Справочная литература наименее развернута к потребителю, это скорее внутрицеховой разговор. Прикладных знаний для неофита тут немного, и важно не столько держать их в голове, сколько зафиксировать источник и иметь его в быстром доступе.
Агитационный жанр призван вербовать любого сочувствующего независимо от исходной подготовки. Среди последних примеров – «В поисках идеального виски» Иэна Бэнкса, «Мужские напитки» Андрея Макаревича, и конечно, «Виски», «Бухло» и «Питьевые заметки» Эркина Тузмухамедова. Начинать логичнее именно с такого, не всякий с порога готов погружаться в ppm и нюансы дистилляции.
Бал здесь правят люди разных исходных профессий, но у всех солидный опыт отношений с напитком. Это территория харизматиков, скучным позволительно быть бухгалтеру, но агитатору – ни-ни.
Эксперты
Путь из винной журналистики в экспертное сообщество – вполне рабочий сценарий, ибо fake it ‘til you make it. Скажу больше: многие оценочные критерии в мире виски появились и прижились благодаря выходцам из этой среды. При всей длинной и ветвистой родословной сам регламент оценки напитка – дело относительно свежее, и скроен он в том числе по лекалам Джексона.
Майкл Джексон
Майкл Джексон (1942–2007) предложил использовать 100-балльную шкалу, отбив нижнюю границу пристойных виски на 75 баллах. Многие труды Джексона сегодня справедливо считают эталоном образовательной литературы. Начинал Джексон с пива, его первый труд – The World Guide to Beer (1977) – по сей день числится среди лучших работ о продукте. По сути это первая упорядоченная классификация сортов пива мирового масштаба.
Годом раньше появилась книга The English Pub, где Джексон впервые заявил писательскую стратегию: напиток был преподнесен в широком контексте традиции, с отсылкой к корням и культуре потребления, а также разбором технологии.
В начале 90-х, уже в летах и статусе, Джексон вновь вернулся к пивной теме, отдав дань давнему своему пристрастию – бельгийским сортам. Последняя редакция Michael Jackson’s Great Beers of Belgium вышла уже после смерти автора. Для многих крафтовых пивоварен США она стала пошаговой инструкцией к производству.
На повышение градуса Джексон пошел в 1980-х, The World Guide to Whisky и неоднократно переизданный Complete Guide to Single Malt Scotch открыли счет всему подробному и системному, что было дальше написано о виски.
Вышедшие позднее Scotland and it's Whisky, The Malt Whisky Companion и Whisky закрепили за Джексоном статус главного рупора мировой виски-индустрии. Он сформировал свой стиль с оглядкой на винную культуру, где многостраничные и хорошо иллюстрированные издания к тому времени стали уже нормой.
Джексон доказал, что о спиртном можно и должно писать глубоко и познавательно, Мюррей сделал из этого большую и местами вполне художественную прозу.
Джим Мюррей
У Мюррея конфликта интересов не было: к 1992-му он, уже побывавший телекомментатором спортивных программ и написавший книгу о любимом футбольном клубе, стал первым в мире профильным автором, посвятившим себя виски.
Самый резонансный труд Мюррея – ежегодный (выходит с 2003 года) альманах Jim Murray’s Whisky Bible со справочной информацией по дистиллериям Великобритании, Ирландии, США, Канады и Японии. Напитки здесь оцениваются по четырем критериям: аромат, вкус, финиш и баланс. За каждый дается максимум 25 баллов. В базе Мюррея сегодня более 4000 напитков.
Мюррей – автор серии блестящих фундаментальных трудов, вышедших до альманаха, включая Classic Irish Whisky, Classic Bourbon и др. Если Джексон задал структуру, формулу, то Мюррей – интонацию. Его считают прекрасным стилистом, но впечатляет и охват: его литература претендует на глобальное описание алгоритмов всей виски-индустрии.
Дэйв Брум
Дэйв Брум (р. 1959) – самый молодой в высшей лиге, и, вероятно, самый «переведенный» на русский. В переводе доступны все его главные работы, и тем удивительней, что в рунете информация о нем крайне скупа.
Редактор-консультант Whisky Magazine, редактор Scotch Whisky Review, издатель Whisky Magazine Japan и арбитр конкурса World Whiskies Awards Брум известен русскоязычным читателям по книгам «Виски. Атлас мира», «Ром», «Справочник бармена» и «Крепкие алкогольные напитки мира». Постоянный автор The Spectator, Mixolog и Imbibe, четырежды лауреат премии Glenfiddich, он активно выступает и как лектор.
Чарльз Эдвард Маклин
Чарльз Эдвард Маклин (р. 1946) – несколько автономная история. Он не журналист, успешно «спившийся» в эксперты, а признанный автор художественной прозы, выходец из высшего света, шотландский аристократ, выпускник Итона и Оксфорда.
В виски-сообщество он пришел по сложной траектории, будучи состоявшимся писателем и обладателем престижных премий. Принадлежность к праздному классу никак не сказалась на общественном темпераменте Маклина: он выступал в рок-группе, был моряком, художественным редактором Vogue и соучредителем журнала Ecologist.
Мостиком к работе над алкогольной темой писателю послужила его документальная проза: путеводитель по пабам Глазго, сборник шотландских тостов и молитв перед едой, а также книги о замках, кланах и тартанах Шотландии. В начале 1980-х Маклин оставил карьеру адвоката и занялся исследовательской работой, связанной с виски.
Многие знают Маклина в лицо: он ведущий единственного на сегодняшний день телеканала, целиком посвященного виски, а также снялся в фильме Angels’ Share, сыграв почти самого себя.
Он посвятил виски с десяток трудов, среди которых Scotch Whisky: A Liquid History (премия Джеймса Бёрда, 2005), Malt Whisky, McLean’s Whisky Miscellany.
Маклин был издателем Whisky Magazine, главным редактором и соавтором переведенного на русский World of Whisky, где отметился и Брум. Многие знают его в лицо: он ведущий единственного на сегодняшний день телеканала, целиком посвященного виски – singlemalt.tv, а также снялся в фильме Angels’ Share, сыграв почти самого себя.
Журналы
Whisky Advocate (в прошлом Malt Advocate) и британский Whisky Magazine – основные журналы о виски. Последний, начав с огромного пласта общеобразовательных материалов, сегодня несколько отошел от изначального амплуа, позиционируясь скорее как новостной ресурс. Подобные журналы воспринимаются как нишевые, но по факту стараются достучаться и до неофита, и до матерого потребителя, и до эксперта.
Конкурсы
Что касается экспертизы как таковой, то сфера престижных мировых конкурсов, где оцениваются виски, остается стабильной, без новомодных инвазий вроде Vivino, поколебавших востребованность консервативных рейтингов в мире вина. У нас есть четыре столпа, два строго про виски, и два – широкого охвата.
The International Whisky Competition (IWC) – ежегодный международный конкурс в 40 номинациях, со 100-балльной шкалой.World Whiskies Awards совместно проводят Whisky Magazine и The Drinks Report. Он примечателен двухэтапной оценкой напитков: сначала баланс / характер / сложность / качество, затем дизайн / успешность продаж.
International Spirits Challenge (ISC) существует с 1998 года, в нем ежегодно соревнуются более 1000 крепких напитков. Судейскую коллегию в номинации «Виски» возглавляет Ричард Патерсон.
Конкурс The International Wine & Spirit Competition (IWSC) – старейший из перечисленных. Он проводится с 1969 года и сперва именовался Club Oenologique. Любопытно, что кроме оценки органолептики вин и крепких напитков здесь с самого начала проводился и химический анализ номинантов. Всего тут 36 категорий, 13 из них – винные, остальные посвящены крепкому алкоголю.
В России
И напоследок о русскоязычной среде, пишущей о виски. Она пока не грешит громкими именами, но наше дело молодое, если что, догоняем мы резво.
Эркин Тузмухамедов задал планку жанру; раскованная, а порой и рискованная подача материала – его бесспорный плюс. В идеале напиток – это приключение, и разговор о нем не должен походить на объяснительную. Стиль изложения Эркина балансирует порой на грани сатирической прозы, но куда же в России без этого.
Если говорить о блогосфере, здесь все вполне живо и динамично. Жанр краткой формы преобладает, но эссенция эта вполне информативна, и в концентрированном виде несет в себе все свойства фундаментальных трудов. Лично я неизменно слежу за сетевыми публикациями Алексея Неаронова и Михаила Самарина и смотрю видеоблог Юрия Щербины WhiskyLoft TV. Ценно то, что они воспринимают мировые тренды сквозь реалии и перспективы российского рынка.
Поначалу ориентироваться в таком густом пейзаже, конечно, нелегко. Но как иначе: напиток идет к потребителю через обретение статуса, и миновать рецепторы авторитетного сообщества немыслимо. Это наш первый фильтр. Или баррикада – как пойдет.
Топ-5 книг о виски
- «Чистый продукт, в поисках идеального виски», Иэн Бэнкс, Эксмо, 2014;
- «Виски опус», Смит Роскроу, BBPG, 2013;
- «Мир виски», Чарльз Маклин, АСТ, 2010;
- Complete Guide to Single Malt Scotch, Michael Jackson;
- Jim Murray’s Whisky Bible, 2019.
Иллюстрации: Вадим Скардана.
Фото обложки: Samane Mohhamadi on Unsplash.
Материал впервые был опубликован в номере Simple Wine News №127.