На третьем Simple Congress было много интересных спикеров из винного мира, но самые большие аплодисменты сорвал не сказавший о вине ни слова Ричард Патерсон. Тренды, технологии, история, экономические передряги, все это, конечно, очень важно, но, как сказал Ричард, люди устали и хотят выпить. Людям из «вина» можно многому поучиться у него в плане профессионального этикета. Карьера Патерсона длится уже 53 года, ему 70, его называют самым эксцентричным мастер-блендером Шотландии, его этикетки бьют мировые рекорды по стоимости на аукционах, а он до сих пор ведет диалог с теми, кто не может отличить виски от бренди.
Патерсон путешествует со своим чемоданчиком и рассказывает о виски простым языком: откуда берутся ароматы, как держать бокал, и для чего вообще все это нужно. В голове не укладывается: мастер-блендер огромной компании, почтенный, уважаемый человек таскается с резиновыми игрушками и ламинированными слайдами, чтобы поведать новичкам, как правильно работать носом. Можно же нанять для этого армию падаванов! Но нет, Ричарду нравится беседовать с миром лично. Ключевые моменты этого общения неизменны: он выплескивает виски на пол, чтобы омыть стенки бокала, а потом кричит, что убьет всех, кто не проявит должного уважения к напитку.
Ричард Патерсон
Ричард Патерсон – знаменитый мастер-блендер, официальный посол виски в Шотландии и главный нос компании Whyte & Mackay. В мире виски его называют просто The Nose. Известно, что нос Патерсона застрахован на 1,5 млн фунтов. Патерсон отвечает за стили The Da
Он рассказывает о виски так артистично, что даже те, кто уже слышал его шутки, украдкой хихикают. «Выходя отсюда, вспомните известные слова о том, что любовь заставляет мир вертеться...» Все начинают неистово хлопать в ладоши, и тут Патерсон заканчивает фразу: «Но это полная чушь! Мир заставляет вертеться виски, причем вдвое быстрее». Он срывает новые овации, приправленные на этот раз хохотом. По тому, сколько человек в зале искренне ему хлопает, можно судить, как много новеньких пришло в профессиональную среду. Перед интервью он сказал: «Мне приятно видеть, что меня окружают молодые люди. Вы будете определять будущее нашей среды, от вас зависит, куда все двинется в ближайшие десятилетия». Мы привели Патерсона на «Патрики», окружили молодежной тусовкой, налили вина и стали задавать неудобные вопросы.
Глеб Короленко: Вы любите рок-музыку?
Ричард Патерсон: Я люблю всю музыку. Рок? А почему не хэви-метал? Def Leppard и AC/DC, например. Музыка играет важную роль в моей жизни: она помогает поймать необходимое настроение. Главное – найти время ее послушать.
Вчера вы выступали на сцене Simple Congress, как рок-звезда.
Я был единственным на конференции о вине, кто говорил о виски. Когда ты в таком меньшинстве, нужно завладеть вниманием аудитории и произвести впечатление. Может быть, после этого «винные» люди пересмотрят свои взгляды на крепкий алкоголь.
Вы пришли в виски 53 года назад, в 17 лет**. У вас было право выбора карьеры?
Отец устроил меня в небольшую компанию, и, конечно, мне не раз приходилось сталкиваться с нападками в стиле «ты добился этого не сам». Я ужасно расстраивался, но отвечал на все это честной и усердной работой. Наверное, отчасти, это меня и заставило состязаться в ISWC, получить диплом WSET и вообще развиваться во всех направлениях с двойной скоростью. Я изучал информацию не только о спиртах, но и о винах, о кофе, сигарах и чае. Знание – сила, к тому же мне все интересно и любопытно. Прежде чем поехать в Россию, я узнал о вашей стране все, что мог. Даже сейчас новые знания мне помогают в работе, а в юности они были необходимы как воздух.
Чтобы создавать уникальные бленды, вы держите в голове сотни ароматов, а потом воспроизводите их в нужном порядке. Как такое возможно?
В отличие от вина, виски не может обмануть вас, показав в аромате одно, а во вкусе другое. У вина может быть аромат в балансе, а вкус – наоборот. У нас такого не бывает, поэтому полагаться на запахи нам проще. Нос очень важен, но это далеко не все. Мы знаем четкий рецепт каждого купажа. Для его воспроизведения важно постоянство поставок спиртов одинакового качества. Другая важнейшая деталь – качество бочек. Если все это на высоком уровне, остается только добиться от ингредиентов гармонии. Гармония – ключевой аспект. Хороший бленд – как удачные отношения. Вы встречаетесь, присматриваетесь друг к другу, проводите некоторое время вместе, а потом бац – свадьба. Примерно то же самое мы делаем с виски.
То есть вы не всегда полагаетесь на нос?
Нос важен когда проверяешь бочку на свежесть или когда следишь за развитием виски с возрастом. Другой вопрос – поддержание стиля. Когда у тебя в бленде 25–30 спиртов от разных заводов, нужно следить за их запасом на годы вперед. Иногда некоторые сингл молты недоступны для купажей и тогда приходится работать с тем, что есть. Нужно спланировать купаж с учетом всех возможных люфтов и перемен. Чтобы держать стиль неизменным, у нас на стоке миллионы литров спирта.