My default image
Жюра – регион, где время остановилось
ГлавнаяВиноРегионыЖюра – регион, где время остановилось

Жюра – регион, где время остановилось

Дмитрий Волога не попал на очередной фестиваль в Жюру в этом марте по известной всем причине, но все же написал для SWN текст о своем открытии этого загадочного региона, который немало отдегустировал.

Изначально этот материал был задуман как съемка с места событий: в конце марта в Жюре должен был пройти локальный винный фестиваль. Только местные хозяйства, только те, кто про органику и осознанность, и не более шести вин от каждого. У события говорящее название: Le Nez dans la Vert. Читается как «нос в зеленом», а слышится как «нос в бокале» – игра слов. Традиционно несколько сотен носов – сначала любительских, а потом профес­сиональных – на два дня собираются в каком-нибудь домене, прямо в погребе. Вместо стендов – перевернутые бочки. Никакой иерархии и социальной дистанции, все братья-сестры, а кто-то из виноделов может достать гитару и спеть. Но в этом году нам не удалось сунуть нос в местные дела: страна закрыта, выставку отменили. Остаетс­я посмотреть на все это с высоты п­тичьего полета.

Было время

Когда-то вина Жюры были знамениты не меньше бургундских, площадь виноградников приближалась к 20 000 га, и выращивали здесь четыре десятка разных с­ортов. Сегодня от былого величия осталась всего пара тысяч гектаров и пять основных сортов – эхо в­ойны и прочих эпидемий. Название региона стало чем-то вроде пароля, чтобы попасть в эпицентр винного андеграунд­а и стать своим в эстетской тусовке. Вот и готова главная мысль текста: все, что нужно знать про Жюру, чтобы ногой открывать двери в мир прекрасного и очаровательного снобизма. Главное, чтобы вина хватило.

Название региона стало чем-то вроде пароля, чтобы попасть в эпицентр винного андеграунда и стать своим в эстетской тусовке.

Было время, когда эти вина пили короли и даже советские генсеки. Генрих IV ими добивался расположения министров и п­арижских красавиц. Особенно много он пил между сражениями с испанцами. Жюра была популярна среди аристократии и духовенства. А в середине XX века предприимчивый Анри Мэр придумал Vin Fou – «бешеное вино». Его бутилировали до окончания ферментации, оно дображивало в бутылке, было игристым и мутноватым. Так, говорил Мэр, делали наши деды. Ничего не напоминает? Vin Fou продавали на каждом углу по всей Франции – считается, что это самая успешная кампания по продвижению вина. Его подавали даже на женевском саммите в 1955 году, и Никита Сергеевич Хрущев стал первым советским гражданином, попробовавшим петнат. Потом Анри Мэр поспорил на 1000 бутылок, что вручит их тому, кто увидит обратную сторону Луны. Это было время космического бума. В итоге паллета вина отправилась в советскую Академию наук, и сам Королев, говорят, раздавал вино сотрудникам, которые придумали и запустили спутник «Луна-3».

таблица

За лесами, за горами

Жюра расположена между Швейцарией и Бургундией, и ее часто называют зеркальным отражение­м Кот-д-Ора. Сравнение не вполне верно, но кое-что общее есть: климат и маниакальная озабоченность терруаром. Регион обеднел раньше, чем смог освоить новейшие технологии, а потому связь с землей на фоне глубоких традиций здесь сохранилась как нигде. Жюра – страна убежденных почвенников, для которых стиль вина – это прежде всего вкус конкретных обстоятельств, возникших на конкретном участке земли со своими особенностями. Это местная «матрешка», в которой самая последняя фигурка и есть тот гений места, который часто называют терруаром.

Жюра – это и название горного массива, что отделяет Францию от Швейцарии. Именно он дал имя целой геологической эпохе. Юрский период начался пару сотен миллионов лет назад: камни этого возраста были впервые обнаружены и описаны здесь, отсюда и название. Сам же топоним имее­т кельтскую этимологию и переводится как «страна лесов». Здесь расположен один из крупнейших лесных массивов страны. Обилие древесины в свое время стало основой для стекольного производства. Здесь делали бутылки и продавали в Бургундию и Шампань, кое-что оставляли себе.

карта

Светлые умы

Важный символ Жюры – Луи Пастер (1822–1895). Он родился в этих краях и здесь же сделал свои важнейшие открытия, исследуя испорченное вино. Если бы не Пастер, мы, может, и не узнали бы про дрожжи и не началась бы индустриальная революция в виноделии. Он считал, что вино – самая безопасная жидкость, квинтэссенция здоровья и гигиен­ы. С вином тогда были большие проблемы – оно было грязным, быстро портилось или дображивало в бутылке, его было почти невозможно перевозить на большие расстояния. Когда Пастер разобрался с причинами проблем, случился качественный скачок. В Калифорнии Пастер стал таким же популярным, как американский президент.

Здесь же родился Алексис М­ильярде, человек, который придумал самый популярный препарат для борьбы с плесенью – бордоскую смесь (медный купорос). Справедливо было бы назвать эту смесь юрской, но на момент создания он работал в Бордо. Он же одним из первых научился работать с американским подвоем во время нашествия филлоксеры.

Еще одна легенда – Пьер Овернуа. Просто запомните имя. Вряд ли вы когда-нибудь попробуете его вина – он отошел от дел и теперь печет хлеб, а хозяйством управляет его преемник Эммануэл­ь Уйон. Овернуа первым начал делать вина без добавления серы. Говорят, они бывают прекрасны, а бывают ужасны – все по законам натурального жанра. Но пьют их в любом случае не для удовольствия, а чтобы «причаститься».

фото

Аборигены

Но это все славная история, а что сегодня, в чем особенность?

Во-первых, нигде почва так не влияе­т на стиль вина, как в Жюре. В основе терруара – разноцветная мозаика из глины, известняка, мергеля и морских ракушек. Во-вторых, на территории, вдвое меньшей, чем Шабли, делаю­т фантастически широкую палитру вин, а некоторые стили нигде более не встречаются. В-третьих, это с­орта. Официально разрешены пять, с них и начнем.

Шардоне – у него здесь много синонимов: пино блан, мелон д'арбуа, гаме блан, люизан. Но на этикетке вы встретите, скорее всего, старый добрый «шардоне». Выращивают его давно, все-таки рядом Бургундия. Долгое время сорт считали недостойным, и второй шанс у него появился вместе с модой на игристое. В местном кремане шардоне проявляет себя замечательно, и сегодня это примерно четверть всего производства в регионе. В тихой версии сорт тоже популярен. Из него делают вина, очень напоминающие породистую Бургундию. Будьте готовы к объем­у, сложной текстуре и минеральности, нередко – к яркой дубовой бочке.

Саваньен – это местная икона. По сути, это траминер (неароматическая версия более известного гевюрцтраминера), и считается, что это и есть первоисточник. Он произошел от дикой лозы и оставил после себя многоликое потомство по всей Европе. Главная его миссия – Vin Jaune (ван-жон, «желтое вино»). Оно действительно интересно и необычно, специалитет региона.

Пульсар (также известен как плуссар) – главный красный сорт. На входе в деревушку Пюпийе­н (Pupillin) так и сказано: «Пульсар – это в Арбуа наше все». Тонкокожий и капризный, хлопот с ним больше, чем с пино нуа­р. Но его все равно любят. Игра стои­т свеч: если вино получается, то получается хорошо. За бледным в цвете и невесомым в теле вином может скрываться целая вселенная смыслов. Хвоя, канифоль, раздавленные лесные ягоды, красивые животные мотивы – от лошадиной сбруи до старой кожаной куртки – все это можно увидеть в приличном пульсаре. 

Труссо – красный родственник саваньена. Можно встретить на иберийском полуострове – в Португалии его называют баштарду, и он разрешен для производства порто. Любит бабье лето, поздно созревает, толстокожий и неприхотливый. При этом способен на красоту и потенциал, но многое зависит от того, в чьих он руках.

Пино нуар в Жюре известен с XIII века, как и шардоне, но моносортовые вина из него начали делать относительно недавно. А все потому что боялись сделать хуже, чем в Бургундии. Из-за глобального потепления он стал лучше вызревать и все чаще мы видим его соло. Вина из него получаются рельефные, как и здешний ландшафт. Много плоти, характера – среднестатистический пино нуар из Жюры напоминает брусничного буйвола, несущегося с грохотом через сосновый лес. И обуздать его может только правильная работа на винограднике и выдержка в хорошем дубе.

Бокалы

И дижестив

Когда вы попробуете все моносортовые вина, можно приступить к десерту. Vin de Paille («соломенное вино») – это натуральное сладкое вино из подвяленного винограда (используют все пять разрешенных сортов). Виноград традиционно сушили шесть недель на соломенных циновках (отсюда и название), а потом выдерживали минимум полтора года в бочках. Вино получается такое сладкое и душистое, что чувствуешь себя шмелем над прованским разнотравьем. 

Прежде чем встать из-за стола, неплохо бы привести себя в чувство чем-то покрепче. На помощь придет другой специалитет Жюры – виноградное сусло, крепленое выдержанным дистиллятом из виноградных выжимок. А потом еще раз выдержанное. Называется Macvin du Jura («Маквен дю Жюра»). Бывает белым, розовым и красным. Не только сладко, но и крепко, и приятно тонизирует.

Теперь вы понимаете, что Жюра – это такой французский Портленд: время здесь будто остановилось, в воздухе пахнет свободой, любовью и ван-жоном, а местные производители – реинкарнация хиппи. 

фото

Волшебный Vin Jaune

Ван-жон – 100% саваньен, выдержанный в неполных бочках минимум пять лет под дрожжевой пленкой. В Хересе ее называют «флор», здесь «вуаль». Разливают ван-жон в специальные бутылки объемом 0,62 л – считается, что столько вина остается от одного литра после такой длительной выдержки. Продают вино не раньше 1 января на седьмой год от урожая.

Ван-жон упоминался в XIII веке, но остается открытым вопрос – откуда здесь вуаль? Есть мнение, что эта техника появилась, когда территория была под испанской короной. Может, испанский король на себе и принес хересную микрофлору – до Пастера было еще далеко. Самое интересное в нем даже не технология, а стиль. 

Во-первых, это тотально сухие вина: под в­уалью не остаетс­я и намека на сахар. Во-вторых, это высокая, порой шокирующая кислотность. Но в хорошем ван-жоне столько всего помимо кислотности, что к ней быстро привыкаешь. Это как в прохладу моря войти: сначала мурашки, а потом хорошо, и на берег уже не хочется. 

У ван-жона вкус французского карри: много кардамона и зиры, пажитник с кориандром, куркума. Есть и региональные особенности. В Арбуа (не путайте с Абрау – буквы те же) у вина будут ореховые акценты – грецкий, фундук, арахис. Чуть южнее, в Шато-Шалон характер больше торфяной, дымный, с жареным кофейным зерном. А еще цукаты, засахаренные фрукты, грибной умами. И все это на фоне резвой кислотности. Каждый бокал приближает нас к персонажам гогеновских полотен, пьющих кофе по-восточному в каком-нибудь Бомбее. Главное достоинство ван-жона – все это легально. Главный недостаток – его трудно найти.

Бывают саваньены и более традиционные, причем в двух стилях. Если вино выдерживают в бочках без долива, получается оксидативный стиль со всеми этими орехами и грибами. Если по-современному, с доливом, то на этикетке часто пишут ouille, а саваньен называют его более ранним именем натюре. В этом случае вино сохраняет свежесть и фрукт, часто бывает строгим и пряным.

фото

Известные виноделы Жюры

  • Domaine Macle
  • Jean-François Ganevat
  • Domaine des Miroirs
  • Domaine de Saint-Pierre
  • Domaine Montbourgeau 
  • B & S Tissot
  • A & M Tissot
  • Berthet-Bondet
  • Bourdy  
  • Chais du Vieux Bourg
  • Labet
  • Pierre Overnoy
  • Jacques Puffeney 
  • Jean Rijckaert

Domaine de Saint-Pierre теперь в портфеле Simple Collection

Фабрис Додан учился в Бургундии, работал в местном кооперативе, а в нулевых приобрел домен в Арбуа всего 6 га органических виноградников и натуральные методы винификации. Вина Фабриса полны жизни, чистоты и метафизики! Он работает с пино нуа­р, пульсаром, саваньеном и шардоне, комбинируя их в выразительной линейке сухих вин с low sulfur или вовсе без серы.

В Россию отправлена небольшая партия:
Arbois Rouge Pinot Noir 2018 
Les Gaudrettes Côtes Du Jura Rouge 2018 
Château Renard Arbois Blanc 2018 
Côtes Du Jura Blanc 2018
Blanc Du Matin

Фото на обложке: Shutterstock.

Фото: Facebook@juravins.

Иллюстрация: Игорь Романенко.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №131.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email