Сложносочиненный купаж – это то, чем славятся японцы, поэтому, узнав о новых правилах, компания Nikka совершила своеобразное сеппуку и честно сказала, что откажется от формулировки «японский виски» на некоторых продуктах, потому что не добьется в них нужного вкусового профиля без иностранных спиртов. Например, в купаже Nikka From The Barrel – лучшем виски 2018 года, по мнению Whisky Magazine, – участвуют до 200 разных бочек. Для меня, как и для других ценителей виски, важно, чтобы все было честно. Японский виски, который производят компании, открыто заявляющие о своих ингредиентах, конечно, настоящий.
Знаки отличия
Не нужно больших навыков, чтобы отличить бурбон от скотча с острова Айла, но у японского виски общего узнаваемого стиля нет. Например, релизы Nikka с дистиллерии Miyagikyo очень похожи на виски Спейсайда, и их запросто можно спутать с шотландскими. Хотя, конечно, есть продукты и с уникальными особенностями. Так, у Nikka с прошлого века сохранились старые колонны Коффи, которые изначально использовали для водки, джина, солодового и зернового виски, – в них получается особенный виски, повторить который не может никто. Кроме того, важно помнить, что японцы во главу угла всегда ставят баланс. Только они могут позволить себе выпускать релизы без указания возраста, в купаже которых используются солодовые спирты с двух дистиллерий, а также зерновой спирт с колонн Коффи, и продавать их за космические деньги. Вы удивляетесь, но пробуете и думаете: вау!
Дегустируй это
Кроме Nikka и Suntory интересную молт-коллекцию делает дистиллерия Chichibu, компания White Oak производит виски Akashi, а для тех, кто хочет попробовать рисовый стиль производства, советую Onishi, но пока эта дистиллерия не представляет свой продукт в России. Для дегустации, конечно, можно включить игру на сямисэне, журчание ручья из японского сада или картинку с карпами на большом экране, но, на мой взгляд, это лишнее.
Японский виски – это все-таки виски, и пить его нужно, как и все остальные. Если очень хочется добавить аутентичности, сделайте это способом мидзувари, с добавлением воды. Японцы не очень любят крепкие спирты и довольно сильно разбавляют их водой, делая напиток более гастрономичным и легким. Если в барах по всему миру подача крепкого алкоголя в формате highball (хайбол) стала популярна около пяти лет назад, то в Японии она била рекорды продаж еще в 1980-х.
Иллюстрация: © Мария Бойнова
Идут на рекорд
Лимитированные издания японского виски – это всегда хорошая статья инвестиций. Бутылка Yamazaki Sherry Cask, признанного лучшим виски 2013 года, сейчас стоит 6-10 тыс. евро при его начальной цене порядка 200 долларов. Кроме того, говоря об аукционах, нельзя не вспомнить потерянную дистиллерию Karuizawa, которая была законсервирована и позже закрыта в начале 2000-х годов. Запас их спиртов был продан и теперь периодически выпускается группами инвесторов. Недавно две дистиллерии компании Nikka пошли на эксперимент: обычно на заводе Miyagikyo используют много бочек из-под хереса и виски получается похожим на виски Спейсайда, а на Yoichi выпускают слабодымный – подобный можно встретить на острове Айла, но в этом году они все сделали наоборот – дымный на Miyagikyo и недымный на Yoichi. Возможно, это чья-то будущая инвестиция, ведь пока никто не знает, что получится в итоге.
Фото на обложке: © Nikka Whisky.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №144.