор

  • 12 января 2021

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari