Японский виски: не такой, как все
Японский виски: не такой, как все

Японский виски: не такой, как все

Японский виски: не такой, как все

руководитель направлений «Азия» и «Виски» в Simple Group

Статьи по теме:

Короли баланса и купажа, японцы начали строить винокурни на полтысячи лет позже шотландцев и ирландцев, но сегодня производят виски, то и дело получающий звание лучшего в мире. Почему же тогда вообще возникают сомнения, настоящий ли он? Мы задали этот вопрос руководителю направлений «Виски» и «Азия» компании Simple Максиму Полькину. 

Считается, что виски в Японию привез коммодор Военно-морских сил США Мэтью Перри, который в 1854 году помог заключить первое торговое соглашение между США и Японией. Успешное завершение переговоров тогда отмечали американским виски. После этого в Японию и хлынули иностранные продукты питания и алкоголь, а местные жители стали пытаться их копировать. 

В то время от самогона низкого качества пострадало много людей. В одной из книг мне попадалось изображение лейбла виски Queen George («Королева Георгий») – не зная английского, японцы наносили на этикетку иностранные слова и продавали как виски. Только в 20-е годы прошлого века Масатака Такэцуру, будущий основатель компании Nikka, привез в Японию технологию производства. 

На самом деле он был потомственным сакеваром – у семьи Такэцуру до сих пор есть завод в Хиросиме, однако бизнес не мог перейти ему по наследству, поэтому он и посвятил свою жизнь другому напитку – виски – и уехал на стажировку в Шотландию. Вернувшись на родину, начал работать на дистиллерии Yamazaki вместе с Синдзиро Тори, основателем компании Suntory, но их первый виски не имел успеха – получился слишком дымным и крепким для японцев. Тогда Синдзиро Тори остался в центре Японии, а Масатака Такэцуру основал дистиллерию на севере страны, где, несмотря ни на что, продолжал делать все по шотландскому образцу. Со стажировки он привез на родину и свою вторую страсть в жизни – жену Риту Кован. В 2015 году японский сериал «Массан» об их отношениях привел к всплеску интереса к японскому виски.

Фото: © Nikka Whisky

Фото: © Nikka Whisky

Правила и исключения

Так как в Японии для производства виски всегда можно было использовать иностранные спирты, многие недобросовестные компании, появившиеся на волне интереса к напитку, начали скупать самые дешевые из них в Шотландии, Ирландии и Канаде, привозить в Японию, бутилировать, наклеивать этикетки с самураями и называть японским виски. Это нанесло огромный удар по репутации напитка. Представьте: всюду говорят, что японский виски – это круто, а потом вы приходите в магазин, видите бутылки за 2-3 тысячи рублей, покупаете и не понимаете, что только что выпили. Разочаровавшись один раз, многие не решатся на вторую попытку. Пробелы в законодательстве стали одной из причин споров на тему, считать ли японский виски настоящим.

В 2021 году Японская ассоциация производителей крепких напитков и ликеров (Japan Spirits & Liqueurs Makers Association – JSLMA) заявила, что так больше продолжаться не может и с 1 апреля всем компаниям, входящим в нее, необходимо соответствовать жестким правилам при маркировке продуктов. Теперь Japanese Whisky (японским виски) будет называться только продукт, сделанный из соложеного ячменя с добавлением других зерновых, а процессы его соложения, брожения, дистилляции и выдержки при этом должны проходить на территории Японии. Жаль, что на данный момент не все производители являются членами ассоциации.

Фото: © Nikka Whisky

Сложносочиненный купаж – это то, чем славятся японцы, поэтому, узнав о новых правилах, компания Nikka совершила своеобразное сеппуку и честно сказала, что откажется от формулировки «японский виски» на некоторых продуктах, потому что не добьется в них нужного вкусового профиля без иностранных спиртов. Например, в купаже Nikka From The Barrel – лучшем виски 2018 года, по мнению Whisky Magazine, – участвуют до 200 разных бочек. Для меня, как и для других ценителей виски, важно, чтобы все было честно. Японский виски, который производят компании, открыто заявляющие о своих ингредиентах, конечно, настоящий.

Nikka From the Barrel A.jpg

Фото: © Nikka Whisky

Знаки отличия

Не нужно больших навыков, чтобы отличить бурбон от скотча с острова Айла, но у японского виски общего узнаваемого стиля нет. Например, релизы Nikka с дистиллерии Miyagikyo очень похожи на виски Спейсайда, и их запросто можно спутать с шотландскими. Хотя, конечно, есть продукты и с уникальными особенностями. Так, у Nikka с прошлого века сохранились старые колонны Коффи, которые изначально использовали для водки, джина, солодового и зернового виски, – в них получается особенный виски, повторить который не может никто. Кроме того, важно помнить, что японцы во главу угла всегда ставят баланс. Только они могут позволить себе выпускать релизы без указания возраста, в купаже которых используются солодовые спирты с двух дистиллерий, а также зерновой спирт с колонн Коффи, и продавать их за космические деньги. Вы удивляетесь, но пробуете и думаете: вау!

Nikka Coffey Malt.jpg

Фото: © Nikka Whisky

Дегустируй это

Кроме Nikka и Suntory интересную молт-коллекцию делает дистиллерия Chichibu, компания White Oak производит виски Akashi, а для тех, кто хочет попробовать рисовый стиль производства, советую Onishi, но пока эта дистиллерия не представляет свой продукт в России. Для дегустации, конечно, можно включить игру на сямисэне, журчание ручья из японского сада или картинку с карпами на большом экране, но, на мой взгляд, это лишнее. 

Японский виски – это все-таки виски, и пить его нужно, как и все остальные. Если очень хочется добавить аутентичности, сделайте это способом мидзувари, с добавлением воды. Японцы не очень любят крепкие спирты и довольно сильно разбавляют их водой, делая напиток более гастрономичным и легким. Если в барах по всему миру подача крепкого алкоголя в формате highball (хайбол) стала популярна около пяти лет назад, то в Японии она била рекорды продаж еще в 1980-х. 

IMG_5965.jpg

Иллюстрация: © Мария Бойнова

Идут на рекорд

Лимитированные издания японского виски – это всегда хорошая статья инвестиций. Бутылка Yamazaki Sherry Cask, признанного лучшим виски 2013 года, сейчас стоит 6-10 тыс. евро при его начальной цене порядка 200 долларов. Кроме того, говоря об аукционах, нельзя не вспомнить потерянную дистиллерию Karuizawa, которая была законсервирована и позже закрыта в начале 2000-х годов. Запас их спиртов был продан и теперь периодически выпускается группами инвесторов. Недавно две дистиллерии компании Nikka пошли на эксперимент: обычно на заводе Miyagikyo используют много бочек из-под хереса и виски получается похожим на виски Спейсайда, а на Yoichi выпускают слабодымный – подобный можно встретить на острове Айла, но в этом году они все сделали наоборот – дымный на Miyagikyo и недымный на Yoichi. Возможно, это чья-то будущая инвестиция, ведь пока никто не знает, что получится в итоге.

Фото на обложке: © Nikka Whisky.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №144.

Статьи по теме:
  • Максим Полькин

    руководитель направлений «Азия» и «Виски» в Simple Group

  • 07 февраля 2022

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также