Есть только один способ разобраться в вине – пробовать его и, по возможности, одновременно заниматься образованием или самообразованием, а изучать тут есть что, от истории и общей географии до микробиологии и почвоведения. Вино находится на стыке очень многих наук, именно в этом и заключается его чуть ли не магическая бесконечность в качестве предмета для изучения.
Итак, некоторые из популярных винных мифов вы найдете ниже, но, разумеется, их гораздо больше. Надеемся, вы развенчаете их для себя самостоятельно.
Винтовой пробкой закрывают только плохие вина
Скажите честно, вы любите новозеландский совиньон блан? Скорее всего. А вы видели когда-нибудь новозеландский совиньон блан, закрытый «обычной», пробковой пробкой? Вряд ли, как и любое другое новозеландское вино, как и большинство австралийских, а также изрядную часть чилийских, аргентинских, американских и многих других. Да и в Европе винтовая пробка нынче не редкость.
Главный плюс винтовой пробки – вина, ею укупоренные, гораздо более устойчивы к «болезни пробки», которой мы обязаны такому химическому соединению, как трихлоранизол (ТХА), и отчасти окислению. Минус – некоторым она кажется менее эстетичной. Разница между одинаковыми винами меж тем есть: после хранения под винтовой пробкой они оказываются, как правило, более яркими и фруктовыми, под пробкой из коры пробкового дуба – более сложными и развитыми. Что вам больше нравится – выбирайте сами.
Чем вино дороже, тем лучше
Ценообразование на вино – штука вариативная, поскольку все вина разные и параметров, по которым они разнятся, гораздо больше, чем вы думаете. Есть базовые, мы все их знаем: цвет, регион, количество сахара, время выдержки и так далее. Кроме этого, есть еще несколько десятков параметров, которые до сознания конечного потребителя не добираются: размер виноградника, размер винодельни, количество затраченного ручного труда, стоимость оборудования для винификации и так далее.
Окончательный ценник на полке – плод сложной цепочки коммуникаций с участием винодела и продавца (или нескольких), поэтому одна и та же бутылка одного и того же вина одного и того же года урожая может стоить в разных местах по-разному. А количество вариаций при неравных, но схожих параметрах может быть безграничным: просто представьте себе, какое количество вина в мире попадает под популярный запрос «красное сухое».
Разумеется, вино за 500 рублей из ближайшего супермаркета, скорее всего, не будет похоже ни на вино за 5000 рублей, ни на вино за 50 000 рублей, но это не значит, что оно будет некачественным – главное, чтобы оно было сделано без дефектов и не было испорченным в процессе хранения.
Дешевое вино сделано из порошка
Технологически приготовление вина из порошка маловероятно: чтобы выпарить из вина воду, его нужно сначала сделать. Превращение вина в порошок – тоже операция, требующая дополнительных затрат, в том числе финансовых. Сухой алкоголь в самом деле существует, однако напиться им довольно сложно, а сделать из него хоть что-то отдаленно напоминающее вино – и подавно.Чтобы понять почему, просто посмотрите вот это видео.
Когда люди говорят о порошковом вине, они, скорее всего, имеют ввиду фальсифицированное вино – вода, спирт, дешевое вино как один из компонентов, ароматизаторы (хотя, возможно, некоторые из них действительно верят в «вино из порошка»). Не суть важно, как именно было фальсифицировано вино, важно чтобы такие вина встречались в нашей с вами жизни гораздо реже.
Старое вино всегда лучше молодого
Потенциал хранения у всех вин разный. Собственно, это и является одним из главных факторов, влияющих на их цены. Кроме того, изменилось и само отношению людей к процессу хранения вина. Если раньше считалась нормальным купить партию вина в молодом возрасте и положить его в свой собственный погреб на выдержку, то теперь люди склонны пить даже самые престижные вина в молодом возрасте, не говоря уже о винах попроще.
Так что, увы, не всем винам удается состариться красиво. Многим из них вряд ли предназначен срок жизни более трех-пяти лет, не говоря уже о винах, созданных для того, чтобы их пили молодыми, вроде винью верде или божоле нуво.
Вино Amarone della Valpolicella Classico, Bertani, 2009 г.
Белое к рыбе, красное к мясу
В целом верное, но очень упрощенное представление о логике сочетаний вина и еды, ведь и белые, и красные вина бывают как легкотелыми, так и сверхнасыщенными, да и рыба, и мясо могут существенно отличаться плотностью фактуры и яркостью вкуса.
Поэтому не бойтесь пробовать легкое белое мясо с насыщенными белыми, а плотную рыбу вроде тунца с легкими и кислотными красными. Кроме того, есть такие вина, как розовые, которые универсальны в гастрономическом плане.
Французское вино всегда лучше чилийского
Вина из Европы, Старого света, принято считать сложными и элегантными, а вина из Нового Света, то есть Чили, Аргентины, Австралии, Новой Зеландии – мощными, яркими и простоватыми. Предпосылки к этому и правда есть. Скажем, Чили как винодельческая держава впервые выстрелила на мировом рынке именно яркими и несложными винами, причина появления которых проста – 300 солнечных дней в году и бескрайние виноградники. Или знаменитые австралийские ширазы: они действительно мощные, и алкоголь в них редко опускается ниже 14%.
Значит ли это, что каберне из Калифорнии будет хуже каберне из Бордо? Вовсе нет, и именно об этом снят чудесный фильм BottleShock, что называется, «основанный на реальных событиях». Впрочем, главное, что нужно помнить, если вы, подобно героям фильма, вдруг решите сравнивать новосветские вина и европейские вслепую, – берите бутылки примерно одной ценовой категории. Все-таки цена вина и его качество – вещи соотносимые.
Не сухое вино брать неприлично, это дурной тон
Сладкие и крепленые вина вышли из моды, но это не значит, что они плохие. Хорошие портвейны, особенно винтажные, – предмет мечтаний любого коллекционера вина. Натуральные сладкие вина, такие как айсвайн или сотерн, виноград для которых собирают в ноябре или даже декабре, – классика европейского виноделия и лучший вариант для закладки в погреб, ведь сахар – идеальный консервант.
К сожалению, по мнению многих начинающих винолюбов сухое вино – это единственно приемлемый вариант. Во многом ситуацию на постсоветском пространстве портит историческая память о «трех топорах» и других псевдокрепленых.
Фото: Сhuttersnap on Unsplash; Роман Суслов.