Хард-зельцеры: что нужно знать

Хард-зельцеры: что нужно знать

Константин Духанин

Автор

11 января 2021

Ноябрь 2013 года, городок Уэстпорт, штат Коннектикут. Некто Ник Шилдс, пивовар в пятом поколении, выпускает первую промышленную партию напитка под названием «хард-зельцер». 2019 год: в США продано хард-зельцеров на $1,3 млрд. Разбираемся, что это за категория, в чем секрет ее оглушительного успеха в Штатах, и сможет ли она повторить его в России.

Откуда такое название

Имя категории восходит к названию воды из источника Нидерзельтерс (Niederselters) в Германии. Эта вода отличается высоким содержанием кальция, соды и других полезных солей и минералов, а также природной газацией. В какой-то мере сельтерская считалась эталоном газированной минеральной воды, и постепенно ее имя стало нарицательным для обозначения продукта в целом, в том числе в России.

В США слово seltzer со временем тоже стали использовать, говоря о почти любой газированной лечебной жидкости (вспомните Alka-Seltzer). А вот слово «зельц», обозначающее колбасное изделие, хоть и тоже немецкое по происхождению, к сельтерской и зельцерам отношения не имеет: по-немецки оно пишется Sülze и, по-видимому, происходит от слова «соль» – Salz.

Если б мы знали, что это такое

Зельцер (англ. hard seltzer – «жесткая сельтерская» или spiked seltzer – «колючая сельтерская») – это слабоалкогольный напиток, в который входят крепкий спиртной напиток, газированная вода и фруктовые, ягодные и растительные ароматизаторы. Содержание алкоголя в зельцерах составляет в среднем 5%. В США, где и начался бум зельцеров, для их производства обычно используют спирты из сахарного тростника (можно сказать, «ромовые») или спирт из соложеного ячменя (из такого, например, делают виски или варят пиво, и кстати, производство хард-зельцеров во многом схоже с пивоварением). За пределами США для зельцеров обычно используют нейтральные крепкие напитки типа водки, или спирты, полученные из фруктов или ягод: бренди, шнапс и т.п.

Зельцеры выпускаются в виде RTD (англ. ready to drink – «готов к распитию») – готовой смеси в алюминиевой банке, стеклянной бутылке или любой другой упаковке. От вас требуется только купить и охладить. В англоговорящих странах зельцеры иногда также называют highball по имени категории коктейлей в высоких стаканах, в состав которых входят те же ингредиенты, что и у зельцеров: алкоголь, газированная вода и (не всегда) фруктово-ягодно-травяной компонент.

© facebook@trulyhardseltzer

© facebook@trulyhardseltzer

Hahaha, classic…

Нет ли тут, в аптеке, чего-нибудь этакого... – бормочет Обтесов, шевеля пальцами, – чего-нибудь такого, знаете ли, аллегорического, какой-нибудь живительной влаги... зельтерской воды, что ли?
А. Чехов.
«Аптекарша»

– Может быть, пива? Красного вина?
– Нет, покорно благодарю. И так пьян. Гран мерси.
– Сельтерской воды?
Штабс-капитан оживился.
– Ах, да, да! Вот именно... именно сельтерской... стаканчик не откажусь.
А. Куприн. «Штабс-капитан Рыбников»

– В кино хочется, – капризно повторила Зося, – орехов хочется, баклавы, сельтерской с сиропом!
И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»

Почему хард-зельцеры так популярны

Как ни странно, бешеную популярность хард-зельцерам принес ЗОЖ, ну или его видимость. В США с их любовью к подсчету калорий традиционно потребляют неимоверное количество пива, которое является весьма калорийным напитком. Но если в банке пива Light объемом 0,33 л содержится не менее 96 ккал и 3,6 г углеводов, то в аналогичной банке зельцера 100 ккал, наоборот, будут верхней границей, а содержание углеводов не превысит 2 г. Многие производители также указывают на своих хард-зельцерах, что они не содержат глютена, в то время как большинство сортов пива варятся из глютеносодержащих ячменя и пшеницы.

Люди, следящие за здоровьем, отказываются от пива в пользу других слабоалкогольных напитков: падение рынка пива в США в 2019 году составило 2,5%. Однако большинство алкогольных RTD также проигрывают зельцерам в глазах зожников по другому показателю – сахар в них порой превышает 30 г на порцию 0,33 л, тогда как в хард-зельцерах его очень мало. Например, зельцеры от лидера рынка, компании White Claw, содержат 2 грамма на порцию, а в некоторых зельцерах сахара нет вовсе.

Илья Бубашвили, бренд-амбассадор Simple:

«Кому мировой локдаун точно пошел на пользу, так это производителям зельцеров. Публика, соскучившаяся по вылазкам в бар и потреблению своих любимых коктейлей за стойкой, нашла отличную альтернативу в виде баночного готового коктейля.

В России, правда, история с баночными коктейлями не так радужна. В погоне за дешевизной производители напрочь сломали хорошее отношение к продукту. Очередной коктейль в банке воспринимается как дешевое пойло, и сломать такой стереотип крайне сложно. Производить в России такой продукт тоже весьма проблематично. Во многих странах крафтовое производство приносит хорошие деньги в казну, благодаря свободе действий рождаются действительно классные бренды.

В России алкогольное производство сильно зарегулировано государством, что связывает руки энтузиастам. Вот и приходится «наслаждаться» теми вкусами, которые нам предлагают гиганты-монополисты, нацеленные на дешевый массовый рынок. Большие производители готовы делать всякую лажу, потому что ее пьют, да и понимания у них, какой продукт нужен, тоже нет – там большинство из 90-х».

Shut up and give us your money

Продажи зельцеров от White Claw по итогам 2019 года выросли больше чем на 250% (в среднем по категории 202%) и составили около $1,5 млрд. Многие эксперты ожидали продаж на уровне $2,7–3,5 млрд в 2020-м и троекратный рост категории к 2022 году.

Конечно, даже при таких объемах продажи зельцеров в 2019 году в США не превысили 3% от продаж пива. Но тот факт, что годом ранее они не превышали 1%, а также перспективы рынка вынудили пивных гигантов включиться в гонку. В ноябре 2019-го крупнейший в мире производитель пива Anheuser-Busch InBev запустил в рамках бренда Bud Light линейку зельцеров (лимон/лайм, манго и др.). Несколькими месяцами ранее другой бренд зельцеров корпорации, Bon & Viv, стал официальным напитком Национальной футбольной лиги (National Football League, NFL) США, финал сезона НФЛ (Super Bowl) обычно становится телевизионным событием года в стране.

© facebook@whiteclawseltzer

© facebook@BudLight

Порок на экспорт

Из США бум на хард-зельцеры перекочевал в Канаду и Великобританию (в обеих странах уже открылись представительства White Claw), а также Австралию и Новую Зеландию, хотя там цифры продаж пока не столь ошеломляющие. В Великобритании, кстати, уже есть местная суперзвезда – напиток DRTY. По замыслу производителя, очевидно, тоже заигрывающего с ЗОЖ-аудиторией, грязным (англ. dirty) чистый по составу напиток делает алкоголь.

На постсоветском пространстве свои хард-зельцеры тоже уже есть. Два зельцера (апельсин/лимон и черная вишня) запустила знаменитая «Оболонь». Все по правилам ЗОЖ: при крепости 4,5% они содержат 0,8 г углеводов на 0,5 л.

В России свои герои. В ноябре 2018 года питерская Bowl Cut Brewery выпустила хард-зельцеры под названием From Zero to Hero с содержанием алкоголя 4,2%. Ароматизаторами в них выступили сок ананаса и сок и цедра лайма. Если учесть, что Петербург всегда держит руку на пульсе в вопросах алкогольной индустрии, возможно, пора вкладываться в производство сельтерской. Но это не точно.

Фото на обложке: © Maria Oswalt/Unsplash

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №135.

  • Константин Духанин

    Автор

  • 11 января 2021

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari